Top.Mail.Ru

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

15.08.2007
Границы империй меняются ежедневно. Наш журналист попытался разобраться с «географией» торговой марки ZF

Владимир Заборщиков

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

ZF Friedrichshafen
© Фото: ZF Friedrichshafen

Современная экономика — вещь динамичная: слияния, поглощения, продажа дочерних предприятий... Границы империй изменяются ежедневно. Наш журналист попытался разобраться с «географией» торговой марки ZF.

Очертить «империю» ZF на одной географической карте невозможно, потребуется многостраничный атлас. В табели о рангах мировых поставщиков автомобильных комплектующих (см. таблицу на стр. 126) концерн ZF Friedrichshafen AG занимает (по результатам 2006 года) десятую позицию, между французской Faurecia и немецкой Siemens VDO, оставив позади таких «китов», как Valeo, TRW или Thyssen Krupp.

Концерн почти полностью (на 93,8%) принадлежит некоммерческому Zeppelin-фонду, незначительной частью акций (6,2%) владеет другой фонд — Dr. Jurgen — Uldreup. Штаб-квартира, как свидетельствует название, размещается в немецком городе Фридрихсхафен.

Со «столицей» определились, разберемся с «конституцией» — структурой концерна. Начнем с «неавтомобильного». Самостоятельные структуры занимаются резинометаллическими деталями, системами приводов для морского флота и (отдельно) для авиации.

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

ZF Friedrichshafen
© Фото: ZF Friedrichshafen

Список «автомобильных» специальностей обширнее. Подразделения именуются в соответствии с направлениями деятельности: «Легковые автомобили — привод», «Легковые автомобили — подвеска», «Грузовые автомобили и спецтехника — подвеска», «Промышленная техника — привод, подвеска и рулевое управление», «Детали привода и подвески», «Рулевое управление». Определить границы последнего подразделения сложно. ZF Lenksysteme GmBH — совместное предприятие ZF Friedrichshafen AG и Robert Bosch GmBH.

Перейдем к «городам и весям». Основная деятельность концерна сосредоточена в Европе, но есть и региональные отделения: в Северной и Южной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе. В рамках концерна разработкой, производством и сбытом в мире занимаются 120 заводов, 6 научно-исследовательских центров, 27 сбытовых и сервисных плюс 17 торговых организаций, 1 бюро по сбыту и 12 — по маркетингу, а также 700 центров поддержки. В общей сложности 55 050 сотрудников обеспечили концерну в прошлом году оборот в без малого 11,7 млрд евро.

Если целое в рамках одной журнальной статьи не охватить, попробуем разобраться с частным на примере всего лишь одной входящей в концерн фирмы ZF Trading GmBH. В четкую, изложенную ранее структуру ее деятельность если и укладывается, то не полностью. ZF Trading занимается и производством, и сбытом, и маркетингом, и сервисом. Продукция, производимая компанией, хорошо известна даже в нашей стране. Это сцепления и амортизаторы Sachs; подвески, рулевое управление и резинометаллические детали Lemforder, амортизаторы и резинометаллические детали Boge и системы рулевого управления ZF Parts. Значительно меньше нам известно о сервисных программах, осуществляемых совместно с многочисленными партнерами: OSS PKW, OSS NKW, Boge Service, Lemforder plus и AutoCrew.

«География» ZF Trading не менее широка: 9 подразделений и 9 маркетинговых бюро в Европе (в том числе в России и на Украине), по 2 подразделения — в Северной и Южной Амери-ке, 4 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе (плюс 4 бюро) и 1 — в Африке (ЮАР). Общий штат сотрудников во всем мире — 1200 человек.

Анализ производства легковых автомобилей в мире за последние 36 лет демонстрирует две основных тенденции. С одной стороны, стремительно сокращается число традиционных независимых автопроизводителей (не путать с марками). В результате слияний и поглощений в мире осталось всего 14 крупных игроков, владеющих «старыми добрыми» марками. Мы говорим «Volkswagen», а подразумеваем VW, Audi, Skoda, Seat. DaimlerChrysler включал в себя и Mercedes-Benz, и Chrysler, и Jeep, и даже Mitsubishi (Fuso). Примеры можно продолжить. Если учесть, что автозаводы ограничиваются, как правило, двумя-тремя поставщиками комплектующих каждого наименования, борьба за право поставок на конвейер (ОЕМ) столь же стремительно обостряется. Выживут, по всей вероятности, только самые сильные, крупные и предприимчивые производители. ZF приспосабливается к новым условиям, собирая в одних руках известнейших производителей аналогичной или схожей продукции (например, объединив в рамках ZF Trading когда-то независимые Sachs, Lemforder и Boge) и развивая дополнительные услуги клиентам и партнерам (гарантийное и послегарантийное обслуживание, информационная поддержка, участие в НИОКР, разработка новых деталей, узлов и систем). Но население Старого света не растет, традиционные рынки насыщены автомобилями, которые все менее требуют ремонта и обслуживания...

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

ZF Friedrichshafen
© Фото: ZF Friedrichshafen

Самое время (в полном соответствии со второй тенденцией развития автопрома) обратить внимание на новые, быстро развивающиеся рынки третьего мира и так называемых пороговых стран. К «стоящим на пороге» европейские аналитики относят и Россию. За послед- ние 10–15 лет на мировую арену вышли новые хорошо оснащенные и имеющие перспективы роста игроки. Качество и технический уровень их продукции все больше приближаются к «ветеранам». В списке «подрастающих» представители Азии составляют абсолютное большинство. Включение в него наших производителей можно расценить либо как незаслуженный комплимент, либо как аванс на будущее. ВАЗ утратил завоеванные демпингом позиции, УАЗ пока не дорос, успехи ГАЗа ограничиваются удачным приобретением британского производства, КамАЗ побеждает лишь в гонках.

Но как бы там ни было, в Германии в нас верят. ZF Friedrichshafen создала в Набережных Челнах СП по производству ручных коробок передач для грузовиков. Там же осваивается выпуск деталей сцепления.

Потенциал РФ и других стран СНГ оценивается немцами как высокий. 280 млн человек населения владеют 42 млн легковых автомобилей. На одну машину приходится по 7 «пассажиров», в Германии — по 2. Есть куда расти. Каждый год продажи запасных частей растут на 28%. Местный автопром судорожно ищет возможности выйти из затянувшегося кризиса, а мировые производители в конце концов начали отваживаться на отверточную сборку. Парк машин молодеет, но все еще остается достаточно древним. Есть куда приложить силы и по поставкам комплектующих, и на рынке запчастей. В общем, похоже на претендующий на первое место по производству легковых автомобилей Китай, но 15-летней давности.

Как бы там ни было, помимо маркетингового бюро, ZF Trading имеет в России уже 32 партнеров (в том числе 8 в грузовом сегменте), из них 12 — с оборотом свыше 1 млн евро. До 70% оборота обеспечивается 18 партнерами в Центральном федеральном округе, еще 25% — десятью в Северо-Западном. Оставшиеся 5 регионов (Дальний Восток, Сибирь, Урал, Поволжье, Юг), хоть и огромны по территории, но дают лишь 5% общего оборота ZF Trading в России.

Дальнейший рост продаж ZF Trading связывает с переходом на устраняющую ненужных посредников двухступенчатую структуру сбыта, внедрением сервисных концепций и развитием инфраструктуры обучения и информационной поддержки, потенциалом перекрестных продаж по всем четырем торговым маркам и развитием относительно новой марки ZF Parts.

Созданное требует пояснений. Торговым партнерам должно быть удобно и выгодно работать с фирмой-поставщиком. Речь идет не только об отпускных ценах и возможных отсрочках платежей. Те, кто непосредственно работают с конечным потребителем, будь то продавцы или механики, должны уметь показать товар лицом, то есть знать номенклатуру, конструкцию и другие особенности изделий. Им должен быть обеспечен круглосуточный доступ к постоянно обновляемой информации, руководствам по монтажу и обслуживанию от установочных параметров до норм времени на каждую операцию. Немаловажны прямые контакты с импортерами и постоянная рекламная поддержка. Так что «имперские интересы» ZF в нашей стране имеются.

 

Мировой рейтинг поставщиков автокомпонентов
N Производитель Страна Оборот, общий, млрд € Оборот, автокомпоненты, млрд €
1. Bosch ФРГ 43,7 27,2
2. Denso Япония 23,0 19,5
3. Delphi США 20,0 19,0
4. Magna Канада 18,3 18,3
5. Johnson Controls США 24,4 13,8
6. Continental ФРГ 14,9 13,7
7. Lear США 13,5 13,5
8. Aisin Япония 13,4 12,9
9. Faurecia Франция 11,6 11,6
10. ZF ФРГ 11,7 10,1
11. Siemens VDO ФРГ 87,3 10,0
12. Valeo Франция 10,0 10,0
13. TRW США 10,0 10,0
14. Visteon США 8,6 8,3
15. Thyssen Krupp ФРГ 47,1 8,0

ШВАЙНФУРТ

«Географические открытия» сопутствовали нам при визите на завод и в исследовательский центр Sachs в Германии. Явно слышимый русским ухом в названии намек на Саксонию так и остался намеком. Приехали мы во Франконию. А Сакс (или Закс) — это всего лишь фамилия одного из отцов-основателей, вероятно, имевшего саксонские корни.

ZF Friedrichshafen. Парадоксы географии

ZF Friedrichshafen
© Фото: ZF Friedrichshafen

Зато другая торговая марка действительно оказалась «географической». Lemforder в переводе означает «житель города Лемферде».

Типичный европейский городок Швайнфурт. В промзоне определить страну пребывания удалось бы только по некоторым вывескам. На заводе Sachs фотосъемка почти повсеместно запрещена, что выглядит странно: на новом, с иголочки, аналогичном заводе фирмы-конкурента снимать не возбранялось. Даже украв секрет, воспользоваться им сложно: действующие отлаженные технические процессы, время и стоимость имеющегося оборудования — самые эффективные заслоны на пути «плагиата».

В цехах, выпускающих сцепления и амортизаторы, чисто и светло, лаборатории и недавно введенная в строй испытательно-сервисная станция просто сверкают. Все на уровне, но не удивляет. Разве что огромный склад готовой продукции по уровню автоматизации не уступает складам богатых нефтеперерабатывающих компаний. Словом, нормальный европейский завод, о каком наши промышленники в своем большинстве могут только мечтать.

Кстати, слово Schweinfurt, по мнению некоторых лингвистов, — это вовсе не «Свиной брод» на Майне, а «Заболоченный» (от старонемецкого Swon).

>СТО

Помимо собственной сервисной сети AutoCrew интересы ZF Parts представляют и независимые СТО. На одной из них довелось побывать.

Когда-то владелец станции был дилером крупного производителя грузовиков. Ныне клиенты предпочитают заказывать машины прямо на заводе, минуя посредников. Пришлось переключаться на обслуживание. В одном здании занимаются легковыми Volvo, в другом — грузовиками. Здесь же проводят техосмотр. На заднем дворе ждут покупателей несколько стареньких легковушек. Главная задача хозяина: загрузить персонал работой (немецкие руки стоят дорого, даже когда покоятся в карманах). Ремонт подвески едва ли не самая востребованная (после тормозов и электрики) услуга. Широкий ассортимент выпускаемой продукции и система поддержки Original Sachs Service позволяют замкнуться на одного поставщика. Выгода очевидна: снабжение — это тоже работа, которую в значительной мере берет на себя «большой» партнер.

Академия

Повальная автомобилизация требует квалифицированных кадров, занятых в ремонте и обслуживании. «Кузницей кадров» в Швайнфурте является созданная по инициативе местной торгово-промышленной палаты академия (ПТУ в нашем понимании). Платное обучение ведется по целому ряду специальностей. Самая экзотическая — восстановление и ремонт антикварных автомобилей. Наглядное пособие — «однопереднедверный» BMW Izetta середины 50-х. Учат даже изготавливать новые кузовные элементы.

Академия пользуется всемерной поддержкой со стороны автопроизводителей, так и их поставщиков. Помогают и изготовители ремонтного и диагностического оборудования. Знания и умения, приобретенные в ходе учебы, эффективнее любой рекламы. Отмечаем знакомые логотипы на «стене партнеров — спонсоров».

Post Scriptum

Перечитав подготовленный к печати текст, я, честно говоря, расстроился: ни сам внутреннюю организацию ZF не понял, ни другим не объяснил. Успокоила брошюрка, издаваемая руководством концерна для своих сотрудников. Структурная схема только одного подразделения — ZF Lemforder — заняла в ней чуть ли не целую страницу. А в одной из заметок рассказывалось о работе специальной терминологической комиссии, составляющей своего рода толковый словарь для внутреннего пользования, которая делает возможным общение специалистов из разных филиалов, отделов и служб.

Значит, не только я не охватываю необъятное.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное