Top.Mail.Ru
Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой

30.11.2023
Нынешним водителям трудно даже вообразить: на какие ухищрения шли и какие усилия прикладывали советские автолюбители, чтобы и зимой не расставаться с любимым автомобилем.

Сергей Орлов

Ездить на личном автомобиле зимой даже еще и в 1970‑е — начале 1980‑х, не говоря о предыдущих десятилетиях, если и не подвиг, то поступок — неординарный. Подавляющее большинство владельцев расставались с машинами до весны. Слишком уж много проблем создавала зимняя эксплуатация.

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
Типичный зимний городской пейзаж. Большинство старых машин не выезжали из дворов до весны.

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ!

Конечно, постепенно, особенно с распространением «Жигулей», которые к морозам приспособлены оказались лучше, нежели исконно отечественные автомобили, число смельчаков постоянно росло. В «Жигулях» ездить можно было без шубы и перчаток. Да и по другим параметрам тольяттинские автомобили были адаптированы к морозам лучше иных советских машин. Но желание максимально беречь с трудом доставшийся автомобиль, который часто ведь переходил в семье от поколения к поколению, побуждало отказаться от зимней езды. Ведь кузова, особенно на все гуще с каждым годом просоленных столичных улицах, действительно, нещадно разъедала коррозия. 

Но и иные особенности зимней эксплуатации побуждали большинство частников пользоваться с осени до весны общественным транспортом. И их можно понять…

ТИХОЙ ПОСТУПЬЮ

Если сейчас при выборе зимних шин мы решаем вопрос: шипованные или «липучки», то в те времена шины бывали «лысые» и «еще нормальные». Последние — те, на которых еще был протектор, хотя часто уже не особенно глубокий. «Лысые», понятно те, на которых протектора практически не осталось. И те, и другие числили в те годы всесезонными.

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
А как зимой ездили на «Руссо-Балте»? Ралли Monte Carlo, 1911 г.

О существовании зимних, тем более шипованных шин многие просто и не знали. Такая роскошь встречалась разве, что на некоторых начальственных «Волгах», в основном, видимо, из спецслужб. Ну, и на еще более редких автомобилях, особенных граждан, способных позволить себе импортные шины.  Только в самом конце 1980‑х в Союзе наладили выпуск отечественных зимних шин по имени «Снежинка». Но их еще надо было достать. Не говоря о том, что позволить себе купить второй комплект шин могли далеко не многие. 

Поэтому на летних, они же — всесезонные шинах и ездили всю зиму. Зато такая езда вырабатывала очень полезные водительские навыки (иногда, правда, относительно дорогой или даже очень дорогой ценой), приучала быть осторожным и руководствоваться здравым смыслом. К счастью, движение в те годы и по скоростям, и по интенсивности было куда спокойней нынешнего. Что тоже обеспечивало относительно безопасную езду. Но в любом случае, те, кто отважились ездить в любую погоду, вызывали в среде автолюбителей уважение.

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
Яркие зимние рекламные фото советских машин отражали действительность лишь очень приблизительно. Обратите внимание на шины.

А НУ-КА ЗАВЕДИ!

Нынче перед зимой помимо шин, мы иногда вспоминаем и об аккумуляторе. Если он прослужил уже лет пять, его лучше заменить. Но в те далекие уже времена аккумуляторы, как и все остальное, были дефицитом. Поэтому их берегли и практически каждый владелец автомобиля, отваживающийся на зимнюю эксплуатацию, имел в гараже или дома зарядное устройство. А желательно еще и дистиллированную воду, ареометр для замера плотности электролита и нагрузочную вилку для измерения напряжения. Кстати, поначалу зарядные устройство у частников были самодельные, потом у некоторых — покупные.

На ночь аккумулятор часто носили домой не только, чтобы подзарядить, но и чтобы утром поставить его под капот теплым, а значит — более жизнеспособным. Но ведь аккумулятор лишь первого — необходимое, но не достаточное для пуска двигателя условие. 

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
Самые смелые советские автолюбители ездили зимой даже на очень почтенных по возрасту машинах. Фото середины 1970‑х.

Конечно, «Жигули», а потом и «Москвичи», оснащенные так называемыми «жигулевскими» карбюраторами ДААЗ, завести было куда проще, чем более старые автомобили. Но в морозы минус 25 и ниже это все равно, часто становилось проблемой. А ведь такие температуры бывали даже в средней полосе. 

Ни только отапливаемых, но и обычных гаражей, температура в которых мало отличалась от уличной, было относительно немного. Большинство городских машин ночевали во дворах.

Когда-то утро автолюбителя начиналось с залива в систему охлаждения горячей воды. В этом, кстати, было некое преимущество, ведь двигатель становился хоть немного, но теплее. В 1970‑х все чаще стали применять антифриз, который в позднем СССР назывался «Тосол». Он позволял не возиться с водой и сливными краниками. Но системы охлаждения старых автомобилей из-за неидеальных уплотнений постоянно норовили выпустить ценную жидкость на улицу. А ведь «Тосол» тоже был постоянным дефицитом.

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
Утеплители на решетки радиатора — типичная в СССР зимняя опция.

Далеко не все, а скорее очень немногие перед морозами заливали масло меньшей вязкости. Обычно лили то, что удалось достать. Поэтому в сильные моторы даже в средней полосе, не говоря о северных районах, пуск холодного двигателя был делом очень непростым. Даже если свечи зажигания были исправными, а карбюратор и зажигание отрегулированы грамотно.

Чтобы немного разогнать застывшее масло иногда несколько раз проворачивали двигатель заводной рукояткой, она же в фольклоре — «кривой стартер» или просто «кочерга» . Но уже вскоре после появления «Жигулей» эта опция пропала из комплекта инструментов. Помогал и стакан бензина, залитый в масло, чтобы сделать его немного пожиже. 

Уверенному пуску способствовало и прокаливание — нагревание свечей. В гараже — паяльной лампой, дома — на газовой плите. Главное быстро завернуть свечи на место. А если нагрев происходил в квартире, то для этого стремительно добежать до машины. 

Без зимних шин и антифриза, но с одеялом и «кочергой»: как в СССР ездили зимой
«Жигули» сильно облегчили жизнь автолюбителей, предпочитающих ездить круглый год.

Владельцы гаражей перед пуском двигателя, порой, ставили под него электрокалорифер. Самые смелые автолюбители использовали даже паяльные лампы. Но многие справедливо считали такой способ прогрева мотора небезопасным.

БЕРЕЧЬ ТЕПЛО!

Итак, двигатель заработал и даже прогрелся. В салон тоже пошло хоть какое-то тепло. Но зимние проблемы на этом не заканчивались. В коротких городских поездах и аккумулятор не успевал зарядиться, как следует. Да, и двигатель не всегда нормально прогревался. Даже с утеплителями, которые рачительные владельцы на зиму пристраивали на решетки радиаторов. 

Если мороз был особенно сильным, днем автолюбители старались выбежать с работы, чтобы лишний раз прогреть двигатель. Даже если в системе охлаждения антифриз, а не вода. А вечером перед возвращением домой некоторые специально удлиняли поездку для подзарядки аккумулятора. Скажем, проезжали пару кругов по Садовому кольцу. И такое было! 

Хорошо бы еще и выйти к машине поздно вечером и вновь прогреть двигатель. А можно еще и укутать его на ночь старой телогрейкой или ватным одеялом. Немного помогало. 

Зато самые смелые и не ленивые автолюбители накапливали зимой самый разный опыт, а заодно пользовались заслуженным уважением тех, кто ставили свои автомобили «на прикол» до весны, а потому в фольклоре получили прозвище «подснежники».

Редакция рекомендует:






(6 оценок, среднее: 3,67 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

7 комментариев

  1. Владимир:

    Слабое знание материала.
    Шины Аи-168 появились не в конце 80х, а в конце 60х, поначалу они шли на государственные машины, такие как такси, персоналки и «неотложки»- «москвичи». В середине 70х уже можно было купить и частнику. А вообще, остальные шины тогда имели протектор под названием «дорожный», то, что сейчас называется всесезонный, а вовсе не «летний».
    Тосол-А40 и Тосол -А65 не антифризы а ВСЕСЕЗОННАЯ охлаждающая жидкость. Журнал «За рулём» вдалбливал это в головы идиотов с момента их (тосолов, а не идиотов) появления в 1970 году и до 1980 года примерно. Но выросло новое поколение идиотов.
    Зимние масла тоже выпускались, и купить можно было. Но это моторные, а вот масло для гипоидных редукторов было одно, и замерзало оно при небольших минусах. Это было до ТаД-17и. Об этом юный журналист не знает.
    Тормозная жидкость БСК замерзала при -22 С, и педаль тормоза продавить было невозможно, юный журналист и это не знает, а в дзене прочитать не удалось. Появившаяся вместе с «Жигулями» «Нева» решила эту проблему.

    Статья написана с использованием материалов других блогеров, которым лет так по 20-30, которым очень плохо жилось в СССР, и поэтому, все ошибки они переписывают друг у друга.

    • Геннадий:

      У автора не только плохое знание материала, неграмотность, но и ошибки в тексте. Пример:»сильные моторы», вместо- сильные морозы и т. д. Это говорит об неуважительном отношении к своим читателям. Типа, -и х.. й с ним, и так сойдëт. А жаль… Всегда считал 5 колесо хорошим изданием. Но, увы… и ах!…

  2. Ароольг:

    Это понятно что автор преследует одну цель, очернить и высмеять Советский союз. Скорее-всего это сопливый ангажированный журналюга, который перебивается небольшими заработками написывая вот такие дешёвые и гнусные статейки…

  3. Александр:

    Вот не пойму, что автор хотел сказать в этой статье? Что машины плохие были, водители с ними мучились? Так а почему не вспомнить авто столетней давности? Там вообще не было не было крыши! К чему все это? Цивилизация идёт. Если бы к нам не лезла всякая шушара, мы бы тоже сейчас жили бы лучше.. Посмотрите сколько нам постоянно мешают! Первая мировая, гражданская, вторая и самая разрушительная война! Сколько времени потрачено на восстановление, на возрождение поколения! А вы сравниваете. Это лишнее. Нужно просто делать свою работу, это самый простой мизер, который сегодня нужен нам всем. И в очень вомногом мы круче той же Европы и той же самой сраной Америки!

  4. Владимир:

    Со всем согласен, кроме одного…. вечером гоняли авто не для хорошей зарядки ак.,а для хорошего прогрева движка,чтобы горячее масло в цилиндрах лучше стекало….меньше замёрзшего масла на стенках цилиндра,легче пойдёт движение!

  5. ЮРИЦ:

    ПРАВДА… ОСОБЕННО ПРО ПАЯЛЬНУЮ ЛАМПУ

Статьи по теме
Популярное