Top.Mail.Ru
Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России

03.12.2023
Первые иномарки планировали выпускать еще в позднем СССР. Проекты тех лет иногда казались вполне реальными, порой — странными, а иногда и причудливыми.

Сергей Орлов

ВМЕСТО «ВОЛГИ»

Первые переговоры с зарубежными компаниями ГАЗ начала еще в 1986 году. Естественно, в прессе об том тогда не писали. Сначала речь шла в шведском Volvo, потом контактировали с компанией BMW. В 1987‑1988 году внимательно приглядывались к популярному тогда в Европе Ford Scorpio, по классу близкому к «Волге». Базовый для Scorpio 1,8‑литровый двигатель развивал 89 л. с.

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
Ford Scorpio планировали выпускать в Горьком

Еще более серьезно работали по проекту адаптации к производству в Горьком Peugeot 605. Солидный седан, только что — в 1989‑м дебютировавший во Франции оснащали широкой гаммой бензиновых и дизельных двигателей мощностью 114‑200 л. с. Дело с Peugeot дошло до всесторонних испытаний и даже подготовки технической документации. Но в конечном итоге, выбор в Горьком сделали в пользу очередной модернизации «Волги» и создания собственных моделей. Ни одна из которых рыночного успеха, как показало будущее, не имела. 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
Peugeot 605 мог бы сменить «Волгу»

FIAT ЕЩЕ FIAT 

Итальянский концерн стремился к сотрудничеству с СССР еще со второй половины 1950‑х. И достиг огромного успеха, реализовав в конце 1960‑х грандиозный, выгодный проект строительства ВАЗ и запуска в производство «Жигулей». 

В самом конце 1990‑х имя FIAT вновь всплыло в связи с громким проектом наладить производство автомобилей на недостроенном тракторном заводе в Елабуге. В качестве продуктах для нового завода называли и модернизированную «Оку» ВАЗ-1121. Но микролитражный FIAT Panda поминали даже чаще. 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
FIAT Panda сватали для производства в позднем СССР

На итальянскую малолитражку ставили 2‑х- и 4‑цилиндровые моторы мощностью от 25 л. с. до 45 л. с. У машины была даже полноприводная версия. В начале 1990‑х FIAT Panda, который в Италии к тому моменту выпускали уже десятилетие, но сняли с производства только в 2003‑м, выглядел вполне приличной и интересной альтернативой «Оке». 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
FIAT Siena планировала выпускать компания «Нижегородмоторс»

Но время и обстоятельства не способствовали реализации столько серьезного совместного проекта. Россияне остались с «Окой», причем не сильно модернизированной. А на ЕлАЗе уже много позже периодически затевали производство самых разных импортных, но не очень популярных моделей. В частности, марок Chevrolet и Opel. Но приключение итальянцев в России на этом не закончились. Уже в 1997‑м ГАЗ официально и громко объявил о создании совместного предприятия с громким именем «Нижегородмоторс». Меморандум о производстве 150 тысяч автомобилей FIAT Siena и Palio в год подписали в Москве, даже в присутствии премьер-министра Италии. 

Планировали делать седан, хэтчбек и универсал с моторами 1,5 л, мощностью 76 л. с. и 1,6 л мощностью 106 л. с. Планировали выпуск и более солидного автомобиля — седана Marea с базой 2540 мм и двигателями объемом 1,6 л-2 л мощностью 103‑147 л. с.

Но 1998‑м в России случился кризис, и о проекте забыли. Однако он с самого начала выглядел сомнительным. ГАЗ в те годы затеял слишком много проектов: готовил к производству «Волгу» ГАЗ-3111, работал моделями ГАЗ-3103 и 3104, а также внедорожником ГАЗ-3106. 

Уже в XXI веке предпринимали несколько попыток вывести собранные в России автомобили FIATна российский рынок. Но особого успеха не достигли. 

К НАМ ЕХАЛ «АВТОКАМ»

Один из первых совместных с западными партнерами проектов — довольной чудной, неказистый автомобиль с пространственной рамой и стеклопластиковыми панелями кузова. Его разработала «Ассоциация Автокам» совместно сй фирмой FSV, которая собирала такие машины в Британии. 

У нас объявили планы производства семейства «Автокам-Рейнджер» с разными базами и кузовами, задним и полным приводом и двигателями Ford объемом 1,6‑2,3 л. 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
«Автокам-Рейнджер» конструкции фирмы FSV

Несколько автомобилей, которые в прессе стали называть «Тойма», собрали на химкомбинате в Татарстане, в городе Менделеевске. Серийное производство планировали начать на том же ЕлАЗе. Но развития затея не получила. Если не считать нескольких автомобилей, изготовленных позднее уже в Перми с отечественными двигателями.

А неугомонная ассоциация «Автокам» удивила еще одним забавным, даже эпатажным проектом. Совместно с НАМИ, который в те годы не знал, куда себя деть, задумали мелкосерийную сборку компактного британского спортивного родстера Reliant Scimitar SS. Говорили, что идею лоббировал сам главный конструктор автомобиля Энтони Стивенс. 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
Британский Reliant Scimitar SS

А ведь в Британии за четырнадцать лет продали лишь 1507 таких родстеров. У нас же звучало число: 1000 родстеров в год. Планировали моторы Ford (1,4 л, 75 л. с.) и Nissan (1,8 л, 135 л. с.). Конечно, этот проект остался в памяти, как курьез.

BARKAS ПОПЛЫЛ

Еще один странный проектов — идея наладить в Сосновом Бору Ленинградской области выпуск микроавтобусов Barkas 1000 последнего поколения. В ГДР эту модель выпускали с 1961 года, чуть меньше, чем ульяновскую «буханку». 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
Восточногерманский Barkas 1000‑1

Семейство переднеприводных автомобилей в начале 1990‑х вместо архаичных двухтактных 3‑цилиндровых двигателей, таких же, как на легковых Wartburg, получили моторы Volkswagen объемом 1,3 л и мощностью 58 л. с. 

Но вскоре устаревшую модель в Германии сняли с производства, и кто-то придумал пристроить производственное оборудование в России. К проекту пытались привлечь и Кировский завод. Говорили даже и о более дешевом отечественном моторе ВАЗ-2106. Но скоро о странном проекте забыли с той же стремительностью, с которой его затеяли. 

ПЕРВЫЕ КОРЕЙСКИЕ

В 1993‑м сам президент компании Daewoo Ким У Чжун объявил, что через два года в России начнут производство корейских автомобилей. Речь, разумеется, опять шла о многострадальном заводе в Елабуге. 

Главным претендентом на российский рынок стал пятидверный компакт Daewoo Tico с 3‑цилиндровым 41‑сильным двигателем объемом 0,8 л. У нас производство этой модели так и не наладили. Зато Tiko пошли в Россию из Узбекистана, где современный завод построили быстрее. 

Не только «Фиат»: какие иномарки хотели выпускать в СССР и России
Российского Daewoo Tico не случилось. Случился узбекский

Оттуда же к нам стали ввозить седан Daewoo Nexia, ставший одним из бестселлеров российского рынка. А ведь производство и этой модели, ведущей родословную от Opel Kadett 1984 года, и еще под именем Daewoo Racer обещали наладить в России. Правда, нам обещали версию с 89‑сильным двигателем объемом 1,5 л, а из Узбекистана шли машины с более простым 75‑сильным мотором.

Всего через несколько лет российский рынок наполнили иные массовые иномарки. А о тех, которых мы так и не дождались, уже не только ни жалели, а даже забыли…

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Александр К.:

    Кстати, легковушки Daewoo Nexia и Espero собирало в 1996-1998 гг. мелкими партиями АО «Аксай», созданное на базе ростовского завода «Красный Аксай», принадлежавшего ФПГ «Донинвест» (позже построившего завод ТагАЗ). Естественно, что это была голимая «отвёртка», но всё же…

  2. Александр К.:

    Проект производства Barkas 1000-1 в России упёрся как раз в отсутствие подходящего двигателя, потому что концерн Volkswagen AG категорически отказался от поставок своих моторов (даже сделанных в ГДР как раз на моторостроительном предприятии Barkas-Werke, позже окончательно поглощенном концерном Volkswagen) стороннему производителю, а идея затолкать в «Баркас» двигатель ВАЗ-2106 возникла именно как паллиативная идея замены недоступного немецкого мотора, но тут сходу отказался АВТОВАЗ, который кроме установки данного двигателя на свои «Лады», также поставлял эти моторы и в Москву для хэтчбека АЗЛК-21412, так что нарастить его выпуск никак не мог (да и не был в этом заинтересован). Так, что демонтированное летом 1991-го в Карл-Маркс-Штадте (переименованном после падения Берлинской стены обратно в Хемниц) оборудование и переведённая на русский техническая документация автозавода Barkas-Werke были погружены в 40 контейнеров, которые ждали отправки в РФ, но… у наших предпринимателей не нашлось 4 млн дойчмарок на завершение логистического процесса, плюс сюда же проблема с мотором и… проект так и остался нереализованным, ну а оборудование «Баркаса» в 1994-м пошло под пресс.

Статьи по теме
Популярное