Top.Mail.Ru
Вездеходы японской армии: редкие и необычные

Вездеходы японской армии: редкие и необычные

фото: cобрание автора, Самарский музей внедорожных машин, Alaska State library, Library of Congress, National Diet Library, rcforum.ru, reibert.com, U.S. Army Signal Corps, Toyota media site / 01.12.2023
В прошлый раз мы рассказали об армейском вездеходе «Куроганэ», который японцы выпустили раньше легендарного джипа. Но были в японской армии и другие внедорожные модели, о которых стоит поговорить отдельно

Денис Орлов

Безусловно, «Куроганэ» отличался самобытностью, однако на войне далеко не всегда выживает самая оригинальная конструкция. И в апреле 1944 года инженер «Тоеты» Масао Моримото приступил к копированию захваченного в Сингапуре американского джипа Bantam BRC-40. При этом военные чиновники строго приказали, чтобы изделие не было похоже на прототип. Получилось, мягко говоря, не очень — прежде всего из-за отсутствия шарниров равных угловых скоростей. Автомобиль оснащался 4‑цилиндровым карбюраторным двигателем (2258 куб. см, 50 л. с.), трехступенчатой коробкой передач и демультипликатором. Вездеход получил обозначение «Малый грузовик тип 4» Toyota AK10. Было построено 6 прототипов. Военные дали отмашку к выпуску, но тут Япония проиграла войну.

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Вездеход Toyota AK10 представлял собой упрощенную конструкцию (даже пол деревянный). Синхронность вращения валов в приводе передних колес достигалась спариванием шарниров Гука.

На полный привод постарались перевести и штабные (командирские) легковые автомобили Страны Восходящего солнца. Это были крупные (6 цил., 4,4 л, 70 л. с., колесная база 3300 мм, шины 32х6, снаряженная масса 2200 кг) семиместные фаэтоны, стандартизированные как «Тип 98». Под марками Sumida JC и Isuzu PK10 их делали с 1937 года. Но еще в 1935 году очень похожий на них внешне автомобиль создала фирма «Мицубиси» — PX33. Он оснащался 6‑цилиндровым 70‑сильным дизелем и отличался подводом силового потока к каждому колесу индивидуальными валами от одноступенчатой раздаточной коробки (так называемая Н-образная схема трансмиссии).

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Isuzu PK10 или Sumida JC — типовой командирский автомобиль японской императорской армии. Имел прозвище «Ки-Джи». Существовала модификация с дизелем (4 цил., 3,4 л, 55 л. с.). Всего построили 270–280 машин обеих модификаций.

«Мицубиси» называет PX33 первым в Японии дизельным полноприводным легковым автомобилем. Если верен год, то PX33 можно считать и первым в мире. Однако, все еще много неясного с PX33. Не опубликованы ни компоновочная схема вездехода, ни виды его двигателя. Сначала фирма указывала 1934‑й годом выпуска, затем — годом получения заказа от военных. Сегодня на официальной страничке «Мицубиси» пишет о четырех работоспособных образцах PX33, сделанных в 1937‑м. И при этом уже не упоминает о дизеле! С японскими автомобилями времен войны вообще очень много неясного, во всяком случае, европейскому исследователю.

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Mitsubishi PX33 (1935 год) можно считать первым в мире дизельным легковым вездеходом. 6‑цилиндровый мотор рабочего объема 4390 куб. см развивал 70 л. с. Привод на все колеса — постоянный.

Наверняка можно утверждать, что отстающая и постоянно подглядывающая за другими Япония если и не обогнала всех, то в области полноприводных автомобилей шла вровень с самыми передовыми фирмами.

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Полноприводный 4‑тонный грузовик Isuzu TX60 («Тип 1») оснащался дизелем (6 цил., 8550 куб. см, 110 л. с. при 2200 об/мин). Выпуск автомобиля возобновили в 1950‑е годы.

Предпринимались попытки подкатить передний ведущий мост и под грузовики — в этом отличилась марка «Изудзу». Фирма «Тоета» не отставала. На базе стандартизированной четырехтонки KC в ​​октябре 1942 года там приступили к проектированию полноприводного грузовика KCY. Прототип был завершен в июне 1943 года. Результаты испытаний обнадеживали, но все ограничилось четырьмя образцами — полный привод недешев и требует дополнительного металла, который уже тогда был в дефиците. Зато на основе трансмиссии KCY «Тоета» создала грузовик-амфибию «Су-Ки» для подвоза грузов многочисленным островным гарнизонам.

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Амфибия Toyota KCY обладала весьма необычной внешностью, вызванной необходимостью выдерживать приливную волну. Передвижение по воде осуществлялось с помощью толкающего винта.

Автомобиль уверенно держал океанскую волну, перевозя при этом до 2,4 т груза. С ноября 1943‑го по август 1944 года изготовили 198 таких амфибий. Конечно, это не 21 147 американских амфибий GMC DUKW-353, но все же. Впрочем, после гусеничного водоплавающего транспортера-торпедоносца Тип-4 «Ка-Цу», запускаемого с борта подводной лодки (!), подобные конструкции уже не так удивляют.

Вездеходы японской армии: редкие и необычные
Судя по снимку трофейных амфибий Toyota KCY, они обходились шинами с дорожным рисунком протектора. Что, конечно, не лучшим образом сказывалось на проходимости.

Даже самые изощренные конструкции не выигрывают войн, если за спиною нет основных ресурсов — территориальных, людских, материальных. Хотя и с этим можно поспорить, если вспомнить, что точку во Второй мировой войне на тихоокеанском театре поставили две американские атомные бомбы.

Что еще почитать:

Армейский вездеход «Куроганэ»: с чего началась история японских внедорожников

От лошадей к автомобилям: как Вторая мировая война повлияла на японский автопром

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное