Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись

21.08.2023
Специально для «вождя всех народов», как на называли тогда генералиссимуса Сталина, в Чехословакии сделали четыре автомобиля. Удивительно, но два из них сохранились!

Редакция

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Родстер Skoda 1101 Tudor для «великого учителя народов».

Советский лидер Иосиф Сталин любил американские лимузины Packard. Именно автомобили этой престижной марки были основными в Гараже Особого Назначения и обслуживали высших руководителей СССР с 1930‑х до начала 1950‑х годов, пока московский завод ни сделал аналогичный, очень похожий на Packard бронированный ЗИС-115.

На этом история отношения Сталина и автомобилей, собственно, и заканчивается. Однако с именем генерального секретаря связаны и несколько совсем других автомобилей. В том числе, даже легкомысленных кабриолетов, причем, иномарок — из Чехословакии.

ЗАГАДКА 87

Сохранились кинокадры, запечатлевшие окончательную сбоку, погрузку в самолет и выгрузку в Москве авангардного заднемоторного чехословацкого седана Tatra 87. Машину сделали специально для Сталина в августе 1945 года, когда Чехословакия не была, кстати, еще социалистической.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Tatra 87 — подарок Сталину. Август 1945 г.

История этого автомобиля туманна от начала до конца. Рэм Всеволодович Меркулов — сын тогдашнего министра госбезопасности СССР рассказывал, что эта Tatra появилась в Союзе по инициативе дочери вождя Светланы Аллилуевой. В 1945‑м аналогичная машина с двигателем воздушного охлаждения V8, рабочим объемом 3 л и мощностью 75 л. с. только не черная, а серая и привезенная из Германии с пробегом меньше 100 км, появилась в семье Меркулова, и ездил на ней сын министра. Ездил и катал Светлану Аллилуеву, с которой дружил еще со школы.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Tatra 87 Рэма Меркулова — точно такая же, как машина, подаренная Сталину.

Машина якобы так понравилась дочери вождя, что она намекнула, что хотела бы иметь такую же. Так, по этой версии, и появилась подарочная черная Tatra 87 — точно такая же, как у Меркулова — с довоенным еще дизайном. К слову, вскоре автомобиль подвергли рестайлингу.

Рэм Меркулов рассказывал также, что Сталин этим был очень недоволен, и Светлана вскоре отказалась от машины. Дальнейшая судьба этого автомобиля доподлинно неизвестна. По слухам, ее отдали в Политехнический музей. Но дальше след Tatra 87 затерялся.

К ЮБИЛЕЮ

К своему 70‑летию в 1949‑м советский вождь получил множество самых разных подарков: от гигантских помпезных ваз и письменного прибора из малахита до телефона, сделанного в Польше в форме земного шара, с трубкой — молотом и рычагом — серпом. Всего подарков была больше 23 тысяч!

Среди них и три чехословацких автомобиля (а также, кстати, самолет и мотоцикл), которые сначала показали публике на родине — в Чехословакии. К слову, выставка Подарков Сталину в Москве действовала до 1953 года.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Подарки Иосифу Сталину к 70‑летию: Aero Minor II, Skoda 1101 Tudor и Tatra T600 на выставке в Праге.

Автомобильные подарки сделали самые крупные заводы страны. Завод Skoda из Млада Болеслава подарил Сталину родстер Skoda 1101 Tudor с 32‑сильным двигателем. Такие родстеры в небольших количествах делали до начала 1950‑х. Но автомобиль для советского вождя, естественно, имел эксклюзивную отделку.

Фирма Tatra из города Копрживнице тоже подарила кабриолет. Но эту машину построили, вообще, в единственном экземпляре. Кабриолет на шасси совсем новой тогда модели Tatra T600 Tatraplan изготовило знаменитое еще с довоенных времен чешское кузовное ателье Sodomka.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Заднемоторная Tatra T600 с кузовом Sodomka.

Машина, как кстати и Tatra 87, была заднемоторной. Только здесь стоял 4‑цилиндровый тоже воздушного охлаждения, но оппозитный 2‑литровый двигатель мощностью 52 л. с.

Менее известный пражский завод, строивший, в том числе и самолеты — LET Letecké závody, в 1949‑м уже называющийся Rudý Letov, подарил двухдверный компактный автомобиль Aero Minor II. Машина была серийной, но опять же, со специальной отделкой.

Очень необычный для СССР переднеприводный Aero Minor создали в Чехословакии на основе концепции немецких малолитражек DKW. Двигатель жидкостного охлаждения — двухцилиндровый рабочим объемом 0,65 л развивал 20 л. с.

Сталин, разумеется, не только не ездил на чешских подарках и не садился в них. С большой долей вероятности, вождь машины даже и не видел. Но советская пресса о них писала довольно подробно.

ПОВОРОТЫ ИСТОРИИ 

Удивительно, но два их трех сталинских юбилейных автомобилей сохранились! В 1955‑м чехословацкие подарки передали в московский Политехнический музей, а затем по документам — Городскому отделу здравоохранения Москвы. Двухдверную малолитражку еще можно представить «санитаркой», но пижонские кабриолеты — с большим трудом. Следы родстера Skoda 1101 Tudor, в итоге, затерялись.

Зато заднемоторный кабриолет Tatra T600 с кузовом Sodomka, сделанный в единственном экземпляре, похоже, все-таки, не поступил на госслужбу, а остался в запасниках московского Политехнического музея. Именно благодаря этому, уже в конце 1970‑х автомобиль вернули на завод в Копрживнице. На родине его отреставрировали и поставили на почетное место в заводском музее.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Эксклюзивный кабриолет Tatra сохранился и отреставрирован.

Причудливей судьба малолитражки Aero Minor. Со временем машина перешла в частные руки и, как многие отслужившие свой срок ретро-автомобили, гнила в огороде. Пока чудом не попала в руки Ильи Сорокина — поклонника ретро-автомобилей и организатора хорошо известных в Москве и Питере выставок — Олдтаймер-галерея.

Подарки для «вождя»: какие автомобили дарили Сталину и куда они делись
Переднеприводный Aero Minor II после реставрации в Москве.

При полной разборке машины на внутренней полости правого переднего крыла обнаружили чудом сохранившееся наклеенное на металл послание чешских рабочих советскому вождю: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949». Так, что сомнений в происхождении этого Aero Minor не осталось.

После тщательной, высокопрофессиональной реставрации этот автомобиль передан хранение в Политехнический музей. Так, что его судьба, как и редчайшего сталинского кабриолета Tatra, оказалась счастливой.

Что еще почитать:

Шик социализма: как за «железным занавесом» строили машины для красивой жизни

Какую зарплату платили на заводах в СССР

Чёрный рынок в СССР: сколько на самом деле стоили машины и запчасти в 80-х

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное