Top.Mail.Ru
От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве

фото: фото автора / 11.04.2024
Московский трамвай отметил 125 лет со дня рождения. В честь этого события в столице прошел ставший уже традиционным весенний парад исторических вагонов

Леонид Толмачёв

Колонна из 12 ретро-трамваев стартовала от депо имени Русакова, проехала мимо станций метро «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Проспект Мира», театра зверей имени Дурова, по улице Достоевского, площади Борьбы, и прибыла на улицу Лесную, а с неё отправилась на площадь Тверской заставы, где начались праздничные мероприятия. Улица Лесная выбрана не случайно, именно на ней располагалось первое в нашей столице трамвайное депо.

По традиции, возглавляли колонну трамваи «Ф» или «Фонарный», изготовленный в 1908 году на Мытищинском заводе и «КМ» - «Коломенский моторный», выпущенный в 1930 году. Говоря о «Фонарном», то тако е название он получил из-за расположенного на краше купола с дополнительными окошками, освещавшими в дневное время салон естественным светом. К этому стоит добавить: «Фонарные» были первыми отечественными трамваями, вышедшими на московские маршруты, до этого по Москве ходили трамваи немецкой компании «Фалькенрид». Сегодня сохранилось лишь два трамвая «Ф», один из них находится в Москве, второй – в Сан-Франциско.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
«Ф» или «Фонарные» были первыми отечественными трамваями, вышедшими на московские маршруты.

Что же касается «КМ», то такие трамваи использовались в Москве более 50 лет - до середины 1970-х годов. Интересно отметить, что вагоновожатый в трамваях «КМ» работал стоя на передней площадке прямо среди пассажиров, а сидевший около задней двери кондуктор подавал вагоновожатому знак отправления, дёргая
верёвочку со звонком. Участвовавший в параде «КМ» снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота» и «Холодное лето пятьдесят третьего».

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
Трамваи «КМ» использовались в Москве более 50 лет.

Не менее уникальным можно назвать поезд, состоящий из моторного вагона «КТМ- 1» и прицепного вагона «КТП-1», изготовленный Усть-Катавском вагоностроительным заводом в 1947 году. В Москве два таких поезда короткое время ходили по маршруту No27 «Коптево – Петровские ворота».

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
Поезд, состоящий из моторного вагона «КТМ-1» и прицепного вагона «КТП-1», признан неудачным из-за малой вместимости.

В отличие от поезда из «КТМ-1» и «КТП-1», признанного неудачным из-за малой вместимости, трамваи МТВ-82, выпускавшиеся на авиазаводе No 82 (ныне Тушинский машиностроительный завод) в 1947-1961 годах и РВЗ-6, выпускавшиеся в 1960-1966 годах Рижским вагоностроительным заводам, эксплуатировались в столице довольно долго, МТВ-82 — до 1981 года. Отличались трамваи МТВ-82 и РВЗ-6 большой вместимостью салона и высоким уровнем комфорта: бесшумностью, плавностью хода, мягкими сиденьями. Однако, в 1966 году все московские «РВЗ-6» были переданы Ташкенту, пострадавшему от сильного землетрясения.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
РВЗ-6, выпущенный Рижским вагоностроительным заводом.

За отечественными шла плеяда трамваев «Татра», начиная с модели «Татра Т2», с которой в нашей столице началась эпоха чехословацких трамваев. Трамваи «Татра Т2» стали первыми в послевоенное время импортными трамваями, поставлявшимися в нашу страну, а трамваи «Татра Т3» стали одним из символов Москвы, чего не скажешь о трамваях «Татра Т6Б5», хотя были разработаны в Чехословакии для поставок в Советский Союз и эксплуатировались до 2006 года. Массовая эксплуатация в Москве этих трамваев оказалась невозможной из-за нестандартной ширины, из-за которой въезд и выезд из ворот депо дореволюционной постройки вызывал некоторые затруднения.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
«Татра Т2» - первые в послевоенное время импортные трамваи, поставлявшиеся в нашу страну.

Завершал парад изготовленный в единственном экземпляре в 2007 году трёхсекционный трамвай KT3R, способный вместить 194 человека. Первая и третья секции KT3R изготовлены из списанных трамваев «Tатра T3», средняя, с переменным уровнем пола — на трамвайно-ремонтном заводе. За свою трёхсекционную конструкцию и длину 28650 мм. этот трамвай получил прозвище «Кобра». Трамвай KT3R и сегодня находится в эксплуатации.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве
Изготовленный в единственном экземпляре в 2007 году трёхсекционный трамвай KT3R.

На площади Тверской заставы экспозицию трамваев дополнила экспозиция автомобилей из музея Гаража особого назначения ФСО России и Музея транспорта Москвы.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве

Музей ГОН представил из своей коллекции автобус ЗИЛ-118К, в котором посетители могли приобрести памятные сувениры и легковые автомобили ЗИЛ-115 и ЗИЛ-4104, возившие высшее руководство нашей
страны в 80-е — начале 90-х годов ХХ века. Не менее значимыми для нашей страны можно назвать представленные Музеем транспорта Москвы самосвалы ГАЗ-93Б, предназначенные для работы в сельском
хозяйстве, МАЗ-205, использовавшиеся как на небольших строительных объектах, как и великих стройках коммунизма и ЛиАЗ-158 — один из самых массовых и распространённых отечественных автобусов.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве

Достойно приняли участие в праздновании клубы любителей автомобилей ГАЗ-21 и «Москвич». Выпускавшиеся с 1956 по 1970 год автомобили ГАЗ-21 были символами престижа и достатка, обладание ими говорило, что жизнь удалась. Основное же предназначение «Волг» — использование как служебный транспорт, в такси, транспорт специального назначения. В отличие от ГАЗ-21, автомобили «Москвич» предназначались для продажи населению. В 2022 году марка «Москвич» была возрождена, сейчас под этим брендом выпускаются городские кроссоверы «Москвич-3» и седан-лифтбеки «Москвич-6». Компанию «Москвичам» составила вазовская классика — ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106 — сейчас эти автомобили стали уже раритетами и предметами коллекционирования.

От «Фонарного» до «Кобры»: какие трамваи показали на параде в Москве

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное