«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

фото: автора и Belgee / 02.08.2024
Освоив выпуск 60 000 автомобилей в год, завод Belgee на этом оста­навливаться не собирается и потенциал для этого имеет. Но без России здесь никуда, ведь наша страна получает львиную долю продукции белорусско-китайского предприятия.

Алексей Вожаков

150 000 автомобилей в год производить вполне возможно и даже чуть больше, убежден инженер-технолог и исполняющий обязанности начальника бюро техпроцессов и контроля качества выпускаемой продукции завода Belgee Павел Ласточкин. В настоящий момент за смену собирается до 280 автомобилей, рекорд — 307 машин. Смены работают по 12 часов. Сейчас конвейер останавливается в 20:30 и возобновляет работу в 8 утра, но завод точно придет к 24‑часовому режиму — уверен Павел. Текущий целевой показатель — 300 автомобилей за смену.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

«Мы готовы увеличить и скорость конвейера, есть, конечно, узкие места, там, где процессы прямо сейчас ускорить нельзя — это, например, участок заправки техническими жидкостями, тележки AGV, где устанавливаются передний и задний подрамники. Сейчас такт конвейера составляет 145 секунд, но если модернизировать некоторые узлы и агрегаты, переписать технологии, то это время сократится. Правда, это не значит, что при 24‑часовом режиме работы сможем выпускать 600 автомобилей в сутки. Практика показывает, что разница в сборке между дневной и ночной сменой может достигать 30 %, но 500 машин собирать сможем вполне. Спрос есть, и полностью он не удовлетворен. У нас — 1815 человек на заводе. На производстве занято примерно 1,5 тысячи, остальные — ИТР. Желающих у нас работать хоть отбавляй, это и понятно: хороший социальный пакет, зарплата значительно выше, чем средняя в регионе, — с гордостью говорит Павел. — Квалифицированных кадров не хватает, но мы их сами готовим. Приходит человек учеником и дальше через систему наставничества приобретает квалификацию».

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы
«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы
«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Все поступающие на завод комплектующие проходят экспертизу отдела качества, где выявляется брак, к слову, он составляет не более 5 % — показатель совсем невысокий. Далее определяется был ли это брак изначально, или повреждения произошли в процессе транспортировки. Кузовные элементы поступают в цех сварки, боковины кузова и днище привозят уже готовыми. Вручную сваривается моторный отсек, здесь же в него инсталлируется RFID метка, содержащая информацию о собираемом автомобиле. Всего точек сварки более 4000 и 90 % сварочных работ производится автоматически. Один кузов из каждой смены поступает в контрольно-измерительную камеру, где в течение 4 часов проверяется геометрия по 2500 точкам. Основной допуск — не более 0,1 мм, но в некоторых точках он достигает 0,5 мм.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Далее кузов поступает в цех окраски, где проходит через катафорезную ванну, наносится эмаль и лак в автоматическом и частично ручном режимах. Здесь же производится антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей. Важно, что днище обрабатывается мастикой полностью, а не его отдельные участки, как это было на автомобилях из Китая. Технологи Belgee уверяют, что и лакокрасочное покрытие на несколько микрон толще китайского.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы
«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Цех сборки, куда поступают окрашенные кузова и комплектующие, насчитывает порядка 90 постов. Причем сборщики обязаны знать операции не только на своем посту, но также на последующем и предыдущем. Готовый автомобиль из каждой партии берет на день сотрудник отдела качества и изучает его по всем критериям, включая испытания на полигоне. Протоколам этот специалист обучался в Китае.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы
«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Изначально проектная мощность завода оценивалась в 60 000 машин в год. Учитывая, что более 80 % продукции предприятия отправляется в РФ, это похоже на правду: в 2023 году в Россию было ввезено около 50 000 автомобилей, выпущенных на Belgee. Получается, что не самый большой автозавод, расположенный рядом с белорусским городом Борисовым, может закрыть до 10 % потребностей российского авторынка. Даже учитывая то, что сейчас к нам поставляются всего две модели Belgee, Х50 и Х70, давно знакомые российскому потребителю как Geely Coolray и Atlas Pro, оба предыдущего поколения. На эти модели у китайских партнеров была приобретена лицензия на 5 лет, и, если не случится каких-то экстраординарных событий, до 2028 года эти модели останутся на конвейере.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Сейчас завод выпускает и третий автомобиль — седан Geely Emgrand. Но пока не решено, будет ли он производиться под брендом Belgee. Белорусский «Эмгранд» к нам не поставляется: седан приходит в Россию из Китая. Если же и на эту модель будет получена лицензия, процент локализованных компонентов набрать будет проще. Хотя в Белоруссии нет бальной системы, есть приказ Министерства промышленности РБ, в соответствии с которым Belgee предоставлен график повышения локализации. По словам генерального директора завода Геннадия Свидерского, на сегодняшний день локализация по российским меркам составляет где-то 1350 баллов, ну а в следующем году ее планируют довести примерно до 2300 баллов. Хотя у руководителя предприятия к бальной системе отношение несколько скептическое.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

«Была стопроцентная локализация на АВТОВАЗе, и что? Renault ушел — и полугодовой простой. Поэтому главное — это те компетенции, которые у нас есть. А локализация не должна становиться самоцелью. Можно сделать локер, а задумываться надо о более серьезных вещах. Например, о системе ABS. У нас локализация не ради баллов, а ради развития технологического суверенитета. Его за короткий срок добиться нельзя, но в процессе можно обеспечить работой заводы, которые простаивают», — говорит Геннадий Брониславович.

Ну кое-какие предприятия по производству компонентов уже задействованы. Ветровые стекла («ФуяоСтекло Рус») и колесные диски («ЛМЗ «СКАД») на кроссоверы Belgee ставят российские, устройство вызова экстренных служб («АГАТ-системы управления») и шины («Белшина») — белорусские. Аккумуляторы поставляются как из РФ («АКОМ»), так и с местного завода («Зубр Энерджи»). На 2025 год планируется локализовать штамповку кузовных деталей (скорее всего, у российских подрядчиков, но пока неясно, в какой доле от массы кузова), топливные баки, выхлопные системы, жгуты проводов, сиденья, потолок и напольное покрытие салона, обшивку, панели и пол багажника, фары, бамперы и накладки кузова.

Эксклюзивным дистрибьютером марки Belgee в РФ является компания «Слава Моторс Рус», зарегистрированная специально для этой цели в 2023 году. Минимальная цена компактного кроссовера Belgee Х50 со всеми скидками при покупке в кредит и с учетом трейд-ин составляет 1 979 900 руб. В Беларуси за базовую версию такого кроссовера просят сумму эквивалентную 1 732 500 руб. Среднеразмерный кроссовер Belgee Х70 выпускается как с передним, так и с полным приводом.

«У нас локализация не ради баллов»: как на заводе Belgee собирают китайские кроссоверы

Переднеприводная версия оснащена 150‑сильным турбомотором объемом 1,5 л и 6‑ступенчатым автоматом, а в полноприводной версии двигатель выдает 177 л. с. (за счет системы мягкого гибрида) и агрегатируется с 7‑ступенчатой роботизированной коробкой передач. Минимальная специальная цена с учетом всех скидок за базовую комплектацию Belgee Х70 составляет 2 149 990 руб. В Беларуси, в пересчете на российскую валюту, за «базу» дилеры поросят 2 038 050 руб.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное