В России стартовали продажи тяжелого строительного самосвала Ford Trucks 4142D с кузовом Grunwald. Машина с колесной формулой 8х4 способна перевозить до 26 тонн нерудных материалов. И шасси, и надстройка — отечественного производства.
Максим Приходько
Хорошие новости пришли из самого западного российского региона — Калининградской области. Оттуда начали поступать строительные самосвалы с колесной формулой 8х4. Шасси и надстройка местные, и в этом большой плюс. Если раньше шасси Ford Trucks гнали в Центральную Россию, чтобы здесь «поженить» их с кузовом, то сейчас из нашего самого западного российского анклава приходит готовая машина.
Оснастить ее самосвальным кузовом взялась компания Grunwald, чей завод находится в Калининграде, как и предприятие «Автотор», на котором собирают грузовики Ford Trucks. Все это позволяет предложить российским клиентам оптимальные сроки исполнения заказов.
Руководствуясь поговоркой — встречают по одежке, вначале опишем кузов. Самосвальная платформа Grunwald F22‑SH-II типа half-pipe объемом около 22 м3 и внутренней длиной 6590 мм изготовлена из износостойкой стали Hardox 450 и сертифицирована по программе Hardox in my body (защита от подделок). Толщина стенки кузова — 5 мм, днища — 7 мм. Боковой борт сделан из единой цельногнутой детали, которая не имеет дополнительных сварных швов, что сказывается на прочности кузова. Задний откидной борт установлен на мощных проушинах с двумя механическими запорами. Для того чтобы кузов достойно сопротивлялся коррозии, его перед покраской обрабатывают на дробеструйной установке, а затем наносят лакокрасочный слой, который базируется на эпоксидной и полиуретановой основах. Внешний вид современных самосвалов неразрывно связан с такими понятиями, как качество, надежность, ресурс. И производители это хорошо понимают.
По левому борту кузова имеется ухватистая лестница — этим обязательным атрибутом для обслуживания надстройки водители пользуются при разворачивании или уборке тента. К передней стенке кузова крепится кронштейн с запасным колесом и лебедкой. Кузов обогревается отработавшими газами. Входная часть газоходов, выполненная в средней части днища, обеспечивает формирование теплой зоны по всей нижней части кузова. При этом кран переключения режимов «зима-лето» расположен на внутренней стороне рамы. Учитывая неудобный доступ к заслонке, в таком узле был бы хорош пневматический актуатор, однако здесь мы видим решение, где необходимо физическое участие водителя. Сочтем это за минус.
Фронтальный гидроцилиндр Binotto обеспечивает опрокидывание кузова на угол 48–50°. Максимальное рабочее давление — 200 бар. Важный нюанс — кузов оснащен стабилизатором.
Четырехосное шасси Ford Trucks — оптимальная база для 40‑тонной машины с точки зрения нагрузок. У грузовика усиленная рама: высота сечения лонжеронов — 287 мм, толщина профиля — 10 мм. Повышенная прочность конструкции достигается применением вставок «лонжерон в лонжероне».
Передняя подвеска зависимая рессорная, причем рессоры малолистовые (в пакете 4 листа), задняя — рессорно-балансирная. Осевые нагрузки у Ford 4142D вполне серьезные: по 7800 кг на каждую из двух рулевых осей и 26 800 кг на заднюю тележку. Однако с соблюдением установленных весовых ограничений всё в полном порядке. В верхней части балансирная подвеска дополнительно усилена А-образными реактивными штангами. Тормоза барабанные с ABS, есть вспомогательный моторный тормоз мощностью 340 кВт.
Машина с колесной формулой 8х4 оснащается 12,7‑литровым турбодизелем Ecotorq FHT5 (420 л. с., 2150 Нм при 1300 об/мин). Соответствие экологическому классу Евро-5 обеспечивается нейтрализатором SCR. У машины нет сажевого фильтра или системы рециркуляции отработавших газов, а есть 55‑литровый бак для реагента AdBlue. В паре с двигателем трудится механическая 16‑ступенчатая коробка передач ZF 16S2230 Ecosplit с повышающей высшей передачей. Эксклюзивный дистрибьютор Ford Trucks в России, компания Turbotrucks, в качестве опции может оснастить самосвал новой роботизированной коробкой передач ZF TraХon.
Конструктивные особенности ведущих мостов — мощная литая балка, разнесенная главная передача с бортовыми редукторами, наличие принудительной блокировки межосевого и межколесных дифференциалов. Стоит добавить, что мосты — собственной разработки Ford Trucks, о чем свидетельствует соответствующее клеймо на крышке ступицы.
Кабина самосвала хорошо известна российским перевозчикам по седельным тягачам Ford серии Н566 (Cargo), которые пришли на наш рынок в 2016 году. Пока предлагается машина с дневной, но по желанию заказчика импортер может оснастить самосвал кабиной со спальным местом. В любом случае, оба варианта предусматривают четырехточечную пружинную подвеску. Именно рассматривая кабину, можно догадаться, что корни нынешнего самосвала Ford Trucks лежат в некогда популярном семействе Ford Cargo. Родство выдают небольшие треугольного вида окна в нижней части дверей. Это наследие развозного среднетоннажника, каковым раньше являлся грузовик, прежде чем стал тяжелым самосвалом. При маневрировании на дороге или стройплощадке эти окошки не будут лишними.
Чтобы забраться на капитанский мостик, нужно преодолеть три ступени, нижняя — с подвижным подвесом. В дверном проеме удобные поручни. Дверь открывается не на 90°, а меньше. Тестовый самосвал чистый, но на рабочей машине водитель наверняка испачкается о грязное крыло. Зато «кокпит» самосвала — мечта любого драйвера. Кресло производства известной фирмы Grammer с множеством регулировок и обогревом идет в базовой комплектации. Учитывая назначение машины, ее подвеску и то, что самосвал не всегда ездит груженым, такое сиденье — огромный плюс. Руль регулируется в двух плоскостях, приборная панель по ощущениям скорее легковая, чем грузовая. Между спидометром и тахометром имеется табло, на котором отображается включенная передача.
Все основные тумблеры и переключатели органично сгруппированы. Слева от рулевой колонки, как и положено самосвалу, установлены клавиши управления подъемом кузова. Именно клавиши, а не традиционный кран, наподобие стояночного тормоза. Рядом блок управления светом. Справа от рулевого колеса расположен рычаг ручного тормоза, тахограф, ниже которого магнитола с уже подзабытым именем Grundig. На ветровом стекле, обогреваемом, кстати, вверху, слева нанесена памятка водителю о том, как пользоваться коробкой передач, чтобы не «заблудиться» в переключении ступеней делителя и демультипликатора. Несколько расстроило, что даже на холостом ходу в кабине было шумновато. Впрочем, это самосвал, а не лимузин, да и на ходу Ecotorq оказался не столь голосистым. Головной свет яркий, задние фонари в защитном кожухе с крупной решеткой: очистить прибор от грязи можно не снимая защиты, это удобно.
Учитывая недавние коронавирусные каникулы и отмену всех значимых автовыставок, появление новой модели российского самосвала — событие. Сегмент тяжелой строительной техники, и без того достаточно насыщенный, получил еще одного, надо полагать, сильного игрока. У него есть все шансы потягаться как с образцами отечественной самосвальной техники, так и с машинами, сделанными на базе грузовиков «большой семерки». Да, если вы не догадались, что обозначает буква D в названии самосвала, подсказываю: D — Dumper. В переводе с английского — самосвал.
- Сиденье Grammer с множеством регулировок и обогревом.
- Отсутствие дистанционного привода заслонки обогрева кузова.
Технические характеристики Ford Trucks 4142D
Колесная формула | 8х4 |
Снаряженная масса | 16 700 кг |
Полная масса | 39 000 кг |
Колесная база | 5100 мм |
Габариты (длина/ширина/высота) | 9370/2450/3250 мм |
Объем топливного бака | 315 л |
Двигатель | дизельный, рядный, с турбонаддувом, Евро-5, 12 700 см3, 420 л. с. при 1800 мин-1, 2150 Нм при 1300 мин-1 |
Коробка передач | механическая, 16‑ступенчатая |
Подвеска (передняя/задняя) | рессорная/рессорно-балансирная |
Тормоза | барабанные с ABS |
Размерность шин | 315/805R22,5 |
Заводская гарантия | 2 года без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | 30 000 км |
Конкуренты | Iveco Trakker AD410T42H, КАМАЗ-65801‑68, Scania P440 B8х4HZ |
Подписка на рассылку материалов Автопарка