Top.Mail.Ru
От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

25.06.2023
После длительного простоя калининградский завод «Автотор» возобновил выпуск автомобилей, но вместо BMW, Kia и Hyundai здесь началась сборка китайских моделей, причем сразу трех брендов! Одновременно глава АВТОВАЗа Максим Соколов раскрыл амбициозные планы по запуску производства автомобилей на трех площадках, а в цехах бывшего завода «Рено Россия» после года простоя вновь заработал главный конвейер. Рассказываем о «новых русских» моделях и проектах возрождения отечественного автопрома при содействии китайских партнеров

Максим Федоров

«Каи» вместо «Киа»

То, что «Автотор» переориентируется на Китай, было ясно еще осенью – когда на заводе были собраны последние автомобили Kia (сборка BMW и Hyundai завершилась еще раньше). Но, с учетом стремительного перезапуска производства, ни о какой локализации речи пока не идет. Так же, как в случае с «Москвичом», на «Автоторе» запущена отверточная сборка — то, с чего завод и начинал в далекие 1990‑е.

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Первым на конвейер «Автотора» встал седан Kaiyi E5 дочернего бреда Chery Auto (в этом номере есть тест этого седана, так что подробно останавливаться на нем не будем). Вторая модель Kaiyi, которая будет собираться в России, — компактный кроссовер Х3, в техническом плане являющийся аналогом Chery Tiggo 4. Он будет доступен с мотором 1.5 мощностью 116 л. с. Компанию Kaiyi Х3 составит версия с приставкой Pro: она отличается решеткой радиатора, дизайном торпедо, оснащением и 147‑сильным турбомотором 1.5. А четвертой моделью марки Kaiyi, которую локализуют на «Автоторе» в этом году, станет новый 4,7‑метровый X7 Kunlun, оснащенный 249‑сильным турбомотором объемом 2,0 литра. 

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Из Пекина в Калининград

Вслед за Kaiyi «Автотор» заключил соглашение о промсборке с китайским гос-концерном BAIC. Сейчас в Калининграде собирают кроссоверы BAIC X35 и седаны U5 Plus, а позже компанию им составит рамный внедорожник BJ40 Plus (о ценах и комплектациях этих моделей вы можете узнать в конце журнала). Всего же до конца года «Автотор» планирует запустить производство пяти моделей бренда.

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Пока локализация автомобилей BAIC российской сборки минимальна, но завод совместно с китайцами прорабатывает план внедрения отечественных компонентов. Первыми в очереди стоят аккумуляторы, стекла, бамперы, бачки омывателя, колесные диски, шины, сиденья и выхлопные системы. А со следующего года в Калининграде планируется наладить производство по полному циклу со сваркой и окраской кузовов и последующей локализацией штамповки. 

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

В дальнейшем ассортимент выпускаемых здесь моделей BAIC планируется расширить за счет электрокаров, при этом электродвигатели, редукторы, инверторы, системы управления и другие комплектующие для них будет выпускать сам «Автотор». 

«Итальянец» с китайским акцентом

Наконец, третий партнер «Автотора» — компания Shineray: в Калининграде будут собирать автомобили принадлежащего китайцам бренда SWM. Исторически марка SWM — итальянская, под ней с 1971 года собирали мотоциклы. Но в 1984 году производство пришлось закрыть, а 20 лет спустя права на бренд выкупила китайская Shineray Group, которая организовала под маркой SWM выпуск как мототехники, так и автомобилей (совместно с Brilliance). И вот теперь машины SWM получили калининградскую прописку.

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Сейчас на «Автоторе» идет сборка трех кроссоверов SWM: среднеразмерных G01 и G01F, а также полноразмерного G05 Pro. Если на эти модели будет спрос, в проект пойдут инвестиции для расширения производства, запуска сварки и окраски кузовов, а также локализации комплектующих. Но пока все это только в планах. Впрочем, российская и китайская стороны рассчитывают на долгосрочное сотрудничество и планируют разработать «дорожную карту» развития производства до 2032 года.

Китайские «Лады»

17 июня на бывшем питерском заводе Nissan, который был выкуплен у японцев за 1 евро и переименован в предприятие «Лада Санкт-Петербург», начали собирать кроссоверы Lada X-Cross 5. Перезапуск производства стал возможен благодаря китайцам, ведь новый кроссовер Lada — это не что иное, как FAW Bestune T77.

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Здесь АВТОВАЗ реализовал аналогичную схему с ребрендингом уже сертифицированного в России автомобиля, что и завод «Москвич». Да и собирать китайские «Лады» будут так же, как китайские «Москвичи»: крупноузловым методом из готовых машинокомплектов, где нужно будет установить на место минимальное количество деталей, снятых с автомобиля перед его отправкой в Россию. Но позднее модель обещают локализовать с помощью местных поставщиков автокомпонентов.

Вместо «Ларгуса» и «Шнивы»

Помимо Lada X-cross 5, на заводе «Лада Санкт-Петербург» будет запущена сборка седана D-сегмента и еще одного кроссовера FAW. Но китайские «Лады» — это не только локализованные модели крупнейшего государственного автоконцерна КНР. Сейчас речь идет о поиске еще двух китайских партнеров, которые помогут АВТОВАЗу перезапустить производство на бывшем СП GM AvtoVAZ (сейчас это «Лада Запад Тольятти») и на простаивающем заводе «Лада Ижевск», где планировалось собирать электрические «Ларгусы». Переговоры планируется завершить в этом году. 

«Мы хотим дать нашим клиентам самые современные продукты, некоторые из которых пока даже не сертифицированы в самом Китае. А это требует определенного времени. Сертификация, как правило, занимает девять месяцев. И еще какая-то дополнительная сертификация этой модели потребуется у нас в России. Поэтому говорить о запуске следующих моделей можно, но это потребует времени», — уточнил глава АВТОВАЗа Максим Соколов.

Без пыли в глаза

Радует, что в проекте «китаизации» марки Lada речь идет о достаточно свежих моделях, которые надолго пропишутся на российском рынке и постепенно будут локализованы. Вообще, локализация — это ключевой момент нового проекта АВТОВАЗа, без которого во всей этой истории нет экономической выгоды. Проще и дешевле завозить машины напрямую из Китая, но локализация позволит создать новые рабочие места и развить производство компонентной базы в России.

«Никому не собираемся пускать пыль в глаза и говорим о том, что сегодня это китайский продукт, но с учетом возможностей АВТОВАЗа, его инжинирингового центра, в котором работают 3500 специалистов, мы семимильными шагами будем двигаться к локализации этого автомобиля», — подытожил Максим Соколов.

«Москвич» поехал по конвейеру

Первоначально кроссоверы «Москвич» собирали на стапелях (тележках, которые перемещали вручную), но постепенно завод переходит к полноценному серийному производству. Новый этап — запуск полностью автоматизированной линии длиной почти полкилометра, которая позволила увеличить производительность цеха сборки более чем вдвое. И это только начало!

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Во второй половине года здесь стартует сборка еще одной модели — лифтбэка «Москвич 6», представляющего собой китайский Sehol Yao от суббренда JAC Motor. Всего до конца года планируется выпустить 50 тыс. «Москвичей», в том числе 10 тыс. электрических. При этом Московский автозавод будет одним из главных поставщиков машин для такси и каршеринга по всей стране. Первым заказчиком стал агрегатор «Яндекс.Такси», закупивший 5 тыс. кроссоверов «Москвич 3» (включая 2 тыс. «электричек»). 

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

Сварка, окраска и свой электромобиль

В следующем году «Москвич» должен произвести уже 100 тыс. автомобилей, при этом модельная линейка пополнится еще двумя кроссоверами, а собирать машины будут по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов. Параллельно будет идти процесс локализации комплектующих (сейчас из российского в «Москвичах» — только технические жидкости и блок ЭРА-ГЛОНАСС). Проще всего будет импортозаместить кузовные детали, глушители, стекла, аккумуляторы, шины и колесные диски — производственные мощности для этого в России имеются. 

От китайской «Лады» до своих электромобилей: куда идет российский автопром

А самое интересное начнется через пару лет. В 2025 году на «Москвиче» стартует выпуск электромобиля, созданного на универсальной платформе российской разработки с использованием отечественных компонентов. Подробности этого проекта завод обещает раскрыть позднее. 

Что еще почитать:

Как собирают китайские «Лады»: сходил на завод и все увидел своими глазами

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное