Top.Mail.Ru
Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы

18.01.2024
Количество китайских электрокаров на дорогах страны стремительно растет, и у наших соотечественников возникает все больше вопросов к их качеству и надежности. Многих потенциальных владельцев «электричек» волнует их поведение зимой – высокий расход электроэнергии и снижение запаса хода. Об эксплуатации электромобилей из Китая в холодное время года и выборе оптимальной модели рассказала Ирина Франк – управляющий директор компании Frank Auto.

Ирина Франк

В Сети можно найти множество роликов, где люди жалуются на те или иные проблемы, которые возникли с китайскими машинами из-за сильного мороза. Например, у одного водителя отвалилась пластиковая педаль газа, а другой не смог открыть авто из-за замерзших дверей. Да, такие ситуации вполне вероятны, но они относятся и к «электричкам», и к авто с ДВС. Причем чаще всего не самого лучшего качества.

Что касается нашего опыта, которым мы хотим поделиться с российскими автомобилистами, то с какими-то серьезными проблемами в эксплуатации зимой реализуемых нами электромобилей и гибридов мы не столкнулись. 

Все авто спокойно заводятся (или лучше сказать – запускаются) и выполняют все свои функции даже в мороз. Несмотря на большие габариты тех же Zeekr или LiXiang, салон в них прогревается очень быстро – примерно пять минут, и в машине настоящий Ташкент.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Пример домашней зарядки на улице для автомобиля LiXiang L9

Если говорить о премиальных китайских электромобилях Zeekr, LiXiang, Avatar, Hongqi, HiPhi и других брендов, то в них никогда не отвалятся педали и ничего не замерзнет, как в бюджетном сегменте. Машины спокойно запускаются и едут – их не надо толкать или прикуривать.

Насколько снижается запас хода китайских электромобилей зимой

Действительно, в холодное время года запас хода «электричек» снижается за счет того, что активно используется печка, которая тратит энергию на обогрев салона, батареи и электродвигателя. Некоторые электромобили обладают функцией предварительного прогрева батареи. Если ей воспользоваться, то высокого расхода электроэнергии не будет.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
В меню электромобиля Zeekr 001 можно выбрать пункт «Расписание зарядки», чтобы запланировать время зарядки аккумулятора. Это позволит заблаговременно прогреть батарею перед выездом.
Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
В Zeekr 001 также также можно активировать функцию постоянного подогрева батареи

Мы протестировали большое количество авто и можем подтвердить, что зимой запас хода электрокаров снижается примерно на 40% по сравнению с летним периодом. Например, если «электричка» спокойно проходит 600 км летом, то зимой это расстояние может уменьшиться до 350 км.

Многое зависит от стиля вождения и особенностей эксплуатации китайского электромобиля. Например, мы не рекомендуем садиться в холодную машину с непрогретой батареей и сразу топить газ в пол – тогда будет максимальный расход электроэнергии.

Если батарея хорошо прогрета и все дополнительные источники отопления отключены (за исключением подогрева лобового стекла), то расход электроэнергии будет незначительным, как весной или осенью. 

Для экономии запаса хода зимой можно сократить использование некоторых систем и функций, расходующих электроэнергию. Например, водитель может отключить мониторы в салоне и подогрев задних сидений, если ими никто не пользуется. Это увеличит время работы аккумулятора.

Насколько хороши «китайцы» для российских дорог и погоды

Китайские электромобили отлично себя чувствуют в российских условиях. По крайней мере, у нас не было случаев, когда поломки происходили от езды по нашим дорогам или от эксплуатации зимой. Опять же, мы говорим о европейской части России и Московской области, в частности, поскольку климат в нашей стране разнится от региона к региону и максимально суров на севере, где особые условия эксплуатации любого транспорта.

Для продления срока службы китайского электромобиля мы бы посоветовали пользователям мыть машину, включив специальный режим мойки. Такой режим предусмотрен в каждом премиальном электрокаре и гибриде. При его включении блокируются все дверные ручки и источники питания – они становятся герметичными. 

Если этого не сделать, то после мойки и выезда на мороз попавшая внутрь ручек вода замерзнет – механизмы начнут некорректно работать и не будут открываться. Если такая поломка возникла, то виной всему не качество китайского электромобиля или суровая погода, а неправильная эксплуатация авто.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы

Способны ли китайские электрокары пережить морозы

Мы провели ряд тестов и выяснили, что до -25 °C никаких проблем в эксплуатации премиальных китайских автомобилей не возникает. Все системы и агрегаты работают должным образом, снижается только запас хода. 

Опять же, мы говорим о качественных «электричках» известных китайских автобрендов, а не о бюджетном сегменте, где возможны самые разные неожиданности. Впрочем, это касается любых машин: и на электротяге, и с ДВС.

Основное требование – предварительный прогрев батареи. Хранить автомобиль лучше всего в теплом гараже или на отапливаемом паркинге. Если такой возможности нет, то желательно найти место, где атмосферные осадки не будут прямо попадать на автомобиль. Любой транспорт оставлять на морозе нежелательно.

Некоторые пользователи высказывали мнение, что китайский автопром должен адаптировать свои автомобили для России. Наши эксперты считают, что жесткая адаптация электрокаров из Китая под российские условии не нужна. 

Практика показывает, что премиальные «электрички» прекрасно себя чувствуют в нашей стране. Все поломки, которые выявили мастера нашего автосервиса, связаны именно с неправильной эксплуатацией электромобилей, а не с несовершенством конструкции или ошибками инженеров.

Как заряжать батарею в электромобилях в сильные морозы?

Помимо основной тяговой батареи для электродвигателя, в электрокарах также установлен маленький аккумулятор, как в привычных авто на жидком топливе. Такой АКБ служит для включения (загрузки) автомобиля, питания электроники и бортового оборудования, в том числе фар, аудиосистемы, внутреннего освещения и т.д. 

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Пусковой аккумулятор в электрокаре Zeekr 001 находится под капотом. При снятии крышки открывается доступ к батарее.

Если аккумулятор сел, то зарядить его также можно бустером. Важно учесть, что АКБ в «электричках» отличаются чувствительностью к силе тока и качеству электричества, подаваемого с пуско-зарядного устройства. 

Например, если использовать неподходящий бустер с более высоким напряжением, то блок BMS (Battery Management System) может увести батарею в режим защиты – то есть она перестанет работать. Вывести аккумулятор из этого режима чаще всего можно только с помощью специалистов. Стоит такая услуга порядка 15-20 тысяч рублей, что совсем не дешево.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
BMS аккумулятора на LiXiang

Для китайских электромобилей Zeekr существуют небольшие оригинальные бустеры, которые спокойно помещаются в карман и рассчитаны на один запуск, чего хватает для открытия дверей и включения авто. Есть и большие бустеры, которые используются для запуска аккумулятора в «мертвых» машинах, которые приезжают на автовозах, например, из Хоргоса или Бишкека.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Стартер для зарядки и power bank для Zeekr 001 

Когда в электромобиле разрядился маленький АКБ, то автовладелец не сможет даже открыть люк для заряда основной батареи. Даже если это сделать силком и воткнуть зарядное устройство, то зарядка не пойдет, пока не «проснется» маленький аккумулятор. Если он ушел в защиту, то запустить электрокар не получится, даже при заряженном основном аккумуляторе.

В целом, большинство современных «электричек» оснащены функцией подогрева АКБ. Когда машина подключена к зарядке, то автоматически включается подогрев. То есть проблемы с замерзшим аккумулятором во время зарядки не возникает.

Почему разряжаются маленькие аккумуляторы в электрокарах

Это происходит в том случае, если электрокар «спит», то есть бездействует. Например, машина стоит в гараже более трех недель и не включается. Спасти автомобиль также можно с помощью бустера.

В некоторых моделях электромобилей Zeekr и Lotus предусмотрены специальные контакты для подключения стартера, которые находятся в переднем бампере под специальным люком. Такое удобное расположение позволяет легко подсоединить пуско-зарядное устройство, чтобы «оживить» маленький аккумулятор, открыть двери и запустить машину.

В китайских электромобилях LiXiang таких контактов на переднем бампере нет. Если полностью разрядился маленький аккумулятор, то нужно подойти к багажнику, взять Bluetooth-ключ, нажать кнопку открытия багажника и удерживать ее в течение одной минуты (да, именно столько, а не несколько секунд). После этого багажник откроется и машина «оживет».

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
12-вольтные АКБ на NIO и LiXiang

Если вы уезжаете и не собираетесь пользоваться электромобилем долгое время, то оптимальный вариант – поставить машину на зарядку и со смартфона запланировать время, когда она будет заряжаться. Даже если вы уехали в отпуск в другую страну, то ничто не мешает вам управлять электрокаром удаленно из любой точки мира через интернет. 

Интересный факт: китайские электрокары, которые ввозят в Россию частные лица или безответственные дилеры без соблюдения рекомендаций по своевременной зарядке батареи, иногда преподносят им неприятные сюрпризы. Например, когда электромобили долгое время стоят полностью разряженными в отстойниках Бишкека, их батареи часто выходят из строя. Понятно, что такие машины требуют дорогого ремонта, поэтому говорить о какой-то сверхприбыли горе-предпринимателям уже не приходится.

На что обратить внимание при покупке китайского электрокара 

Самые важные составляющие электромобиля, на которые нужно обратить внимание при выборе модели, – батарея и чип. Чем современнее и мощнее аккумулятор, тем он более безопасный и производительный – способный обеспечить больший запас хода. 

Качественная батарея меньше реагирует на внешнюю среду, в том числе на жару и морозы. Она обладает системой защиты от деградации, то есть находится в определенном вакууме, который либо охлаждается, либо подогревается антифризом.

Отметим, что в премиальных китайских электромобилях устанавливаются именно такие производительные и технологичные аккумуляторы, деградация которых составляет не более 2% в год. Батареи в бюджетных «электричках» не могут похвастаться таким качеством, поэтому они ежегодно деградируют примерно на 5-7%.

Чип в электромобиле играет ключевую роль в обеспечении его оптимальной производительности и эффективности. Микроконтроллер выполняет ряд функций, связанных с управлением электрической системой авто.

В частности, чип отвечает за контроль батареи, систем зарядки, управления двигателем и регенеративного торможения, а также за работу различных датчиков и устройств. Более дорогие чипы оперативно обрабатывают информацию, поэтому все системы и помощники работают значительно быстрее и качественнее. 

Что лучше: купить китайский электромобиль или отдать предпочтение маркам из других стран

Поскольку мы работаем не только с китайскими автопроизводителями, но также с брендами из Европы, США и других стран, то постоянно сравниваем машины разных автоконцернов.

Эксперты компании заметили, что китайцы поступают достаточно хитро. Например, некоторые китайские предприятия поставляют в США и Европу аккумуляторы меньшей мощности. И получается, что в тех же Volkswagen будет установлена батарея на 60 кВтч, а в Zeekr – на 100 кВтч. Вероятно, что пользователь, у которого в приоритете максимальный запас хода, выберет машину, способную проехать большее расстояние на одной зарядке, то есть электрокар с более мощным аккумулятором.

Еще один момент: китайцы часто либо дарят либо предлагают за небольшую плату зарядные устройства для электромобилей, чтобы пользователю было комфортнее заряжаться. Этот момент с зарядками делает китайские электрокары еще более доступными и привлекательными.

Европейские модели электрокаров намного дороже китайских аналогов. При этом сегодня они проигрывают машинам из Китая не только в цене, но и в качестве отделочных материалов и кузова, мощности батареи и других аспектах. 

В итоге получается, что за одни и те же деньги можно взять «европейца» в базовой комплектации или «китайца» в топовой версии, с более продвинутыми характеристиками и наличием огромного количество современных опций. Не удивительно, что в подобной ситуации многие делают выбор именно в пользу китайской машины.

В начале 2024 года немецкое издание Automobilwoche опубликовало новость о том, что компания BYD заметно снизила цены на свои электрокары в Германии – они стали дешевле на 15%. По информации издания, самая продаваемая модель BYD Atto 3 сегодня стоит 39 950 евро против 47 000 евро до снижения стоимости. Volkswagen ID. 4, в свою очередь, стоит 43 900 евро, а Tesla Model Y – 44 900 долларов. При этом в последнем квартале 2023 года, еще до снижения стоимости, автомобили BYD обошли по продажам Tesla в Германии.

Эта новость говорит о том, что китайские автобренды намерены завоевать европейский рынок, в том числе благодаря снижению стоимости своей продукции. Скорее всего, у них это получится, поскольку европейцы не только умеют считать свои деньги, но и предпочитают качественные и надежные машины, которые сегодня производят в Поднебесной.

Будучи в Китае, мы наблюдали интересную ситуацию: в этой стране мало кто ездит на дешевых электромобилях. Базовый электрокар для китайцев – BYD. Такие авто являются своеобразным порогом в качественные электрические автомобили. На более дешевых «электричках» мало кто ездит, предпочитая им авто с ДВС.

Китайцы покупают премиальные электрокары, чтобы эксплуатировать их не менее семи лет и ничего в них не вкладывать, за исключение расходников. Конечно, в Поднебесной другие условия эксплуатации электромобилей, свои налоговые льготы и гарантии автопроизводителей. Величина средней зарплаты тоже играет свою роль – в Поднебесной она выше, чем в России. Поэтому сравнивать поведение российских автомобилистов и китайских не совсем корректно.

Просто как факт: китайцы смекнули, что выгоднее приобрести премиальную модель электрокара, наслаждаться ей определенный период, в течение которого не вкладывать в машину ни юаня, а затем купить новый автомобиль и эксплуатировать его точно таким же образом. Покупка же бюджетного электрокара, как правило, подтверждает пословицу, что скупой платит дважды.

Ответы на дополнительные вопросы по поводу зимней эксплуатации китайских электромобилей:

Вопрос. Режим прогрева батареи, про который вы неоднократно упоминаете, он активируется только при подключении машины к розетке? 

Ответ: Да, режим прогрева батареи включается при подключении электромобиля к розетке.

Вопрос. Установка «Вебасто» - насколько оправдана и позволяет ли она решить проблемы зимней эксплуатации электромобилей.

Ответ: Установка «Вебасто» в электромобилях точно не требуется. Это дополнительные расходы при эксплуатации и вмешательство в проводку авто. К тому же «электрички» очень быстро прогреваются самостоятельно. 

Вопрос. Что делать, если выдвижные ручки отказываются работать на морозе - как попасть в машину, чтобы отогнать ее в теплый паркинг? 

Ответ: Чаще всего ручки не блокируют доступ в автомобиль, а не до конца утапливаются, поскольку внутри образовался лед. Такое иногда бывает после мойки, если водитель не следовал инструкциям и не включил специальный режим для мойки.

Мы не сталкивались с ситуацией, когда все четыре ручки не могли выехать и дверь нельзя было открыть. Но если вдруг такое произойдет, то можно нажать на ручку и откроется доступ для открывания двери механическим способом, если он предусмотрен в конкретной модели. В некоторых моделях ручки легко демонтируются. Если вообще ничего сделать не получается и водитель не может попасть в салон, то машину нужно отогнать на автосервис для осмотра и решения проблемы.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы
Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы

Вопрос. Если разрядился маленький 12-вольтовый аккумулятор и двери заблокированы, как попасть в машину и открыть капот? 

Ответ: Если разрядился 12-вольтовый аккумулятор и двери авто заблокированы, то попасть в салон можно разными способами, в зависимости от конкретного автомобиля. Например, в некоторых моделях используется физический ключ для механического открывания дверей. Если такого ключа нет или он не предусмотрен, то есть альтернативные способы. Например, в электрокаре Avatr 11 провода выведены под крышку буксировочного крюка в заднем бампере. И если подключить к этим проводам специальное пусковое устройство (бустер для электромобилей), то можно запустить авто и открыть двери с помощью Bluetooth-ключа или ключа-карты.

Китайские электромобили зимой: как «китайцы» выдерживают российские морозы

Редакция рекомендует:






(12 оценок, среднее: 4,83 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное