Top.Mail.Ru
Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

20.08.2023
Покупка автозапчастей, как и самих автомобилей, во времена СССР была сродни рыбалке или охоте: советский гражданин никогда не чувствовал себя расслабленным и, порой, даже получал от этой беготни удовольствие, когда удавалось заполучить желанный трофей...

Редакция

Чтобы вести разговор о ценах былой эпохи, надо взять какую-то планку для отсчета  – иначе все будет непонятно. Пусть это будет 1980 год – год московской Олимпиады. Получить примерное представление об установленных государством ценах в 80-х можно вот из этого перечня:

ТранспортСтоимость в 1980 г 
Велосипед легкодорожный мужской типа «Спутник»87 ₽ 
Мотоцикл Урал с коляской1750 ₽ 
ЗАЗ-968М5600 ₽ 
ВАЗ-210117300 ₽ 
ВАЗ-2121 Нива10 300 ₽ 
ГАЗ-24 (позднее — ГАЗ-24-10)11 200 ₽ (16 300 ₽) 

Правда, в свободной продаже из перечисленного выше тогда были разве что велосипед, да мотоцикл. Что до черного рынка, то здесь выбор товаров был гораздо шире, но и цены могли быть... любыми! Ценовой потолок фактически отсутствовал, так как определялся он дефицитностью товара и жадностью продавца, у которого этот товар имелся. Из страшилок укажем, конечно же, на «Волгу». В фильме «За последней чертой» с Тальковым и Сидихиным машину главного героя толкнули в восточном регионе страны аж за 120 000 рублей  – с десятикратным превышением официальной цены! Это, конечно, было очень круто – чаще за подобные машины просили тысяч 30-40. Что происходило с автомобилем затем – неизвестно: очень может быть, что ее перепродавали дальше.

Вся остальная техника стоила поменьше. К примеру, за жигуленка ВАЗ-21013, официально стоившего 7236 рублей, на черном рынке покупатели предлагали примерно 11 000 рублей – в полтора раза больше номинала.

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Касательно запчастей ситуация была аналогичной. На прилавках обычно лежала мелочевка типа лампочек или предохранителей. Когда проносился слух типа «Колодки дают!», тут же выстраивалась очередь: тормозные колодки владельцы жигулей покупали без раздумий. Продавцы заранее завертывали в бумагу по четыре штуки – магазинная цена была около 8 рублей. То же касалось моторного масла: его выгребали из магазинов очень быстро.

Отдельные детали не поступали в продажу никогда. Впрочем, для той же «Волги» понятия дефицита не существовало. Вот тебе шины 205/70 R14, вот тебе дворники, вот тебе распредвал – бери хоть десяток. А вот жигулисты знали: копеечный распредвал – это их погибель… За него спекулянты просили по 250 – 300 рублей – такая накрутка почти соответствовала аппетитам продавцов Волги. На аккумуляторные батареи и шины изредка проводилась предварительная запись с отметкой в техпаспорте – примерно через год в почтовом ящике появлялась открытка. Самая простая шина 6.15х13 для Жигулей стоила примерно 60 ₽, аккумуляторная батарея на 55 Ач – примерно 50 ₽. Кстати, при покупке АКБ надо было еще предъявить справку о том, что предыдущую батарею в сдали на переработку, причем в том же регионе, где находится магазин.

На черном рынке, как водится, продавали все. В столичном регионе этот рынок обычно вел ночной образ жизни, перемещаясь вдоль МКАД от лениво посещающей его милиции. Автор лично знал человека, коллегу по заводу, у которого в любое время суток можно было приобрести любую жигулевскую запчасть, но – по максимальной рыночной цене. Тот объяснял свое поведение просто. Мол, я не спекулянт и готов помочь, но где мне взять такую же деталь, если она понадобится самому? Только на черной рынке! Не нравится – иди в магазин…

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х?

Иногда нужную запчасть удавалось приобрести на станции техобслуживания, куда всегда стояла огромная очередь. Бывалые владельцы занимали очередь с позднего вечера, ставя свой автомобиль перед воротами и раскладывая сиденья для ночлега. Нужно было умудриться проникнуть на территорию станции, найти жуликоватого слесаря и уговорить его выписать, к примеру, глушитель в сборе на какую-нибудь из ремонтируемых машин. В подмосковном Чехове, к примеру, это обычно срабатывало: герой труда, озираясь по сторонам, быстро вытаскивал через какие-то ворота нужную тебе железяку, рассовывал по карманам купюры и шипел: проваливай, мол… Все были довольны.

Само собой, что на той же станции техобслуживания, как правило, имелся в наличии полный ассортимент всего и вся, но – в сильно ограниченных количествах. В фильме «Инспектор ГАИ» персонаж Никиты Михалкова довольно внятно дает это понять. Нужные ему люди ни в каких очередях не стояли и черные рынки не посещали.

А остальные? Крутились, вертелись, переплачивали, доставали… И, в общем-то, не жаловались.

Что еще почитать:

«Мимо кассы»: на чем зарабатывали водители в СССР

Какую зарплату платили на заводах в СССР

Без дорог и внедорожников: как и на чем ездили в СССР в глубинке

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное