Спорт
Главная  /  Спорт  /  Рижский Мотормузей. Советское наследие

Рижский Мотормузей.
Советское наследие

В Прибалтике вообще и в Риге в частности, мягко говоря, без восторгов относятся к воспоминаниям о советском прошлом. Доказательство тому — громадина музея советской оккупации на окраине Старого города, кстати, одного из самых посещаемых в Риге. Впрочем, есть в латвийской столице и еще один музей «современной истории», который обязательно нужно увидеть...

В отличие от музея оккупации, располагается он вдали от исторического центра — среди новостроек района Межциемс. Да и сам по себе музей этот является «советским наследием», поскольку создавался еще в 1986–1989 гг., аккурат накануне развала СССР. Но побывать в Риге и не увидеть Рижский мотормузей — просто кощунство.

По соседству с главным зданием музея — в офисе гоночной трассы собрана еще одна спортивная коллекция советских и постсоветских спорткаров. Фото: Владимир Маккавеев

Во времена своего основания в конце 1980‑х Rigas Motormuzeja был, бесспорно, лучшим автомобильным музеем не только в СССР, но и во всей Восточной Европе. Оно и понятно, ведь свою коллекцию латыши собирали не только по Прибалтике, но и по всему Советскому Союзу. В итоге под сводами трехэтажного мотормузея на окраине лучшей в СССР гоночной трассы «Биккерниеки» удалось саккумулировать если и не самую крупную коллекцию (хотя, по оценкам многих экспертов, коллекция рижского музея и его филиала в Бауске, что в 60 км от Риги, сегодня является 4‑м в Европе), то уж точно одну из самых удивительных и интересных.

Фото: Владимир Маккавеев

Здесь есть все: от автомобильной классики начала XX века до «императорских» «Руссо-Балтов». От немецкой военной техники до сокровищ кремлевского автопарка: автомобилей Сталина, Горького, Хрущева... Есть даже Rolls-Royce 1966 года, собственноручно разбитый в 1980‑м Леонидом Брежневым и вместо автосервиса перекочевавший прямиком в Ригу. Так и стоит с подбитым крылом и ошарашенным восковым генсеком за рулем.

Гоночная коллекция рижского музея невелика, но уникальна: наряду с раллийными «Москвичами» здесь можно увидеть давно забытые «Пионер» 2 М,  ЗИЛ-112С, ARVW. Фото: Владимир Маккавеев

Побродив по мотормузею, можно увидеть и уникальные концепты RAF, и почти забытые «полуторки» с газогенераторными установками, которые, попросту говоря, ездили не на бензине, а на дровах… И уникальные рекордные и гоночные автомобили. Причем как советские — «Пионер 2 М» или ЗИЛ-112С, так и немецкие, вроде ARVW и, конечно же, звезды коллекции — Auto Union Type C/D. Судьба этого автомобиля столь удивительна, а роль его в становлении Рижского мотормузея столь значима, что на нем, пожалуй, стоит остановиться поподробнее.

Фото: Владимир Маккавеев

Примерно в то самое время, как советские войска, пробиваясь с боями через Прибалтику, «оккупировали Латвию» и рвались к Германии, в Цвиккау, где до войны базировалась гоночная команда Auto Union, в спешном порядке упрятывали в угольную шахту без малого два десятка гоночных автомобилей, на которых еще так недавно и целую вечность назад — до войны, блистали в гонках Гран-при великие Розмайер и Нуволари. Но то ли спрятали плохо, то ли немцы оказались слишком болтливы, но новая власть быстро нашла «гоночный схрон». АВТУ — Автотракторное управление Красной армии — в счет репатриации отправило 18 гоночных Auto Union в СССР, где их быстренько распределили по профильным организациям: автозаводам, спортклубам и НИИ. Однако эксплуатировать трофеи так и не смогли: не было ни денег, ни запчастей, ни резины, ни специалистов, ни даже топлива. Все чертежи и техническая документация на автомобили остались в Германии. Состава хитроумного топливного коктейля Auto Union (86% спирта, 4,4% нитробензола, 8,8% ацетона и 0,8% сернистого эфира) в СССР не знали. А наш бензин А-74 немецким моторам пришелся не по вкусу. В итоге большую часть уникальных автомобилей Гран-при — гордости рейха — разобрали на запчасти и попросту растащили на металлолом. Та же участь, наверное, постигла бы и Auto Union Typ D/C для горных гонок, несколько десятилетий ржавевший на ЗИЛе, если бы в середине 1970‑х его не передали в рижский клуб старинных автомобилей. Оттуда в 1989‑м Auto Union и «переехал» в музей в Межциемс.

Фото: Владимир Маккавеев

По сути единственный в мире полностью сохранившийся оригинальный Auto Union из Риги на протяжении многих лет был предметом зависти Audi AG. Немцы пытались выкупить его. И в конце концов стороны нашли компромисс. В 1996 году Auto Union отправили на реставрацию в Англию, где на его базе помимо оригинального автомобиля на деньги Audi AG была создана еще и реплика, которая и вернулась затем в Ригу вместе солидными финансовыми бонусами, способствовавшими заметному расширению коллекции музея.

Фото: Владимир Маккавеев

Описывать полностью собрание Рижского мотормузея — дело долгое и, наверное, бесполезное, поскольку экспозиция постоянно меняется и обновляется. В прибалтийских сараях до сих пор, бывает, находятся скелеты уникальных авто, которые, пройдя через руки рижских реставраторов, попадают под своды выставочных залов в Биккерниеки и Бауске. Одни задерживаются тут надолго, другие разъезжаются по миру. Экспонаты продаются, другие покупаются, реставрируются. Мотормузей, словно живой организм, постоянно обновляет часть своих «клеток». Потому, даже если ездить сюда каждый год, всегда будет находиться что-то новое.



Фото: Владимир Маккавеев

Magirus-M45 1935 г. — тяжелый пожарный грузовик с 30-метровой лестницей. Фото: Владимир Маккавеев



Фото: Владимир Маккавеев



Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Кремлевская коллекция мотормузея не имеет себе аналогов в мире. В Риге собраны машины Сталина, Горького, Хрущева, Брежнева.

 Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Тот самый Auto Union Type C/D. Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев

Фото: Владимир Маккавеев