Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят

фото: архив автора, Toyota media site, ChinaCarHistory/Weibo / 21.11.2023
Считается, что автомобильную промышленность КНР помог создать Советский Союз. Но уже в 1930-е годы на территории Китая вовсю работали автозаводы из Страны восходящего солнца. Япония вела захватническую войну против Китая и даже создала на его территории марионеточное государство Маньчжоу-Го. Поэтому в современных японских автомобильных компаниях стараются не распространяться на тему своих китайских филиалов, как не любят вспоминать о данном эпизоде своей истории и сами китайцы

Денис Орлов

Как и у германских автомобильных фирм, у Nissan и Toyota имеются свои «скелеты в шкафу» — нелицеприятные факты, о которых сегодня стараются вспоминать пореже. Рассказывать о филиалах этой японской парочки в оккупированном Китае и в марионеточном государстве Маньчжоу-Го — всё равно что трубить об авторемонтном заводе Mercedes-Benz в Минске, где принуждали работать советских военнопленных.

Глава «Ниссан» Ёсисуке Аюкава всё время держал в уме Маньчжурию. Всем запомнилось его выступление в Кабинете министров: «Топография, климат и ресурсы очень похожи на североамериканский континент. Если мы будем развивать этот регион, мы сможем стать чем-то даже большим, чем Соединенные Штаты. Развитие Маньчжурии полностью изменит Японию и Азию».

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят
Торжественная сборка первого грузовика Toyota KB на заводе в Маньчжурии.

Собственно, благодаря биржевому буму, последовавшему за вторжением японских сил в Маньчжурию в 1931 году, Аюкава и взял власть над «Производством Страны восходящего солнца», преобразовав разрозненные заводы в мощную дзайбацу Nissan.

И вот, в 1937 году создаётся промышленный агломерат «Маньчу Дзюкогё Кайхацу Йоко» («Маньчжурская корпорация развития тяжёлой промышленности»), и управление им доверяют Аюкаве. Он переносит штаб-квартиру «Промышленности Страны восходящего солнца» в столицу «Великой Маньчжурской империи» — город Синьцзин (нынешний Чанчунь). Интересно, рассказывали об этом работникам московского Завода имени Сталина, приехавшим в 1951 году возводить в Чанчуне китайский Первый автомобильный завод (FAW)?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 13.-ayukawa_yoshisuke_10-oktya-1939-1.jpg
Ёсисуке Аюкава (6 ноября 1880 — 13 февраля 1967) среди правления «Маньчжурской корпорации развития тяжёлой промышленности» (в центре, в тёмном костюме). Снимок сделан 10 октября 1939 года.

Синьцзинь («Новая столица») привлёк Аюкаву наличием подъездных путей (бывшая Китайско-восточная железная дорога, близость портов). «Маньчжурская тяжёлая промышленность» занималась не только производством, но и эксплуатацией местных недр. Автомобильное отделение основали только в 1939 году. Хотя в Маньчжурии уже выпускали автомобили: с марта 1934 года небольшая фирма «Тонгэ» (Tonghe Automobile Industry Company) в городе Фэнтянь (ныне — Шэньян) влачила жалкое существование: армия заказывала меньше автомобилей, чем предполагалось!

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят
Центральный вокзал Синьцзиня — столицы марионеточного государства Маньчжоу-Го. Сегодня это китайский город  Чанчунь. Угадываются силуэты автобуса на шасси Toyota местной сборки, легковых «фордов» японской сборки, миниатюрного Datsun, полуторки Ford сборки фирмы Hitachi, нескольких легковых машин J.A.C., Nikko, Nissan. На 1936 год в Маньчжурии насчитывалось чуть более 10 тысяч автомобилей.

Аюкава прибрал завод к рукам, переименовал в «Доува дзидося саньё», договорился с военными, и дела пошли. В планах Аюкавы было создание крупного завода, «восточного Детройта» в городе Андунь на границе с Кореей. Рядом с заводом находился порт, что открывало экспортные пути по всему миру. Подвела перемена общественного мнения в США: Форд, на чьи деньги и опыт рассчитывал Аюкава, ему отказал. Повлиял ли этот провал на отставку Аюкавы в феврале 1942 года, неизвестно. Скорее, причиной стали политические взгляды Аюкавы. Он выступал против союза с Германией, предлагал переселить в Маньчжурию изгоняемых из Европы евреев. Несмотря на это, после войны Аюкава 20 месяцев просидел в американской тюрьме по подозрению в военных преступлениях.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 14.-toyota-assembly-works-china.jpg
Сборка грузовиков Toyota и производство автобусов на их шасси в Тяньцзине.

«Тойота» прописалась прямо в Пекине, где завод «Бейжи дзидося кайся» (Пекинский автозавод) собирал 4‑тонные стандартизированные грузовики Toyota KB и строил автобусы на их шасси. Стандартизированные двухтонки Toyota GB собирали фирмы «Хокусё дзидося когё» в Тяньзине (с апреля 1938 года) и «Хуаджонг Тойота дзидося гайся» (с мая 1939 года). Интересно, что и самым первым в истории «Тойоты» экспортом стали 15 июля 1936 года четыре грузовика модели GA, отгруженные в Маньчжоу-Го!

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят
1936 год, погрузка шасси грузовика Toyota G1 для отправки в Китай. Это самый первый экспорт в истории Toyota и осуществлялся он для японских оккупационных войск.

Машины, созданные по мерке Министерства торговли и промышленности, составляли основную часть автопарка японской императорской армии в период Второй мировой войны или Второй японо-китайской войны 1937–1945 годов (первую китайцы проиграли в 1933 году). Впрочем, в КНР события этих лет предпочитают называть национально-освободительной войной против японских захватчиков.

Как первые китайские автомобили оказались японскими и почему об этом сейчас не говорят
Стандартизированная полуторка Toyota GB японской армии, такие собирали в китайском Тяньдзине.  

Вопрос, как называть исторические события, конечно — оффтопик. Однако, сегодня многие задумываются: с чего вдруг датой начала Второй мировой считается 1 сентября 1939 года? Разве в Юго-Восточной Азии к тому времени не полыхал пожар масштабной, охватившей несколько стран, войны? Согласитесь, современная историография несёт на себе отпечаток высокомерия, присущего всей западной цивилизации.

Что еще почитать:

От лошадей к автомобилям: как Вторая мировая война повлияла на японский автопром

Правда и ложь о ленд-лизе: как Америка помогала воевать СССР

Почему чудо-вездеход Фердинанда Порше не помог немцам на Курской дуге

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное