Top.Mail.Ru
Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР

25.08.2023
Промышленность СССР не баловала покупателей разнообразием автомобилей. Но самые смелые и умелые автолюбители закрывали прорехи в не длинных отечественных модельных рядах самостоятельно.

Сергей Орлов

Термина «кроссовер» в советские годы не знали не только в СССР. Его тогда в автомобильном мире вообще не существовало. Что вовсе не мешало советским самодельщикам делать машины, концептуально, в общем-то, соответствующие этому современному понятию.

ДЕДУШКИ КРОСССОВЕРОВ

В 1970‑е и 1980‑е годы многие самодеятельные конструкторы не просто делали автомобили собственной конструкции и оригинального дизайна, а старались построить ни абы какую машину, а именно ту, что нужна, сообразно собственным вкусам и условиям эксплуатации.

Конечно, очень многим хотелось иметь полноприводный автомобиль. А в Союзе продавали лишь дефицитную и совсем не дешевую Ниву, да спартанский по комфорту, ломкий, но при этом тоже дефицитный ЛуАЗ. Но сделать полноприводный автомобиль самостоятельно было, конечно, особенно сложно. Но для начала можно было соорудить хотя бы машину с увеличенным дорожным просветом — лучше, чем обычные серийные советские легковые модели приспособленную к тому, что у нас называлось дорогами. А в идеале такой автомобиль должен был быть еще и вместительным универсалом. А может, даже и вэном.

Автомобиль, известный в советские времена под именем «Мул» самодельщика Станислава Хапшаносова базировался на агрегатах «Жигулей» ВАЗ-2103. Но машину отличал не только очень оригинальный дизайн в стиле американского Jeep, но и иная, чем у «Жигулей» передняя подвеска — зависимая на продольных рессорах.

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Двигатель ЗАЗ в этом неказистом компакте стоял спереди

Конечно, с точки зрения инженерии такая конструкция, аналогичная уазовской, была шагом назад. Но дело было не только в простоте изготовления и обслуживания в гаражных условиях, а в прочности и долговечности в условиях бездорожья. А «Мул» его создатель рассчитывал именно на такие условия.

Простенький и даже примитивный по дизайну, но вполне продвинутый технически кроссовер сделал самодельщик В. Безруков. Но в основе кузова с очень простыми в изготовлении, да и в ремонте панелями, была грамотно спроектированная и кропотливо собранная пространственная рама. 

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Самодельный кроссовер «Мул» с двигателем ВАЗ-2103 и дизайном в стиле Jeep

Двигатель ЗАЗ-968 мощностью 40 л. с. стоял на этой машине не сзади, как в «Запорожце», а спереди, как на серийном ЛуАЗ-969. Соответственно, и охлаждался лучше, чем при заднемоторной компоновке.

Коробку передач создатель автомобиля переделал, проложив к задним ведущим колесам карданный вал от УАЗ-469. Прочная задняя рессорная подвеска была сделана на основе деталей от «Волги» и «Москвича», но и с оригинальными, самодельными элементами.

Совсем необычным и прогрессивным был минивэн Сергея Большакова, названный им САБС (Самодельные Конструкции Большакова Сергея), построенный в 1983‑м.

Машина со сложной по форме рамой имела наружные панели из алюминия, да еще анодированными под покраску! Панели крепились к раме болтами, заклепками и саморезами. То есть, при необходимости снять их для ремонта было совсем не сложно.

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Вэн САБС с задним приводом, но с понижающей передачей в трансмиссии

Самодельный вэн имел еще и сдвижную пассажирскую дверь. Ничего подобного на советских серийных автомобилях тогда не было! 

Еще интересней и необычней в САБС была самодельная понижающая передача в трансмиссии с валом отбора мощности для компрессора. Естественно, понижающая передача увеличивала внедорожные возможности заднеприводный машины. Силовой агрегат и подвески самодеятельный конструктор взял от «Волги» ГАЗ-24, а радиатор для лучшего охлаждения от «Нивы». В общем, получился очень даже передовой, продвинутой минивэн-кроссовер.

ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ

И все-таки, как ни сложно было сделать в гаражных условиях полноприводный автомобиль, одержимые советские самодельщики их делали. Правда, внешней красотой такие автомобили, обычно, не блистали. Но основные задачи самодельные внедорожники исправно выполняли.

Минивэн «Кентавр», созданный Анатолием Мишуковым, базировался на старой, восстановленной ленточной раме. Силовой агрегат с двигателем ВАЗ-2101 мощностью 62 л. с. конструктор сместил вправо от водителя. Раздаточную коробку создатель машины взял от американского Willys времен Второй мировой войны, а мосты от ГАЗ-69. В этом смысле «Кентавр» — типичен: большинство самодельщиков делали машины из того, что можно было достать в условиях дефицита почти всего и вся. 

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Полноприводный минивэн «Кентавр»

В 1981‑м появился второй вариант «Кентавра» с иным кузовом, двигателем и коробкой передач от «Волги» ГАЗ-24 и более современной раздаткой от ГАЗ-69. Получился, по сути, прямой аналог «буханки» УАЗ-452. А ведь этот автомобиль в СССР частникам попросту не продавали. 

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
«Вэн Кентавр» — вторая версия

Со временем, самодельщики шли на все большие инженерные ухищрения. Инженер А. Фомин не только поставил на свою машину двигатель ЗАЗ-965 спереди, но и сделал основными ведущими колесами передними. Опять же, как у серийного ЛуАЗ-969. Естественно пришлось применить и колесные редукторы. А еще автомобиль имел оригинальную заднюю подвеску, сделанную на основе запорожской, но с пружинами, а не торсионами. Задняя подвеска, как и у ЗАЗ была независимой.

К слову, на полноприводном хэтчбеке самодельного конструктора Строгина подвеска и вовсе была пневматическая. Причем еще и с возможностью менять дорожный просвет отдельно по левому или правому борту автомобиля! 

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Полноприводный с пневмоподвеской автомобиль Строгина

В 1988‑м Николай Яковлев и Владимир Капусто из ленинградской области сделали два автомобиля «Нева» — условные конкуренты серийной «Нивы». Но, в отличие от «Нивы» с несущим кузовом, в основе «Невы» лежала рама оригинальной конструкции из водопроводных труб и усиливающих конструкцию стальных профилей. Кузов, в отличие от многих самоделок, сделали не из стеклопластика, а из стали. 

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Грузопассажирские самоделки по имени «Нева»

На одном из внедорожников «Нева» стоял мотор от ВАЗ-2101, на втором — ВАЗ-2103. В трансмиссии применили узлы ГАЗ-69 и УАЗ-469. Короткий карданный вал между коробками передач и раздаточной самодельщики сделали оригинальный, но с крестовинами от ГАЗ-69.От него же взяли рулевое управление. А тормоза, рессоры и амортизаторы заимствовали у «Волги» ГАЗ-24. Автомобили «Нева» с тентом над задними сиденьями легко трансформировались в пикап грузоподъемностью 800 кг. 

Одной из самых необычных самодельных машин позднесоветского периода стала знаменитая «Ухта» Александра Кулыгина — автора еще и не менее прославленной спортивной «Панголины», о которой тогда очень много писали и говорили.

Это вы можете: удивительные самодельные кроссоверы и внедорожники, сделанные в СССР
Полноприводная плавающая «Ухта» Александра Кулыгина

«Ухта», созданная в 1980‑м, была шестиколесной, плавающей, с герметичным кузовом, приваренным к трубчатой раме. Силовой агрегат от ЛуАЗ-969 стоял сзади. Момент ко всем шести колесам передавался от полуосей через звездочки. Машина управлялась одним рычагом и, благодаря ленточным тормозам, могла разворачиваться на месте, как на гусеницах. На воде автомобиль с гребным винтом развивал очень приличные 10–12 км/ч.

К слову, «Ухта» была не единственной плавающей самоделкой времен СССР. Но амфибии разных конструкций и стилистики интересная, но отдельная история…

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное