Гараж

Главная  /  Гараж  /  Тюнинг ВАЗ-2110. Социальное одобрение

Тюнинг ВАЗ-2110.
Социальное одобрение

Многим запомнились кадры из старой программы новостей — первый Президент России Борис Ельцин осматривает новую вазовскую модель «2110», и, «понимаешь», покачивает головой, выражая восхищение современным обликом новинки

. Прошло совсем немного времени, и этот облик перестал устраивать абсолютно всех.

ВАЗ-2110 «К-Арт»
© Фото: 5 колесо

В контексте общей «расторопности» постсоветских автопроизводителей ВАЗ-2110 все еще можно назвать свежей моделью. К настоящему времени семейство обладает тремя кузовами (седан, универсал и хэтчбек) и двумя полуторалитровыми двигателями (8-клапанным ВАЗ-2111 и 16-клапанным ВАЗ-2112).

Интерес к семейке проявляет целый ряд специализированных фирм, ежегодно производящих для «десяток» тысячи разнообразных комплектов пластиковой навески; для ВАЗ-2110 разработано около полутора десятков различных вариантов стайлинга.

Пальмой первенства в этих вопросах традиционно владеет Тольятти, где разработка, производство и установка «пластика» напоминают хорошо отлаженный конвейер. Два других центра российской тюнинговой культуры — Москва и Питер — стараются не отставать, поэтому ни одна сколь-нибудь представительная автомобильная выставка не обходится без двух-трех премьерных показов новых вариаций на тему «2110».

В отличие от «Нивы» или «Самары», практически все варианты изменения внешности «десяток» (кроме нескольких мелких аксессуаров) присутствуют на рынке в виде комплектов.

Одними из самых первых были Lada-Lady и Nika-1. Они создавались в русле модного в то время «биодизайна», предполагающего отсутствие в облике машины острых граней. И хотя «десятка» изначально проектировалась в таком же ключе, комплекты быстро нашли своего покупателя. Lada-Lady — очень технологичный комплект, выполненный по методу вакуумной формовки, целиком состоит из различных накладок. При этом стандартные бамперы остаются на автомобиле. Nika-1, напротив, предполагает замену бамперов.

ВАЗ-2110 «К-Арт»
© Фото: 5 колесо

Lada-Lady производится до сих пор, а сериал Nika получил продолжение в лице Nika-2 — упрощенной версии «старшей сестры».
Примерно в то же время (сейчас уже сложно точно проследить хронологию) появился комплект Lada-Nola. Он относится к числу не совсем удачных разработок, которые покупаются и устанавливаются крайне редко.

Настоящее потрясение испытала российская тюнинговая индустрия с появлением комплекта с фундаментальным именем Titan. Это был подлинный прорыв в области дизайна, альтернативного исходной форме автомобиля. При разработке проекта (он создавался одним из дизайнеров АвтоВАЗа, то есть человеком, хорошо знающим пропорции модели) была учтена модная для конца 90-х тенденция, согласно которой следовало сопоставлять округлые формы с прямыми линиями и острыми гранями. Кроме того, впервые в «тюнинговом» переднем бампере наряду с дополнительными фарами появились омыватели.

На Тольяттинском автосалоне осенью 2000 года фирма-производитель представила обновленную версию суперпопулярного комплекта Titan. В профессиональной среде его успех не остался незамеченным, и спустя некоторое время появилась очень подробная вариация по мотивам «Титана» — Tomcat.

Следующие несколько слов хотелось бы посвятить трем комплектам, созданным в едином ключе, поскольку происходят они из недр одной компании и объединяет их общая дизайнерская концепция. Ее основной смысл в том, что это дальнейшее развитие форм базовой модели.
Первым в очереди стоит Lada-Bis. Самый «пожилой» из троицы, этот комплект знаменит тем, что в том или ином виде присутствует на автомобилях ВАЗ-21108 «Премьер». В контексте развития округлых форм «десятки», бамперы и решетка радиатора выглядят довольно гармонично, а дизайн боковины стал более стремительным.

Katran продолжает общую тенденцию, но дизайн передней части комплекта несколько эксцентричен.
Последний из троицы — динамичный Tornado для ВАЗ-2112 — удивляет обилием и величиной плоскостей в оформлении переда и боковины. Интересен задний спойлер.

Один из самых противоречивых вариантов внешнего тюнинга для автомобилей «десятого» семейства — «Кураж». Решетка радиатора изготовлена под впечатлением от Toyota Avensis. Очень замысловата форма фальшпорога — такую можно встретить разве что на кольцевых «кузовных» болидах. Оригинально смотрится накладка на заднюю стойку, закрывающая маленькое «слепое» окошко. Форма накладок на передний бампер потенциально должна увеличивать прижимающую силу на передней части автомобиля. Вариант, предназначенный для «двенадцатой», — настоящий кураж.

Сейчас уже практически забытый комплект Euro в свое время весьма усердно трудился над тем, чтобы «десятку» на дороге путали с Opel Vectra B. По аналогии с «Куражом» задняя стойка закрывалась специальной накладкой.

Вершиной подобных заимствований выглядит комплект Rally, созданный, видимо, очень молодым и импульсивным дизайнером. Дополнительные грани и линии появляются ниоткуда и уходят в никуда. «Десятка» в таком комплекте выглядит как невообразимая помесь из себя, Mercedes-Benz С-class и Subaru Impreza turbo.

Несколько слов о вкладе питерских производителей во всероссийское движение «Изменим «десятку» к лучшему». Вклад довольно скромный — всего три комплекта, причем один из них («Анаконда») появился совсем недавно, весной 2001 года. Он имеет агрессивный внешний вид, в целом довольно интересен и, появись пару лет назад, имел бы все шансы соперничать по популярности с «Титаном». Второй комплект — «Зоммер» — тоже довольно любопытен. Совсем непохожий на другие образцы, он к тому же отличается совершенно новой деталью — задний спойлер у него покоится на хромированных ножках. Постороннему человеку вполне может показаться, что спойлер, когда необходимо, очень манерно «выезжает» из крышки багажника. Этот комплект имеет и упрощенную версию — «Омега».

В нестройном ряду разнообраз ных вариантов изменения внешности автомобилей семейства «2110» особняком стоят несколько комплектов. Прежде всего, это WRC, созданный в тесном контакте с конечным потребителем. Легендарный раллист Аркадий Кузнецов как-то раз озаботился обликом своей тренировочной «сто шестой» (ВАЗ-21106 — вариант «десятки» со 150-сильным двигателем Opel С20ХЕ). Обращение Аркадия с серией набросков в московскую фирму Lit-tuning вылилось в итоге в серийное производство потрясающего комплекта, получившего звучное имя WRC. Рассчитанный на спортивную технику, комплект отличается очень высоким качеством и отвечает всем требованиям по аэродинамике. Ложкой дегтя кое для кого станет необходимость вырезать колесные арки, но, с другой стороны, появляется возможность установить б€ольшие колеса (на машине Кузнецова, например, стоят 17-дюймовые). Это, в свою очередь, влечет за собой необходимость переноса задней балки. И наконец автомобиль, который так выглядит, должен соответствующе ездить, стало быть, придется заняться еще мотором, трансмиссией и подвеской.

Чуть спокойнее выглядит иное творение москвичей — Junior. Хотя и здесь спортивный характер проявляет себя — через стальные сетки в переднем/заднем бамперах и в решетке радиатора. На имидж активно работает большой и очень оригинальный спойлер на задней двери. Качество исполнения комплекта — на самом высоком уровне.

Новая страница в летописи российской тюнинговой индустрии была написана фирмой «Техноком» при содействии «Торгмаша» — одной из ведущих тюнинговых компаний, занимающихся доводкой ВАЗов, — и называется страница TMS. Это единственный комплект, изготавливаемый из интегрального полиуретана. Материал хорошо держит форму, мало подвержен влиянию температуры и очень устойчив к механическим повреждениям.

Несмотря на то, что на автомобиле сохраняются стандартные бамперы, накладки сильно меняют внешность «десятки». Для бамперов предназначено по три накладки, что весьма облегчает жизнь владельца (при поломке одну часть поменять дешевле, чем весь бампер). Нижняя часть аэродинамического спойлера на переднем бампере сделана более толстой — по западным аналогам (прочнее и не так быстро сотрется). TMS — первый комплект, в котором рамки дверей получили накладки, продолжающиеся от капота до крышки багажника. В профиль автомобиль начинает походить на VW Passat B5. Пока комплект доступен только владельцам ВАЗ-2110.

Практически все тюнинговые фирмы пришли к выводу, что производить декоративные аксессуары для «антилопы» в виде комплектов гораздо выгоднее. Поэтому разрозненные элементы для ВАЗ-2110 немногочисленны. Тем не менее спойлеры в настоящее время предлагаются уже более чем в двадцати вариантах, существует ряд фальшпорогов с расширителями арок и даже один кенгурятник из толстой трубы.

Из прочего можно отметить несколько моделей зеркал с механическим или электрическим приводом и электроподогревом, обтекатели дверных ручек, воздухозаборники на капот и два-три варианта «жабо» — накладки, устанавливаемой по нижней кромке лобового стекла.

Количество предложений указывает на большой спрос. Кардинальное изменение облика автомобиля требует значительных затрат, которых при ином приложении с лихвой хватило бы, например, для «постройки» хорошей подвески или увеличения мощности двигателя. Что же движет счастливым обладателем ВАЗ-2110 при заказе подобной услуги? Маркетологи в числе побуждающих мотивов к приобретению того или иного товара или услуги выделяют «социальное одобрение» — мнение окружающих людей о предмете. В отношении внешнего тюнинга этот термин представляется как нельзя более уместным.

Наша справка

Тольятти по праву считается столицей автомобильного тюнинга России. Из трех-четырех фирм, работающих здесь по полной технологической цепочке (разработка, производство и установка), особый интерес представляет «Апал». Визитной карточкой тюнингового направления компании служат такие теперь уже широко всем известные комплекты, как Lada-Bis, «Торнадо», «Катран» (все для семейства ВАЗ-2110), а также «Арго» (ВАЗ-2108) и «Карат» (ВАЗ-21213).
Вместе с тем мало кому известно, что наряду с применением материалов нового поколения, обладающих высокой термостойкостью, пластичностью и прочностью, здесь используется особая технология монтажа комплектов. «Навеска» крепится с помощью клея-герметика и термозажимов, «привязанных» к технологическим отверстиям завода-изготовителя, поэтому не требует дополнительного сверления кузова автомобиля. Ноу-хау было отмечено специальным призом устроителей прошлогоднего автосалона в Тольятти.

Дизайнерами «Апала» проработана и функциональность комплектов — в частности, снижены аэродинамические потери (подтверждено испытаниями в аэродинамической трубе). Упругие накладки препятствуют повреждению кузова, задний спойлер несет в себе третий стоп-сигнал.

О доступности комплектов можно судить по их цене. Для дилеров неокрашенная «навеска» обходится в сумму от четырех до десяти тыс. рублей за единицу. Самый дорогой комплект «Торнадо» с установкой и окраской обойдется клиенту приблизительно в семнадцать с половиной тысяч рублей. Причем вся работа займет ровно сутки.