Top.Mail.Ru
Неудачник из Кутаиси: за что советские водители невзлюбили «Колхиду»

Неудачник из Кутаиси: за что советские водители невзлюбили «Колхиду»

11.11.2023
Этот грузовик, выпускавшийся на предприятии автомобильной промышленности в Кутаиси (Грузия), имел немало интересных конструктивных решений, однако любви у советских водителей так и не снискал

Редакция

В конце 50-х годов конструкторами грузинского автозавода КАЗ, расположенного в Кутаиси, были разработаны два бескапотных грузовых автомобиля с расположением кабины над двигателем. Базовым автомобилем считался КАЗ-605, от которого КАЗ-606 отличался наличием седельно-сцепного устройства и укороченной до 2700 мм колесной базой. В 1959 году опытные автомобили демонстрировались на ВДНХ СССР в павильоне «Машиностроение».

По приказу Министерства автомобильной промышленности приоритет был отдан седельному тягачу, поскольку советские автотранспортные хозяйства очень нуждались именно в таком типе грузовика. До бортового КАЗ-605 очередь так и не дошла. Серийный выпуск КАЗ-606 начался в 1961 г, автомобилю было присвоено имя «Колхида». Это был первый серийный советский тягач вагонной компоновки.

Узлы и агрегаты для «Колхиды» взяли от другого серийного грузовика, ЗИЛ-164. При этом дизайн машины намекал на родство с чехословацкой Skoda 706RT. Из явных плюсов машины отметим спальное место в кабине, что значительно повышало комфорт водителя при дальних поездках. Однако водители эту машину откровенно ненавидели. И было, за что.

Неудачник из Кутаиси: за что советские водители невзлюбили «Колхиду»
Тягачей в СССР не хватало, поэтому, несмотря на все недочеты, КАЗ-606 продолжали выпускать.

Качество сборки было, мягко говоря, никудышным. К нему добавлялись конструктивные недочеты. Очень маленькая база в 2900 мм (меньше, чем у современного Ларгуса!) ухудшала управляемость, выхлопная система перегревала смазку заднего моста, а движок мощностью в 109 л.с. фактически не мог нормально тянуть тяжелую машину. Расход топлива с полной загрузкой доходил до 50 литров на сотню километров, а максимальная скорость при этом составляла чуть более 50 км/ч.

Доступ к мотору осуществлялся через съёмный кожух в самой кабине, разделяющий посадочные места водителя и пассажира – сама кабина изначально не поднималась. Позднее, когда кабину сделали подъемной, она время от времени начинала откидываться самостоятельно, причем вместе с водителем! А водительская дверь могла открыться при наезде на кочку. Из-за низкого качества уплотнителей в кабине постоянно скапливалась грязь, проникали выхлопные газы, а водителя могло попросту продуть.

Низкое качество порождало шутки типа той, что с завода тягач выезжал не сам, а уже на буксире. Грузовики КАЗ редко служили более пяти лет, причем водители всеми силами старались откреститься от них. Доходило до того, что в отдельных автохозяйствах «Колхида» служила чем-то вроде исправительного учреждения. На нее сажали либо провинившихся водителей, либо новичков.

Неудачник из Кутаиси: за что советские водители невзлюбили «Колхиду»
КАЗ-606

За недостатки ходовых качеств в шоферских кругах «Колхиду» называли «Панихида», «Катька», «Жаба», «Цирковая лошадь», а также «Подгорный тягач» (хорошо ехал только под гору). Были и другие обидные поговорки. Например – «Страшнее волка или рыси автомобиль из Кутаиси» или, скажем, «Запорожец не машина, а „Колхида“ не тягач».

Выпуск КАЗ-606 продолжался с 1961 по 1968 годы, после чего ее сменила модель под индексом 608. В 1984 году началось производство нового КАЗ-4540 отличавшегося современным дизайном и полноприводной трансмиссией с блокировкой заднего межколесного дифференциала. Но, несмотря на все улучшения, исправить недочеты модели так и не смогли. Ну а с распадом СССР производство «Колхиды» и вовсе прекратилось.

Неудачник из Кутаиси: за что советские водители невзлюбили «Колхиду»
КАЗ-4540

Сам завод КАЗ впоследствии пытались реанимировать, обещая выпускать здесь то индийские внедорожники Mahindra, то грузовики MAN. Но ни один из этих прожектов так и не был реализован.

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,20 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное