Top.Mail.Ru
На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане

26.06.2023
Среди тысяч завезенных в Союз после Великой Отечественной войны автомобилей было немало редких, очень редких и даже эксклюзивных. Тех, что теперь стоят астрономических денег.

Сергей Орлов

По очень примерным оценкам в СССР привезли около 100 тысяч трофейных автомобилей. Не только, но по большей части именно немецких марок. Даже во второй половине 1970‑х трофейные машины нетрудно было увидеть во дворах и на улицах.

Среди них были вполне примелькавшиеся за послевоенные десятилетия многочисленные Opel, BMW, Wanderer и Mercedes-Benz массовых моделей. Встречались и машины более редких марок, скажем Hansa и даже переднеприводные DKW и Adler.

СМОКИНГ ДЛЯ НАРОДА

Но были и куда более редкие, роскошные спортивные и представительские немецкие автомобили, на которые на улицах обращали внимание куда больше. На такси в булочную советские граждане, как говорили в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», действительно, не ездили. А на автомобилях, чьи цены в долларах теперь шести-, а то и семизначные еще, как ездили. И на рынок, и в магазин, на работу и на дачу.

Сразу после войны такие — самые роскошные автомобили возили обычно крупных военачальников и чиновников. Но потом переходили в руки их шоферов и прочих простых советских граждан.

А еще через несколько лет роскошный кабриолет или лимузин, порой, можно было купить по цене нового «Москвича» или «Жигулей». Даже многие владельцы раритетов, не говоря об остальных гражданах, не знали их истинной цены. И уж точно не представляли: какой она станет.

Хотя уже во второй половине 1960‑х советскими «закромами» заинтересовались иностранцы и первые машины стали уходить из Союза. Позднее этот поток стал еще шире и мощнее. Но деньги, которые получали за свои раритеты советские граждане, решившиеся на контакт с иностранцами, все равно, были несравнимы с нынешними ценами.

ЗВЕЗДНЫЕ БИЛЕТЫ

На одном из первых мест по престижности и цене всегда, понятно, стояли автомобили Mercedes-Benz. В Союзе было немало машин моделей 500, 540, 770 с мощнейшими компрессорными двигателями и заказными, иногда сделанными в единственном экземпляре, кузовами.

Так, очень редким Mercedes-Benz 540K c компрессорной рядной «восьмеркой» и эксклюзивным кузовом родстер в 1960‑е владел известный в кругах советских любителей олдтаймеров московский коллекционер Артур Лештин. Он ездил на роскошном Mercedes по Москве, путешествовал по стране. Лештин, вероятно, стал первым из тех, кто продал автомобиль иностранцу. Mercedes купил шведский журналист Альф Юхансон. Сначала машина получила в Москве белые номера, которые выдавали иностранцам, потом ушла в Швецию, а позднее — в США. Кстати, вероятно именно швед, чтобы поднять цену автомобиля, уже в Европе придумал совершенно абсурдную легенду, что именно этот родстер Гитлер еще до войны подарил Сталину.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Родстер Mercedes-Benz 540K, проданный в 1967‑м в Швецию.

Сколько Лештин получил за свой родстер неизвестно, но уж точно сумма эта было бесконечно далека от нынешней цены аналогичных машин. Поскольку родстеров модели 540К сделали по официально статистике всего двадцать пять, сегодня такие машины стоят около 10 миллионов долларов.

Подешевле, «всего-то» 1,5–2 млн просят за кабриолеты той же модели — 540К. Такой, в частности был у еще одного известного столичного коллекционера Ярослава Зузика. Он тринадцать лет реставрировал Mercedes-Benz 540K с кузовом, называемым по заводской классификации Cabriolet B. Говорили, что Зузик нашел машину где-то в подмосковном огороде. Реставрацию владелец провел потрясающе. Судьба этого автомобиля неизвестна. Ходили даже легенды, что в перестройку Зузик разобрал машины и спрятал по частям.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Mercedes-Benz 540K Cabriolet В.

Советские любители ретро-автомобилей хорошо знали московский роскошный огромный кабриолет Mercedes-Benz 770К. И не просто роскошный и огромный, а уникальный. Автомобиль построили в 1940 году в единственном экземпляре для наследника персидского престола. Но отправить машину заказчику не успели. Машину видели в Москве сначала в родном белом цвете, а позднее — черным.

Mercedes ушел за границу еще в 1989 году. Автомобиль отреставрировали и зачем-то перекрасили в вишневый колер в США. Цена машины сейчас не меньше, чем родстера серии 540К, то есть — под 10 млн долларов.

В СССР встречались и лимузины, и кабриолеты Mercedes-Benz 770. Эта модель, которую называли еще Grosser Mercedes, была флагманом фирмы в 1930‑х и наряду с серией 540К — официальным автомобилем третьего рейха.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Mercedes-Benz 770, сделанный в единственном экземпляре.

Встречались автомобили и первой серии (W07) выпуска 1930–1938 гг. и W150, которые выпускали до 1943‑го. Компрессорная «восьмерка» таких машин развивала астрономические для тех лет 200 л. с. Сейчас такие Mercedes-Benz стоят около 3 млн долларов. Бронированные — дороже.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Ранний Mercedes-Benz 770 семейства W07.

К слову, в НАМИ был и бронированный двухдверный Mercedes-Benz 540K, который позднее какими-то судьбами попал в пражский политехнический музей.

С ЧЕТЫРЬМЯ КОЛЬЦАМИ И ДВУМЯ «М»

Очень престижной в Германии была и флагманская марка концерна Auto Union с эмблемой из четырех колец — Horch. В Союзе было немало и роскошных кабриолетов серии 853, и автомобили моделей 830 и 950 с разными закрытыми и открытыми кузовами. Были и совсем редкие образцы.

Скажем, Horch 930V с элегантным кузовом родстер. Таких машин до войны сделали совсем немного. Редкий автомобиль с 92‑сильной V-образной «восьмеркой» еще в 1960‑е в довольно потрепанном состоянии попал в руки все того же известного московского любителя старых автомобилей Артура Лештина. Приведя машину в приличное состояние, Лештин продал Horch в Латвию. Этот Horch неоднократно снимался в кино. Например, в «Безымянной звезде» на машине ездил герой Михаила Козакова. В 1980‑е автомобиль продали в США. Теперь он, по слухам, в Германии. Стоит такой Horch нынче под 700 тысяч евро.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Редкий родстер — кинозвезда Horch 930V.

В Риге обосновался и еще одни уникальнейший Horch — модели 853 с кузовом родстер. Таких автомобиль немецкое прославленное кузовное ателье Erdmann & Rossi построило лишь пять. Один из них был у рейхсмаршала Геринга, о чем свидетельствуют сохранившиеся фото. Относительно недавно один из Horch 853 Special roadster продали за 5 млн долларов.

Автомобили фирмы Maybach Motorenbau (отсюда два «М» на эмблеме) числились в Германии одними из самых технически совершенных, роскошных и баснословно дорогих. Сейчас, по оценкам специалистов, в мире сохранились 120–150 машин из примерно 1200 построенных в 1921–1941 гг. И многие из живых ныне автомобилей проехали через СССР, а некоторые и остались в нашей стране.

Известный в СССР кабриолет Maybach SW42 с кузовом фирмы Spohn принадлежал инженеру из Краматорска Виктору Ракитянскому. Владелец неоднократно приезжал на машине в Москву. Много позже это Maybach оказался в известной в узких кругах коллекции в Климовске, владельцем которой числили известного в узких кругах Хорхе Портилья Сумина. Русский мексиканец со скандальной репутацией собрал вторую (в может, и первую!) по количеству в мире коллекцию Майбахов. По разным оценкам, в собрании — от девяти до пары десятков машин. Коллекционер, правда, давно исчез. А Maybach SW42 с таким кузовом стоит сейчас примерно 1,5 млн долларов.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Maybach SW42 с кузовом ателье Spohn.

Подешевле аналогичный, но «младший» кабриолет модели SW38. За такие машины дают около 800 тыс. долларов. А в СССР встречались и еще более редкие образцы.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Maybach SW38 в московском дворе.

ОДИН НА ОДИН

Редчайший британский Rolls-Royce Wraith в СССР тоже приехал из Германии, ведь автомобиль этот с немецким кузовом ателье Erdmann & Rossi. Таких машин сделали всего две. Автомобиль долго жил и буднично работал в латвийской, сельской провинции. С некоторых пор первым послевоенным владельцем этого Rolls-Royce почему-то стали числить Вячеслава Молотова. Одна из популярных в мире советского ретро легенд.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
Rolls-Royce Wraith с немецким кузовом.

Позднее нереставрированный и изрядно потрепанный Rolls-Royce экспонировали в Рижском мотор-музее. Он и сейчас, вроде бы, в Латвии. Цены двухдверных довоенных Rolls-Royce Wraith начинаются от 300 тыс. долларов. Но это куда менее редкие автомобили.

Еще один советский уникум — спортивный BMW 328 Mille Miglia — один из четырех родстеров, сделанных в 1940‑м специально для знаменитой итальянской гонки Mille Miglia. Причем автомобиль, попавший в СССР, внешне немного отличался от трех остальных.

На «Майбахе» на дачу: самые дорогие трофеи, на которых ездили советские граждане
BMW 328 Mille Miglia.

Ходили слухи, что автомобилем со 130‑сильным 6‑цилиндровым двигателем во время войны владел министр вооружений третьего рейха Альберт Шпеер, а после войны — знаменитый авиаконструктор Артем Микоян. Позже BMW попал в Ригу к настройщику органа Домского собора Гвидо Адамсону.

Уже в 1990‑х машину отдали на хранение компании BMW. А в 2010‑м уникальный родстер ушел в частный музей в США за 5,6 млн долларов.

Сейчас иногда трудно поверить, что все это автомобильное богатство, действительно, жило в Союзе. И не просто жило. Раритеты ездили по обычным советских улицам. Иногда, кстати, даже и в булочную…

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное