Этим материалом мы открываем серию публикаций, посвященных тюнинговым превращениям обычной вазовской «восьмерки».
Артем Шургальский
На рубеже 2001 и 2002 годов цифры на одометре нашей «восьмерки» выстроились «по нолям», что означало преодоление машиной стотысячного километра. Число крупное (особенно для отечественного автомобиля), ровное — чем не повод подвести некоторые итоги прожитых лет!
Обратимся к началу биографии. В 1997 году появился на свет автомобиль ВАЗ-21083i. Последние два символа говорят о том, что на «восьмерку» установили полуторалитровый («3») мотор, оснащенный системой многоточечного впрыска топлива (i), именуемый ВАЗ-2111.
В ту пору покупатели тольяттинских моделей боялись инжектора, как черт ладана. Однако первый хозяин машины оказался человеком продвинутым. Практически новый автомобиль отправился в тюнинг-центр RRT, где и началась серия превращений.
Тахометр, ВАЗ-2108
© Фото: 5 колесо
Работы по двигателю оказалось немного. По нынешним временам такая версия его «зарядки» представляется весьма скромной. Для лучшего прохождения топливно-воздушной смеси и выхлопных газов были расширены и облагорожены каналы головки блока цилиндров. Распредвал заменили «десятым» и добавили к этому разрезной шкив для точной регулировки фаз. Настройку электронной системы управления двигателем («чип-тюнинг») провел тольяттинский специалист Сергей Ковалев. После этих мероприятий возросла мощность мотора (хотя на сколько именно — никто не измерял).
Следующее звено в цепочке от двигателя к колесам — сцепление. Мощным мотором и соответствующим вождением стандартное сцепление можно было бы прикончить в два счета. Дабы не испытывать судьбу, штатный узел поменяли на усиленный — Luck.
В КП появились главная пара с передаточным числом 3,9 и «коммерческий» ряд со сглаженными числами передач.
Наиболее уязвимая деталь трансмиссии переднеприводного автомобиля — приводы, точнее, шарниры равных угловых скоростей. На их место встали ШРУСы GKN, более качественные и надежные.
Когда настала пора позаботиться о ходовой части, или, иными словами, об управляемости, в первую очередь занялись тормозами. Здесь все довольно скромно и вместе с тем эффективно: 14-дюймовые вентилируемые передние диски от «десятого» семейства с двигателем ВАЗ-2112 (16V) и колодки Ferodo.
Подвеска получила подкрепление в виде прославленных голландских амортизаторов Koni, причем самых «правильных» — оранжевых регулируемых Koni-Sport. Правда, со стандартными пружинами.
В салоне обращает на себя внимание аналоговый тахометр Biltema. Торпедо здесь низкое — аскетично, зато печка «дует» куда надо. Как самую «гремучую» деталь интерьера, торпедо подвергли шумоизоляции. Все соприкасающиеся пластиковые части были проложены специальным материалом. Осталось упомянуть простенькую «музыку» с «головой» Aiwa, люк (3 положения), центральный замок (2 двери), электростеклоподъемники и сигнализацию Red Scorpio.
Что же со всем этим стало после пяти лет интенсивной эксплуатации?
Моторный отсек, ВАЗ-21083i
© Фото: 5 колесо
Кузов, если сказать одним словом, «выжил». И неплохо сохранился. «Потерь» всего две — просевшие двери и ржавчина, проступившая в самых обычных местах. Однако в целом состояние лакокрасочного покрытия можно назвать удовлетворительным — в основном, благодаря хорошему антикору и регулярным (два раза в год) обработкам специальными полиролями.
Двигатель отслужил верой и правдой, радуя быстрыми разгонами и хорошей эластичностью. Вскрытие показало, что пройденная «сотня» не слишком сильно отразилась на состоянии деталей мотора. За время эксплуатации «сердце» отказывалось работать считанное количество раз, да и то по вине электрики и сигнализации. Отметим также высокую надежность инжектора GM.
Однажды мотор стал «троить». Причину искали везде, где можно, но проблема скрывалась в перетертом проводе, ведущем к форсунке. Два раза двигатель отказывался заводиться из-за нарушения контактов реле бензонасоса и один раз просто «умер» из-за сломавшейся сигнализации (ее пришлось заменить).
Коль скоро мы коснулись электрической части, скажем два слова: монтажный блок. В этой коробочке живут самые лютые демоны, заставляющие останавливаться дворники, печку и вентилятор, гаснуть и зажигаться свет и трещать все реле в произвольном порядке.
Сцепление выдержало все, что ему выпало. После снятия двигателя выяснилось, что этот узел вполне «жив» и менять его не следует. Есть, правда, какой-то звук — то ли выжимной подшипник воет, то ли первичный вал. Но все работает.
Передачи включаются четко. Коробку берегли — никто не «всаживал» передачи (разве что на светофорных гонках), наоборот — аккуратно так, с легкой задержкой.
Довольно быстро сломалась правая «граната» GKN — из-за порвавшегося пыльника. По экономическим соображениям ее заменили на вазовскую, которая стала хрустеть меньше чем через 10 тысяч километров. Левая работает по сию пору.
С тормозами практически ничего не делалось, за исключением плановой замены колодок. Но недавно практически одновременно прорвало магистральную трубку (замена) и стали «бить» диски. Менять их рано, так что нужна хорошая проточка.
Как следовало ожидать, ходовая страдала больше и чаще других узлов. Ступичные подшипники, шаровые опоры и наконечники рулевых тяг менялись не по одному разу. Впрочем, подвеску особенно и не берегли. Несмотря на это, амортизаторы Koni-Sport живут и здравствуют до сих пор. Удивительно.
Коррозия
© Фото: 5 колесо
Еще удивительнее то, с какой скоростью выходят из строя элементы системы выпуска. Это наименее надежное место в автомобиле.
В салоне тоже не все безоблачно. Стекла при подъеме сначала стали переклиниваться, а теперь — из-за проблем с электрикой — прекратили работать вовсе. Люк хороший, не течет, но пластиковые фиксаторы осевых болтов сломались, и с этим ничего не поделаешь.
Пожалуй, хватит о грустном. Будем считать эту страницу прочитанной и перелистнем ее. В жизни нашей «восьмерки» начинается новый этап. В ближайших номерах мы осветим очередные образы ее реинкарнации. Забегая вперед, сообщим, что мотор у нас уже совсем другой...
ВАЗ-21083i
© Фото: 5 колесо