Top.Mail.Ru
Чем лизинг лучше кредита: разбираемся на примере покупки дорожно-строительной техники

Чем лизинг лучше кредита: разбираемся на примере покупки дорожно-строительной техники

фото: из архива редакции / 22.05.2023
Продажи российской дорожно-строительной и специальной техники на внутреннем рынке растут из года в год. При этом эксплуатирующие организации чаще стали оформлять технику в лизинг. Чем так интересен этот инструмент бизнесу — разбираемся вместе с экспертами компании «ВТБ Лизинг».

Михаил Ожерельев

Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», в 2022 году потребление отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) выросло на 33 %, до 73,4 млрд рублей. Спрос на спецтехнику подогревают масштабные планы властей, запуск крупных инфраструктурных, автодорожных, строительных проектов. По стратегии Минтранса, до 2035 года планируется построить 12 000 км новых федеральных трасс. В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» власти собираются выделить на эти цели 12 трлн рублей. Обновление парка дорожно-строительной техники должно обеспечить бесперебойную работу отрасли и выполнение тех амбициозных планов, которые зафиксированы в стратегических документах правительства.

Операторы активнее приобретают российское оборудование. Так, в прошлом году отгрузки российских экскаваторов выросли в 2,1 раза, фронтальных погрузчиков — на 42 %, кранов-манипуляторов — на 18 %, автогрейдеров — на 12 %. Сегодня в арсенале отечественного машиностроения, работающего на дорожно-строительный комплекс, находятся производственные возможности полусотни заводов. В 2022 году они выпустили продукции объемом 75,6 млрд рублей (для сравнения: в 2021 г. — 56 млрд).

Чем лизинг лучше кредита: разбираемся на примере покупки дорожно-строительной техники

В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Потребности нашего рынка в ДСТ и самоходных машинах в нынешнем году составят 14 тыс. единиц, из которых 60 % — техника российского происхождения, а 40 % — зарубежного, посчитали в Федеральном дорожном агентстве. Правда, возможности приобретения импортных машин подкосили ограничения на ввоз в страну части категорий спецтехники из Евросоюза и Японии, а также приостановка работы компаний в РФ. Санкции ЕС, например, напрямую запрещают поставки в РФ грузовиков, автомобилей дороже 50 тыс. евро и их комплектующих, бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков и гусеничных тракторов. Остро встал вопрос с наличием запчастей и поддержанием ремонтной базы для уже используемой техники. В освободившуюся нишу активно проникают китайские марки: в 2022 году их доля взлетела в 3,4 раза (с 9,7 % до 32,8 %). Среди наиболее популярных брендов — SANY, XCMG и Zoomlion. Однако замещение западных и японских игроков китайскими брендами не успевает покрывать запросы рынка.

Неудивительно, что 2022 год ознаменовался значительным ростом цен на спецтехнику, запчасти и комплектующие. По данным НАПИ за четвертый квартал 2022 года, средняя стоимость новой спецтехники увеличилась на 3,5 % по сравнению с четвертым кварталом 2021 года, а техники с пробегом еще сильнее — на 8,3 %.

Но рынок адаптируется к новой реальности. Нестабильность в экономике, повышение стоимости новых и бывших в эксплуатации машин подтолкнуло отечественного пользователя к привлечению большего объема гибких инструментов финансирования, одним из которых стал финансовый лизинг. Он предполагает долгосрочную аренду, которая подходит предприятиям, планирующим получить актив во владение по окончании срока договора.

Чем лизинг лучше кредита: разбираемся на примере покупки дорожно-строительной техники

ЛИЗИНГ ИЛИ КРЕДИТ?

Лизинг становится все более популярным: если еще прошлой весной таким способом приобреталось 31 % новых колесных транспортных средств (от легковых до спецтехники), то в декабре 2022‑го — уже 40 %.

Некоторые предприниматели и компании обращаются в банк за кредитом, чтобы приобрести специализированную технику для бизнеса и при этом не изымать деньги из оборота. Однако, по мнению финансовых экспертов, лизинг спецтехники является более рациональным и оправданным решением в плане оптимизации бюджета предприятия. Если сравнивать условия приобретения техники в лизинг или с привлечением банковского кредита, можно отметить несколько преимуществ первого варианта. В числе более очевидных — минимальный пакет документов и небольшой первоначальный взнос. В некоторых случаях внесение аванса и вовсе не потребуется.

Кроме этого, юридические лица, обратившиеся за техникой в лизинг, могут получить определенные налоговые льготы. Проще говоря, лизинг — отличный способ уменьшить налоги законным путем. Во-первых, компания на общей системе налогообложения может поставить к зачету (вычету) НДС со всех лизинговых платежей. Экономия доходит до 20 % от суммы договора.

Во-вторых, снижается налог на прибыль: платежи за взятый в лизинг автомобиль в бухгалтерской отчетности проводятся как расходы компании, что и снижает базу данного налога. Поэтому, когда компания платит за лизинговый автомобиль, база налога снижается на эту же сумму, и экономия выходит до 20 % с суммы договора лизинга. Итоговая экономия по обоим налогам может достигать 40 % от стоимости техники по договору лизинга.

В пользу лизинга работают также скидки от производителей и поставщиков, субсидирование техники государством и гибкие настройки расчетов (например, с минимальной ежемесячной нагрузкой на бюджет предприятия). Играет роль и повышение спроса на технику с пробегом, которая также может браться в лизинг. Теперь этот вариант рассматривается как бизнес-решение на фоне дефицита новой техники. Так, потребители, которые не готовы пересаживаться на китайские марки, формируют заметный спрос на такие машины. Как следует из исследования «Эксперт РА», за первое полугодие 2022 года 70 % лизинговых компаний нарастили работу с подержанной техникой.

ПЛЮС СУБСИДИЯ

Повысить доступность и объем использования лизинга стремятся и государственные ведомства. Параллельные программы льготного лизинга для бизнеса реализуют Минэкономразвития и Минпромторг России. Сегодня возможность получения субсидий от государства рассматривается как значимое преимущество лизинга. Расскажем об этом подробнее.

Согласно постановлению правительства РФ № 811, в текущем году предоставляется льготный лизинг специализированной техники и (или) оборудования. На эти цели выделено 2 млрд рублей. «ВТБ Лизинг» входит в число компаний, возобновивших работу по программе льготного лизинга ДСТ.

Субсидия позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обновлять и пополнять автопарк с выгодой до 15 % от стоимости техники. Программа распространяется на новую специальную технику и самоходные машины, которые произведены не ранее 2020 года. Срок лизинга по программе — от 12 до 60 месяцев.

Если машина передается в лизинг на территории Дальневосточного или Сибирского федеральных округов, республик Карелия, Коми и Крым, Архангельской, Калининградской или Мурманской областей, а также Ненецкого или Ямало-Ненецкого автономных округов, то покупателям предоставляется скидка до 15 % от ее цены (с учетом НДС). Для других регионов скидка составляет 10 %.

«Программа поддержки лизинга дорожно-строительной техники является эффективным инструментом для обновления транспортных парков российских компаний, — прокомментировал начальник управления развития бизнеса ''ВТБ Лизинг'' Андрей Гетманюк. — Она позволяет приобретать дорогостоящую технику без крупных первоначальных вложений».

В рамках этой программы стабильным спросом у клиентов «ВТБ Лизинг» пользуются экскаваторы, ковшовые и вилочные погрузчики, тракторы, бульдозеры, краны и катки. «Приобретенная техника в основном задействована в реализации инфраструктурных проектов страны», — добавил Андрей Гетманюк.

Существенно, что в компании не предусмотрено ограничений по сумме финансирования для приобретения техники, предоставляемой в лизинг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

ПРОДУКТ, СЕРВИС И КОММУНИКАЦИЯ

Сегмент спецтехники эксперты называют одним из основных драйверов роста лизинговой отрасли. После снижения ключевой ставки ЦБ заметно вырос спрос как раз на этот вид техники: за 9 месяцев финансовый лизинг СДМ прибавил до 11 % (данные «Эксперт РА»).

Компания «ВТБ Лизинг» также активно развивает этот сегмент — объем предоставленного финансирования вырос на 10 % по сравнению с 2021 годом. И в том числе обновляет продуктовые предложения, сервисную составляющую и способы коммуникации.

Например, клиентам «ВТБ Лизинг» предоставляется доступ в личный кабинет, в котором хранится вся информация по договору лизинга и страхованию. Функционал личного кабинета позволяет проверить график платежей, узнать размер задолженности, переплаты, оставить заявку на дополнительные услуги, скачать копии первичных учетных документов. Также лизингодатель готов по заявке клиента, оставленной в личном кабинете, оказать помощь в подборе машин. Предусмотрено оформление сделки за один день по программе «Экспресс-лизинг».

«Мы постоянно пересматриваем подходы к скорости одобрения и оформления сделки, а также к требованиям по пакету документов, — рассказал директор направления автолизинга ''ВТБ Лизинг'' Артем Киселев. — Продолжаем автоматизировать процессы и процедуры, работаем над созданием привлекательных для клиентов условий по обновлению автопарка под различные цели».

По словам эксперта, большую роль в этом процессе играют партнерские программы с автопроизводителями и программы государственной поддержки. «Это позволяет нам делать лизинг доступнее для наших клиентов», — резюмировал Артем Киселев.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное