
Моду на двухцветные машины заложили американцы. А уж Советский Союз, который устами его главы Никиты Хрущева провозгласил стремление «догнать и перегнать Америку», просто не мог остаться от этой моды в стороне

Сергей Орлов

Генри Форду приписывают высказывание: «Вы можете купить у нас автомобиль любого цвета при условии, что он черный». Речь шла о первых в мире конвейерных массовых автомобилях Ford T, которые, действительно, красили преимущественного в черный цвет. Такая краска в те годы была самый технологичной и дешевой. Как раз то, что надо недорогому народному автомобилю. Правда, со временем часть Ford T — с не массовыми заказными кузовами красили-таки и куда более яркими красками.

МОЖЕТ ТАКОЙ КОЛОР?
И уже в те же годы появились и первые двухцветные автомобили. Мода на них стала стремительно распространяться в 1920‑х. В основном, это, разумеется, казалось дорогих, в том числе заказных модификаций — кабриолетов и спортивных версий.
Схема окраски была, как правило, примерно одинаковая. Верхнюю часть кузова и крылья делали черными, а среднюю часть машины — светлой, а иногда даже более и яркой, скажем, красной или синей.
В СССР в 1935 году в два цвета окрасили юбилейный 100‑тысячный ГАЗ-А. Но это был единичный, образцово-показательный пример. Цветовая гамма советских автомобилей в 1930‑х богатой, мягко говоря, не была. ЗИС-101 красили в три цвета: черный, синий и довольно необычный серо-голубой, по отзывам современников, напоминающий даже краски-металлики, вошедших в моду через несколько десятилетий.

ГАЗ-М1 были черными и серыми. Впрочем, на старых фото можно разглядеть, все-таки, и двухцветные «эмки». Но, вероятно, это были единичные образцы. А может быть, окрашенные даже и не самим Горьковским заводом.
ЗАЧЕМ «МОСКВИЧУ» МОЛДИНГ?
Новую моду на двухцветные машины в 1950‑х заложили американцы. Как. кстати, и вообще автомобильную моду тех лет. В погоне за покупателям фирмы большой американской четверки (General Motors, Ford, Chrysler и American Motors) придумывали самые разные сочетания светлых и темных цветов. Иногда одного тона, иной раз — контрастные сочетания.

Эту моду подхватили и некоторые европейские компании, в основном, филиалы американских концернов — Ford, Opel, Vauxhall. Ведь дизайн их моделей тоже был американизирован. Но и иные европейские фирмы стали красить некоторые (обычно топовые) модели в два колера.
А уж Советский Союз, который в 1950‑е устами его главы Никиты Хрущева провозгласил стремление «догнать и перегнать Америку», просто не мог остаться от этой моды в стороне. Тем более, что во второй половине 1950‑х в стране одну за другой выпускали совсем новые модели. И стилистика их была сделана не без американского влияния.
Первой серийной двухцветной советской машиной стала «Волга» ГАЗ-М21, дебютировавшая в 1956 году. Двухцветными сделали и опытные «Чайки» ГАЗ-13 и даже лимузины ЗИЛ-111, который демонстрировали на Всемирной выставке в Брюсселе.

Красить «Волги» в два цвета планировали, в первую очередь, именно на экспорт. Хотя первые подобные машины остались в стране. Кстати, именно такие — особо яркие ГАЗ-М21 любили снимать в кино. В частности, в картинах «К черному морю» (1957 г.), «Шофер поневоле» (1958 г.) и «Берегись автомобиля» (1966 г.). Но на Горьковском заводе такие машины не любили. Для производственников они были постоянным раздражителем и «головной болью». Ведь такая окраска, с точки зрения массового производства, была очень нетехнологична.
Завод должен был постоянно наращивать производство, а тут требовалось сначала окрасить кузов светлым колером, потом его части — темным. Мало того, добиться ровного перехода от цвета к цвету, особенно на бортах машины было очень нелегко.
Именно поэтому, подготавливая к производству ГАЗ-М21 так называемой второй серии — уже без звезды в центре решетке радиатора и с иными изменениями, на заводе сделали опытные образцы (и одноцветный, и двухцветный) с довольно широкими боковыми молдингами. Такие машины выглядели, конечно, нарядней. Но для крепления молдингов надо было менять кузовные детали, ведь никаких, пригодных для этого клеев, тогда не было. А это — опять затраты и новая головная боль.

А ведь экспорт «Волг» был относительно невелик. И в итоге, ничего менять не стали. Отдельные ГАЗ-21 второй серии в два цвета красили. В третьей серии такие машины, вроде бы, тоже были. Но уж, совсем, единичные — по спец заказам.
А вот «Москвич» получил-таки боковой хромированный молдинг. И сделали его при переходе от модели 402 к «Москвичу-407» именно, чтобы скрыть линию перехода между красками. Двухцветные машины пользовались спросом на зарубежных рынках, а в конце 1950‑х — начале 1960‑х до 60 % «Москвичей» продавали за границей.
Часть двухцветных «Москвичей» реализовали и дома — в Союзе. Выглядели они очень нарядно и пользовались уважением автолюбителей. Двухцветных универсалов «Москвич-423Н» сделали очень немного и только для экспорта. Кстати, универсал ГАЗ-22, окрашенный в два цвета был только один — опытный — выставочный.
Серийных двухцветных «Чаек» ГАЗ-13 и ЗИЛ-111, конечно не делали. Правительственным автомобилям положено быть черными. Купить их, разумеется, было невозможно, а посему заокеанская легкомысленная яркость советским флагманам, конечно, «не шла».
Интересно, что в качестве прототипов существовали даже опытные двухцветные «Запорожцы» ЗАЗ-965. Но мучиться с окраской самой дешевой советской машины смысла, конечно, не было. К тому же, уже в начале 1960‑х мода на двухцветные машины стала спадать.
ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ ШАПОЧКИ
Впрочем, не совсем: некоторые фирмы продолжали делать автомобили с контрастными крышами. Например, для южных рынков — белыми. А в начале 1970‑х в автомобильный мир стремительно стала входить мода на черные крыши. Причем, желательно еще и со специальным виниловым покрытием, имитирующим крыши кабриолетов.

В основном, черные крыши делали на спортивных двухдверных моделях, но мода быстро перекинулась и на седаны. Обычно тоже в «околоспортивной» комплектации.
В середине 1970‑х эта мода пришла и в СССР. Некоторые автолюбители особо пижонского склада самостоятельно окрашивали крыши «Москвичей», «Жигулей», а иногда и «Волг» черным. А иной раз, умудрялись даже сделать самостоятельно и фактурное — виниловое покрытие.

На сей раз, советские заводы версиями с черными крышами не заморачивались даже для экспорта. По логике: кому надо — сделает сам. И в общем, были правы. Зарубежные дилеры, следуя новой моде, сами стали делать топовые версии советских «Москвичей» и «Жигулей» с черными или наоборот светлыми контрастными крышами.

Выглядели такие машины довольно необычно и для неизбалованных советских автолюбителей особенно притягательно. Именно фото таких «закордонных» версий, и служили образцом для советских поклонников самодеятельного тюнинга.
Однако очередное увлечение «двухцветностью» довольно быстро прошло. Зато сегодня мода на двухцветные автомобили захлестнула мир поклонников советских олдтаймеров. Некоторые владельцы старательно копируют оригинальные колеры и схему окраски. Иные — импровизируют сообразно своим преставлениям о прекрасном. На то она и мода…
То, что в ссср все было на каитинках, а не на делах сегодня уже ни для кого не секрет, тем более досадно, что сегодня в силу тех или иных причин обсуждает то, чего фактически не было.
Согласитесь, двухцветные автомобили смотрятся намного симпатичнее?