ЗИМ в нашей истории — автомобиль знаковый. Он — первый в биографии Горьковского завода с изображением оленя на эмблеме. ЗИМ — и первый в нашей стране семиместный седан, а не лимузин. В огромном автомобиле есть откидные сиденья — страпонтены, но нет перегородки между передним диваном и задней частью салона. Необычную для нашего автопрома модель создали в рекордные сроки — чуть более чем за два года.
Сергей Орлов
Первые товарные ГАЗ-12 собрали осенью 1950 года, а на конвейер модель поставили весной 1951‑го. Размерами и богатой, нарядной отделкой ГАЗ-12 напоминал американские машины тех лет, а потому породил легенды о прямом копировании заокеанских аналогов. Но это не так! Хотя, иностранное влияние, конечно, было сильным. И не только американское.
КУЗОВ
Семиместный ЗИМ имел очень солидную длину — 5165 мм и колесную базу — 3200 мм. В министерстве автопрома главному конструктору ГАЗа Андрею Липгарту настоятельно рекомендовали скопировать раму для представительского седана у американцев (например, у Buick) и поставить на нее советский кузов. Ведь все американские автомобили тех лет были рамными, что и позволяло, кстати, достаточно просто делать уйму модификаций, в том числе кабриолетов. Но у горьковских конструкторов был лишь 90‑сильный двигатель. А рамная машина была бы тяжелой: масса ГАЗ-12 и так составила 1940 кг. Американские же аналоги имели массу 2200–2300 кг. И Липгарт принял смелое решение: сделал огромный кузов несущим. Ведь на заводе уже накопили опыт создания аналогичной по конструкции Победы ГАЗ-М20. Так, что в этом ЗИМ принципиально отличается от заокеанских аналогов!
Правда, из-за отсутствия рамы в серию не запустили кабриолет на базе ГАЗ-12. Опытные образцы сделали, но такая машина потребовала бы слишком больших доработок. Но подобные кузова для СССР приоритетными и не были.
Достаточно внимательно сравнить ЗИМ с американскими аналогами конца 1940‑х, чтобы понять, что ни с одного из них советский автомобиль не «списан». ГАЗ-12, действительно, немного напоминает Cadillac 75 Fleetwood 1950 модельного года. Но такая версия появилась практическим одновременно с советским седаном.
Да и, вообще, многие американские машины тех лет имели общие, характерные для общего стиля эпохи, черты. Как, кстати, и современные автомобили, тоже во многом похожие друг на друга.
САЛОН
Интерьер ГАЗ-12 сделан, конечно, в откровенно американской стилистике. По дизайну салон ГАЗ-12 напоминал «младшую» горьковскую модель — «Победу», но не повторял ее. Все было оригинальное! Кстати, в ЗИМе впервые появился руль с хромированным кольцом звукового сигнала, позднее перешедший и на ГАЗ-М20 и ГАЗ-М12. В ГАЗ-12 были свои — оригинальные приборы.
Но именно приборы и общая архитектура панелей ЗИМа и «Победы» здоров напоминают интерьер Chevrolet начала 1940‑х, довольно известных в СССР автомобилей, поскольку их в небольших количествах поставляли для партийных и государственных чиновников. Впрочем, похожий в целом, дизайн панелей приборов был и у других американских ровесников. Опять же главенствовала мода эпохи.
ДВИГАТЕЛЬ
Рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-12 рабочим объемом 3,48 л — американский, но еще предвоенный. Этот мотор — развитие агрегата ГАЗ-11, который сделали для модернизированной «эмки» — ГАЗ-11‑73 и перспективного грузовика ГАЗ-31. Этот агрегат спроектировали на основе двигателя Dodge D5 конца 1930‑х, естественно, с переведением американских размеров в наши метрические стандарты.
Кстати, фирма Chrysler и после войны делала агрегаты, являющиеся развитием Dodge D5. В частности — мотор рабочим объемом 3,8 л, со степенью сжатия 7.0 и мощностью 103 л. с. По этому показателю агрегат был, кстати, вполне сравним с двигателем ГАЗ-12, развивающим 90 л. с. при степени сжатия 6.7.
Но на американских автомобилях конца 1940‑х уже широко использовали V-образные «восьмерки». А у Горьковского завода такого агрегата пока не было.
Знаменитую отечественную рядную «шестерку» в дефорсированном варианте ставили на горьковские грузовики вплоть до конца 1980‑х. То есть фактически полвека с начала производства!
ТРАНСМИССИЯ
Новинка ЗИМа — очень необычная для советского автопрома — гидромуфта в трансмиссии, работающая вместе со стандартной механической трехсутпенчатой коробкой передач. Устройство сглаживало рывки при неаккуратной работе педалью сцепления. В принципе, на машине можно было тронуться даже с третьей — прямой передачи. Правда, тогда автомобиль разгонялся очень медленно.
Поскольку педаль сцепления на ГАЗ-12 можно было, по сути, «бросать», ЗИМ полу в шутку, полу всерьез называли идеальным учебным автомобилем.
Советская гидромуфта представляла собой копию предвоенного еще устройства Fluid Drive концерна Chrysler. Американцы продолжали ставить гидромуфты на некоторые автомобили и после войны. Но вскоре эти устройства стали постепенно вытеснять автоматические коробки передач.
Гидромуфты на ЗИМе часто подтекали и, порой, создавали проблем больше, чем удобств. На следующих горьковских моделях — «Волге» и «Чайке» от устройства отказались в пользу «автомата».
ШАССИ
По шасси ЗИМ максимально унифицировали с «Победой». Что тоже, кстати, помогло создать автомобиль быстро и с минимальными затратами. В частности, передняя подвеска ГАЗ-12 была точно такой же, как у ГАЗ-М20. Пружинную подвеску оснащали амортизаторами, чьи рычаги выполняли одновременно и роль верхних рычагов подвески.
Подвеска ГАЗ-12, как и ГАЗ-М20 представляла собой фактически копию конструкции, применяемой на немецком Opel Kapitan с 1938 года.
В тормозной системе тоже использовали детали и узлы от «Победы». Но ЗИМ — первый советский автомобиль с двумя тормозными цилиндрами для каждого из передних колес. Ведь для машины массой под две тонны, это было просто необходимо.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО
Конечно, ГАЗ-12 ЗИМ для советского автопрома был знаковой и отчасти даже переломной моделью. Разумеется, горьковские инженеры и стилисты, как и при создании «Победы», широко использовали иностранные наработки. И правильно делали! Только так можно было в кратчайшие сроки создать достойный автомобиль высокого класса.
При этом, в Горьком не занимались прямым копированием, а умело приспосабливали американские и европейские технические и стилистические решения под возможности завода и специфические условия эксплуатации в СССР.
А с точки зрения несущего кузова — ЗИМ, вообще, прогрессивный и передовой автомобиль даже по сравнению со многими зарубежными аналогами. Кстати, многолетняя эксплуатации ГАЗ-12 показала жизнеспособность его конструкции. Разумеется, до того момента пока длинный кузов не проедала свирепая ржавчина. А делала она это охотно. Но это уж — отдельный разговор…
О еще одной интересной модели советского автопрома можно почитать здесь.
Были моторы v8 газ12. Это сталинский автомобиль,должен был стать народным,массовым,он был в свободной продаже,в такси и скорой помощи. Простой народ должен был подняться на уровень богатеев запада.
Если честно я хочу купить Газ 12 Зим и мне очень помог это описание