Top.Mail.Ru
Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло

19.07.2024
Советские лидеры после Великой Отечественной войны в официальных поездках использовали только свои — отечественные автомобили. В странах социалистического лагеря все было гораздо сложнее.

Сергей Орлов

ОТ СТАРШЕГО БРАТА

Высшие руководители СССР, за исключением Леонида Брежнева, к автомобилям, в общем-то, были равнодушны. Брежнев любил дорогие иномарки и, говорят, охотно ездил на них на отдыхе. Но в официальных поездках Брежнева тоже возили только на отечественных автомобилях. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Торжественный проезд Никиты Хрущева и руководителей ГДР в советском ЗИС-110Б

Иосиф Сталин и его ближайшие соратники пересели на советские машины только на рубеже 50‑х, когда на основе первого послевоенного советского легкового автомобиля ЗИС-110 сделали бронированный ЗИС-115. Именно ЗИС-110, а позднее и его бронированные версии стали получать в 40‑х и руководители социалистических стран.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Главный автомобиль Польши времен Болеслава Берута — ЗИС-110 в компании американских Chevrolet и Buick.

Кстати, на ЗИС-110 в те годы ездил даже президент Финляндии Юхо Кусти Паасикиви, который продвигал политику сотрудничества с СССР. Советский ЗИС был в данном случае символичен, ведь предыдущий президент Финляндии Карл Густав Маннергейм пользовался подарочным немецким Mercedes-Benz 770

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
ЗИЛ-41045 последнего президента ЧССР Густава Гусака

Автомобили ЗИС стали главными в соцстранах Европы и Азии, включая Китай и Вьетнам. Тем более что прежде в большинстве этих стран автомобильная промышленность была развита слабо, а больших машин не делали вовсе. В некоторых же государствах до Второй мировой автомобили и вовсе не выпускали. Самым ярким исключением в этом смысле была Германия с ее мощным автопромом. Но руководство Германской Демократической Республики, образованной в 1949 году, по понятным причинам не пользовалось довоенными машинами, выпусщенными в Третьем рейхе. И первый президент ГДР Вильгельм Пик ездил в ЗИС-110.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Mercedes-Benz 300 d лидера народной Болгарии Тодора Живкова

Советские лимузины и кабриолеты уже под маркой ЗИЛ в большинстве соцстран использовали вплоть до распада социалистического лагеря. Но еще в 50‑х многие руководители стали привечать и иные автомобили: иногда своего производства, но чаще — западные, капиталистические. Причем, порой, даже и в официальных поездках.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Mercedes-Benz 600 семейства W100 руководителя НРБ Живкова

MERCEDES НАРОДНОЙ ДЕМОКРАТИИ

Особо руководители соцстран почитали автомобили Mercedes-Benz. У лидера Народной Республики Болгария (НРБ) Тодора Живкова еще в 1958‑м появился представительский седан Mercedes-Benz 300d c 3,0‑литровым 150‑сильным дизелем. В Германии эта модель получила прозвище Аденауэр, поскольку ассоциировалась с первым послевоенным канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Иосип Броз Тито — многолетний лидер Югославии был поклонников Mercedes-Benz W 100

Но самой любимой моделью лидеров государств социалистического лагеря стал знаменитый Mercedes-Benz 600 первого поколения — семейства W100. Этот автомобиль с двигателем V8 рабочим объемом 6,3 л мощностью 250 л. с. выпускали с 1963 по 1981 гг. Естественно, для руководителей покупали машины версии Pullman с базой 3900 мм. Таких автомобилей сделали всего 2677, и они были в гаражах очень многих лидеров государств Европы, Азии в Африки.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Леонид Брежнев и Николае Чаушеску в Бухаресте в Mercedes-Benz 600 семейства W100

«Шестисотые» были у Тодора Живкова, руководителя Румынии Николае Чаушеску и, конечно, у тонкого ценителя роскоши — президента Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ) Иосипа Броз Тито. Чаще всего это были машины с кузовом ландо. Убирающаяся задняя часть крыши позволяла использовать автомобиль и в торжественных случаях.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Молодой Фидель Кастро за рулем советского ГАЗ-69

Кстати, по крайней мере, один пульман-лимузин семейства W100 был и в Советском Союзе, но советский лидер в такой машине публично, конечно, не появлялся.

Со временем, даже самый молодой лидер социалистического мира Фидель Кастро стал ездить в бронированных Mercedes-Benz. В молодости главный революционер Кубы появлялся в самых разных, совсем не президентских машинах, в том числе и за рулем пляжного открытого Citroen Mehari и советского внедорожника ГАЗ-69. Но бессменных на протяжении десятилетий социалистических лидеров объединяло то, что рано или поздно все они пересаживались на бронированные Mercedes-Benz. Не избежал этой «участи» и Фидель...

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Главный автомобиль социалистической Чехословакии начала 1950‑х — Skoda VOS

СВОИМ ПУТЕМ

В некоторых соцстранах старались все-таки ориентироваться на свой автопром. У ГДР так и не получилось. А в Чехословакии представительские автомобили все-таки строили. 

Для начала в качестве официального парадного автомобиля использовали огромный немецкий Mercedes-Benz 770, он же — Grosser Mercedes. Но в 1951 году на немецкое шасси одели оригинальный кузов известного еще до Второй мировой ателье Sodomka. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Специальная удлиненная правительственная Tatra 613S

Но в то время в социалистической Чехословакии строили уже и оригинальные представительские машины. Причем, даже бронированные. Skoda VOS (Vladni Osobni Special — правительственный, легковой, специальный) оснастили двигателем Praga объемом 5,2 л, мощностью 120 л. с. и четырехступенчатой коробкой передач. Собирали автомобили на фабрике Sodomka (вскоре переименованной в Karosa). Завод Skoda делал лишь бронекапсулу, поскольку имел опыт производства танков. Создали два варианта автомобиля: тяжелый — с мощным бронированием, массой около 4500 кг и более легкий — массой 3800 кг. С 1948 по 1953 гг. собрали 107 автомобилей, часть из которых отправили в другие соцстраны, даже в Китай.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Удлиненный румынский ARO 306

Уже в 70‑х на основе последней легковой модели завода в Копрживнице Tatra 613, которую и предназначали, в первую, очередь чиновникам, сделали удлиненную с базой 3130 мм версию Tatra 613S. Однако главным правительственным автомобилем ЧССР оставался советский ЗИЛ.

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Автомобильная гордость Китая — бронированный Hongqi CA 772

Свой правительственный и довольно забавный автомобиль сделали и в Румынии. В 1977‑1978 гг. изготовили ARO 304 — удлиненный и моноприводный вариант внедорожника ARO 240 с 90‑сильным 2,5‑литровым мотором. В 1987‑м году сделали и модернизированный ARO 306. Но эти машины применяли, в основном, лишь для торжественных процессий, в частности, встречи в Бухаресте генсека Михаила Горбачева. По разным сведениям собрали всего четыре или шесть таких автомобилей. Один отправили лидеру ГДР Эриху Хонеккеру, еще один — диктатору Ливии Муаммару Каддафи. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Николае и Елена Чаушеску в кабриолете Cadillac Eldorado и в окружении Mercedes-Benz

Ну, и конечно, свои представительские машины создали в Китае. Первыми постреволюционными правительственными автомобилями там стали американские Willis. Затем Мао Цзэдун ездил в бронированном ЗИС-115. Но в эпоху «великого скачка» на Первом автозаводе (FAW), построенном с помощью СССР, стали собирать собственные лимузины и кабриолеты Hongqi (Красное знамя), на которых и возили «великого кормчего» Мао Цзэдуна и его ближайших соратников. Эти автомобили в разных версиях, как и наши ЗИЛы, изготавливали вручную от силы десятками в год. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Rolls-Royce Phantom V, построенный в 1960‑х для Никоале Чаушеску

КРАСНАЯ ЭКЗОТИКА

В качестве кабриолетов для торжественных процессий использовали не только советские ЗИС и ЗИЛ, но иногда и роскошные американские машины. На таких, в частности, выезжал в народ руководитель Румынии Николае Чаушеску. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Удлиненный Volvo 264 TE и лидер ГДР Эрих Хонеккер

В 1966 году для них заказали даже Rolls-Royce Phantom V с кузовом ландо фирмы Mulliner Park Ward. Правда, по каким-то причинам машину из Британии так и не забрали, и со временем она оказалась в США.

Проблемы автомобилей для главы ГДР Эриха Хонеккера решили оригинально. Своих представительских моделей промышленность Восточной Германии не делала. А использовать западногерманские Mercedes-Benz, по понятным причинам, не хотели. Поэтому Эрих Хонеккер чаще всего пользовался удлиненными Volvo разных моделей и даже Citroen CX — тоже с удлиненной базой. 

Машина для диктатора: на чем ездили руководители соцстран и что их объединяло
Citroen CX последнего руководителя ГДР

Некоторые автомобили лидеров соцстран сохранились у частных коллекционеров и даже не раз успели перейти из рук в руки. Иные — стоят в музеях для всеобщего обозрения.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 комментарий

  1. Aborigen:

    Автор, заголовок специально для «хайпа»?
    >машина для диктатора: на чем ездили руководители социалистических стран?
    Кем были Франко, Пиночет, забыл как звали южнокорейского генерала и тд?
    Или на машинах не ездили?

Статьи по теме
Популярное