Тюнинг ВАЗ. Рядами и колоннами

Тюнинг ВАЗ. Рядами и колоннами

текст: Артем Шургальский / 24.08.2002
При настройке автомобиля немало внимания уделяется коробке передач. Сегодня поговорим о подборе главной пары и ряда КП для переднеприводных ВАЗов

При настройке автомобиля немало внимания уделяется коробке передач. Сегодня поговорим о подборе главной пары и ряда КП для переднеприводных ВАЗов.

Когда человек «подсаживается» на тюнинг своего автомобиля, это, как правило, происходит незаметно, быстро и навсегда (по меньшей мере, надолго). Менеджеры тюнинговых фирм, как хорошие психологи, умеют отловить «разового» клиента и «элегантным движением» превратить его в постоянного. При этом ему как бы невзначай показывают настоящие «боевые» машины, участвующие в соревнованиях, и намекают, что его автомобиль легко может стать точно таким же.

Что греха таить, порой неофиту продают то, чем он в силу своего темперамента или водительских навыков просто не сумеет грамотно воспользоваться. Более того, даже не почувствует разницы между «было» и «стало».

Опыт показывает, что доверчивый «лопушок» легче всего «разводится» на тюнинг мотора. Это та самая «первая доза», которая в дальнейшем позволит фирме приобрести еще один долговременный источник дохода.

После того как клиент согласится на «зарядку» двигателя, обычно говорится: «Изменение характеристик одного узла влечет за собой необходимость последовательного усиления всех остальных. Автомобиль — сбалансированная система». И т. д.

Что ж, слова совершенно правильные. Дабы полнее реализовать возможности модернизированного мотора, необходимо усовершенствовать коробку передач, о которой сегодня и пойдет речь на примере самых тюнингуемых в России автомобилей — переднеприводных ВАЗов. К ним относятся модели -2108, -2109, -21099 и все «десятое» семейство. Несмотря на значительные внешние различия между «Самарами» и «десятками», конструктивно они совпадают процентов на девяносто.

Потому и говорить о них будем «оптом».

Коль скоро основная задача трансмиссии — передача крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, вопрос, который мы разберем, будет касаться передаточных чисел.

В КП все шестерни образуют пары, начиная с главной и кончая пятой (шестой) передачей. В парах существуют четкие «амплуа»: одна шестерня — ведущая, другая — ведомая. Передаточное число — это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей.

Для наглядности вспомним спортивный велосипед, точнее — звездочки, по которым проходит цепь. Чем меньше звездочка, тем выше скорость, но и больше усилие на педалях.

В автомобильной коробке передач все так же, только пар «звездочек»-шестеренок — две: главная пара и сочетание шестерни на ведущем валу с шестерней конкретной передачи на ведомом.

Для объективности картины нужно принимать в расчет то и другое. Поэтому воспользуемся формулой Va=Nc·60·2pR/(1000·iп·iгп), где Va — скорость автомобиля (км/ч); Nc — число оборотов коленчатого вала; R — динамический радиус колеса (м); iп — передаточное число передачи; iгп — передаточное число главной пары.

Подставляя необходимые значения, можно вычислить скорость, с которой пойдет автомобиль на той или иной передаче при том или ином отношении главной пары.

К сожалению, эта формула не позволяет вычислить динамику разгона на той или иной передаче, однако дает возможность увидеть, когда наступит необходимость переключения передач.

Для корректности сравнения установим для всех рядов и пар общее значение динамического радиуса колеса 0,29 м (что соответствует 14-дюймовому колесу) и число оборотов двигателя 6300 мин-1 (момент включения «отсечки»).

Теперь посмотрим, как поведут себя в данных условиях различные ряды в сочетании с различными парами.

При выборе ряда необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, комфорт. При движении по городу вам, возможно, быстро надоест без конца переключать сильно сближенные передачи. Недаром так ценится способность автомобиля идти на одной передаче в широком диапазоне скоростей.

Во-вторых, возможности вашего мотора. Чудес не бывает. Простой заменой пары и ряда КП вы не превратите «зубило» в Ferrari. Каждый ряд рассчитан на определенный объем двигателя, конкретный распредвал и, разумеется, стиль вождения. Если хотя бы один из параметров «выпадает», вы не получите искомого удовольствия от езды. Если коротко, то для динамичной езды на менее мощном моторе предпочитают ставить более короткую пару в ущерб «максималке». И наоборот, мощный и объемный двигатель с установленной длинной парой обеспечивает приемлемую динамику и максимальную скорость.

По своему опыту могу сказать, что для плотной повседневной эксплуатации в большом городе больше всего подходит сочетание «коммерческий ряд + пара 4,1». Это актуально как для умеренно доведенного мотора (тюнинг ГБЦ, «10-й» распредвал, программа ЭСУД), так и для «жесткого» тюнинга с облегчением всего, что крутится.

Опыт заключается в повседневной эксплуатации и участии в различных «стрит-рейсингах», наглядно подтверждающих преимущество «коммерческого» ряда.

Автомобиль чуть хуже уходит с места, зато потом, когда стандартный ряд на первой уже «уткнулся» бы, еще долго продолжает разгоняться, не требуя переключений.

Тюнинг ВАЗ. Рядами и колоннамиТюнинг ВАЗ. Рядами и колоннамиТюнинг ВАЗ. Рядами и колоннамиТюнинг ВАЗ. Рядами и колоннамиТюнинг ВАЗ. Рядами и колоннами (3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
... Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное