1 string(5) "23055"

«Русь-2000». Скорость на конвейере

текст: Станислав Шустицкий / 25.04.2002
Публике этот проект был представлен два года назад, начало работы над ним датировано ноябрем 1999-го, а в мае нынешнего года предполагается дебют моноформулы «Русь-2000» как класса

Публике этот проект был представлен два года назад, начало работы над ним датировано ноябрем 1999-го, а в мае нынешнего года предполагается дебют моноформулы «Русь-2000» как класса.

Дизайнер «АККС Моторспорт» Александр Захаров, представляя свое детище на московской выставке «Моторспортшоу-2000», отметил: «В этой гоночной машине удалось совместить, по сути, несовместимое: безопасность, простоту обслуживания, невысокую стоимость и привлекательную внешность».

Спустя время вслед за выставочным экземпляром появился прототип, оснащенный вазовским 1600-кубовым мотором, затем состоялся дебют «Руси» в чемпионате страны.

На старте подготовки к выпуску первой серийной партии машин особых проблем вроде не предвиделось. Обживался сборочный цех, формировался станочный парк, определялся перечень комплектующих, закупался металл. Вопрос о том, кто будет собирать «формулы», не стоял — «АККС Моторспорт» имеет богатые спортивные традиции и располагает соответствующими специалистами «гоночного» профиля: инженерами, механиками, слесарями. Но на этом этапе требовались, образно говоря, не талантливые «художники», способные изготовить штучные уникальные детали, а старательные «копиисты», готовые тиражировать оригинал «один в один». Ситуация подталкивала к единственному перспективному решению — выращивать собственные кадры под руководством опытных специалистов. На нем и остановились.

Под стать первой задаче была и вторая — техническая: обеспечение «одинаковости» деталей соответствующей оснасткой, которую также приходится тиражировать.

Дорабатывался и сам автомобиль. Результаты испытаний, к примеру, потребовали увеличения размеров и повышения жесткости дуг безопасности: задней, расположенной за спиной пилота, и центральной — за щитком приборов. Значительно, по сравнению с опытным образцом, изменилась кинематика задней подвески: 157-сильный мотор Alfa Romeo Twin Spark оказался выше и на 35 кг тяжелее вазовского двигателя, с которым работали вначале.

Зато сам мотор отлично вписался в идеологию «формулы». Его компьютер позволяет оптимизировать длину впускного тракта, что дает возможность иметь стабильный крутящий момент в диапазоне 3200 — 5800 мин-1. Благодаря этому молодой пилот может больше внимания уделять ситуации на трассе и реже следить за показаниями тахометра. Перекрутить мотор нельзя — на 6900 мин-1 срабатывает отсечка.

Доработка итальянского двигателя свелась к изменению высоты поддона. Вернее, его пришлось спроектировать и изготовить заново, сохранив лишь фланец, прилегающий к нижней части блока. Изготовили и адаптер для стыковки двигателя с пятиступенчатой кулачковой коробкой передач Hewland LD-200-5.

Честно признаюсь, я предполагал увидеть в «АККС Моторспорт» некое подобие сборки машин «на коленке». Действительность приятно удивила. Чистый, светлый и очень просторный цех. Вдоль стен — подготовленные к сборке структуры кокпитов; рядом, на стапеле — собранная рама «формулы». В противоположном углу цеха на автомобили устанавливают пластиковые обтекатели. Из агрегатного участка доносится гул: на стенде идет пробный запуск двигателя.

А начинается «заводик» на участке заготовки — с резки труб, подготовки деталей к сварке. Далее в специальных кондукторах собираются и обвариваются элементы рам. Набор кондукторов существует для всех крупных составляющих автомобиля: кокпита, боковых секций, носовой структуры, выпускного тракта. Излишне упоминать о том, что точности выполнения операций придается особое значение.

Участки сборки агрегатов, механообработки, окончательной сборки. Этот процесс выполняется в два этапа. На первой площадке сборка ведется с целью проверки «собираемости» узлов согласно их нумерации. Затем конструкция разбирается, элементы окрашиваются и производится окончательная сборка. Происходит она на горизонтальных площадках, позволяющих по окончании операции проверить геометрические параметры подвески.

При всей своей привлекательности проект моноформулы «Русь-2000» — отнюдь не альтруистский. Но соотношение цены и качества здесь весьма сбалансировано. Б€ольшая часть комплектующих производится здесь же, в «АККС Моторспорт»; некоторые из деталей — по заданным характеристикам — разработаны и изготовлены известными фирмами. К примеру, оригинальные амортизаторы — Sachs, колесные диски — O.Z.

Что касается окупаемости проекта, то его руководитель Юрий Ким подходит к этому аспекту весьма осторожно. Во всяком случае, в первый год существования моноформулы «Русь» продажа автомобилей не предполагается. Они скорее всего будут сдаваться в аренду, а параллельно начнет работать школа гонщиков.

В то же время этот дебютный год обозначит слабые места, поможет собрать статистику, позволит внести в процесс необходимые коррективы.

С учетом тестов и тренировок моноформуле предстоит преодолеть за сезон около 2 тыс. км. А с учетом жестких условий эксплуатации — в сравнении с обычным дорожным автомобилем — можно смело вводить повышающий коэффициент «100».

Есть и еще один немаловажный момент. Добившись полной идентичности автомобилей при сборке, специалисты должны отладить систему контроля технических параметров во время соревнований.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное