Top.Mail.Ru

Lucas. Соло на барабанах 2

Lucas. Соло на барабанах 2

18.08.2002
Продолжаем разбираться с дисковыми тормозами, используя руководства, предоставленные компанией Lucas

Владимир Заборщиков

Продолжаем разбираться с дисковыми тормозами, используя руководства, предоставленные компанией Lucas.

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 1

© Фото:

Устройство барабанных тормозных механизмов российским автомобилистам в принципе хорошо известно: такая конструкция используется на задних осях всех без исключения легковых автомобилей отечественного производства. Еще лет 15 тому назад применялись они повсеместно. Конструкция тормозов этих машин подробнейшим образом описана во всевозможных справочниках. Владельцам иномарок подчас сложнее: многие технические решения в отечественной практике не встречаются. Рассмотрим некоторые из них.

PCRV

За мудреной аббревиатурой скрывается чувствительный к давлению ограничительный клапан (pressure conscions reducing valve), или, попросту, регулятор давления, встроенный в рабочий тормозной цилиндр.

При торможении происходит перераспределение нагрузки по осям. Задняя разгружается, тогда как нагрузка на переднюю в той же мере возрастает. В результате возникает необходимость снизить давление в рабочих тормозных цилиндрах задней оси. Иначе задние колеса заблокируются, и автомобиль сорвется в занос.

Перераспределить тормозные усилия помогает регулятор, обычно устанавливаемый на гидравлической магистрали, от главного тормозного цилиндра к задним рабочим. (О капризности вазовских устройств знает каждый, и почти каждый, либо отсоединив тягу, фиксирует регулятор в открытом положении, либо пускает трубопровод в обход его — прим. ред.)

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 2

© Фото:

В рабочие цилиндры PCRV (рис. 2) вмонтированы ограничительные клапаны, исключающие надобность в использовании отдельно расположенного регулятора, дополнительных трубопроводов и соединений.

Давление в рабочем цилиндре, создающее усилие, прижимающее колодки к барабану, изменяется пропорционально отношению площадей двух частей ступенчатого поршня. Он — главная часть PCRV. Названное соотношение площадей подбирается для каждой конкретной модели автомобиля. На рис. 3 приведен график типичного соотношения давления в гидравлических магистралях передних и задних колес.

Рабочие цилиндры PCRV неремонтопригодны и в случае неисправности подлежат обязательной замене.

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 3

© Фото:

Регулировки

Независимо от износа деталей тормозов зазор между вращающимся барабаном и не приведенной в действие колодкой (точнее, ее накладкой) должен оставаться постоянным. Только при соблюдении этого условия обеспечиваются эффективность и равномерность срабатывания всех тормозов. На автомобилях старых моделей колодки требовалось время от времени «подводить». Позже появились различные устройства саморегулировки.

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 4

© Фото:

Вариант такой конструкции, используемый Lucas, показан на рис. 1 и 4. Регулятор состоит из регулировочного резьбового шпинделя (2), зубчатой гайки (3), распорки (5) и регулировочного рычага (4) с возвратной пружиной (1). Рычаг с помощью шплинта закреплен на ведущей (см. «Пятое колесо», № 7, 2002) колодке. Другой конец рычага входит в одностороннее зацепление с зубчатой гайкой. При нажатии на педаль тормоза колодки раздвигаются. Рычаг с помощью пружины поворачивает гайку. Резьбовой шток шпинделя несколько выдвигается из распорки на величину, определяемую износом накладок. Если зазор между барабаном и колодками слишком велик, то при обратном ходе колодок (при отпускании тормозов) рычаг перескочит на следующий зуб гайки. Регулировочный узел удлинится, раздвинув колодки.

Если начальный зазор больше, чем нужно (например, после установки новых колодок), для его регулировки может потребоваться несколько нажатий на педаль тормоза. После этого он будет поддерживаться автоматически с минимальными отклонениями от заданного.

Терморегуляция

В обычных условиях конструкция, описанная выше, работает без нареканий. Однако возможны ситуации, когда тормоза используются исключительно интенсивно, — скажем, в горах или при экстремальном движении с резкими торможениями с большой скорости. В таких случаях барабан существенно нагревается, увеличиваясь в диаметре. При обычной схеме регулировочное устройство компенсирует зазор, раздвинув колодки. Барабан же по мере остывания будет сжиматься, стискивая их. Колеса начнут самопроизвольно подтормаживаться, что в лучшем случае ограничится перегревом тормозов, интенсивным износом, а то и разрушением колодок. В худшем — колесо заклинит.

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 5

© Фото:

Чтобы избежать подобных напастей, в конструкцию регулятора (рис. 5 и 6) вводится термоклипса (6). Устанавливают ее между зубчатой гайкой (3) и распоркой (5).

При нагреве барабана нагревается и клипса. Чем больше раздается в размерах барабан, тем больше «раскрывается» клипса. Излишний зазор выбирается, необходимость в «ошибочной» регулировке отпадает. Зубчатая гайка остается в исходном положении.

Lucas. Соло на барабанах 2

Рис. 6

© Фото:

В случае использования «термоклипсы» в маркировку барабанных тормозов Lucas обязательно добавляется буква «Т».

Основные наиболее типичные неисправности барабанных тормозов приведены в таблице.

Еще раз напоминаем, что ремонт и обслуживание тормозов требуют знаний, навыков, надлежащего инструмента и абсолютной чистоты.

На рис. 1, 4 — 6:
1. Пружина регулировочного рычага.
2. Регулировочный шпиндель.
3. Зубчатая гайка.
4. Регулировочный рычаг.
5. Распорка.
6. Термоклипса.

(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное