Top.Mail.Ru
Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами

Как делают мусоровозы в России: сходил на завод КДМ и все увидел своими глазами

фото: автора / 06.04.2023
Потребность парка мусоровозов в России на сегодняшний день оценивается в восемь тысяч единиц в год, а производится только две. За счет мусорной реформы этот сегмент техники сейчас быстро растет. Способны ли в России качественно удовлетворить спрос? Пример эффективной работы в «мусорной» нише мне показали на заводе комплексных дорожных машин в Смоленске.

Михаил Ожерельев

По данным Минприроды, в России образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) ежегодно. На рынке идет реформа, которой подлежит как вывоз, так и утилизация. В эту сферу пришли большие деньги: разработан нацпроект «Экология» с бюджетом более 4 трлн рублей, из которых 457 млрд пойдут на проекты, связанные непосредственно с системой управления отходами. К 2024 году на переработку должно направляться 60 % ТКО.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Модель СМ-16 на двухосном шасси с бункером-накопителем вместимостью 17,5 м3 наиболее востребована для обслуживания городов и пригородов.

На фоне мусорной реформы, чреватой усилением контроля, компании, работающие в этом сегменте рынка, все больше внимания уделяют критерию надежности техники. Требования к надежности шасси и надстройки здесь довольно высоки, поскольку мусоровоз, не вышедший на линию, — это уже ЧП, которое может стоить компании контракта. Не менее серьезную проблему представляет и сломавшаяся машина с заполненным до отказа мусорным отсеком.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Металлоконструкции свариваются из отечественной стали 09Г2С, а вот бесшовные боковые стенки сделаны из импортного металла.

Переоснащая свой парк, российские компании — в первую очередь в крупных городах — до недавнего времени предпочитали технику европейского производства. Но с введением санкций, предусматривающих запрет на поставки запчастей и автомобилей, тенденция сменила направление на противоположное. Технику из западных стран выводят из эксплуатации по причине сложностей с ремонтом. В течение пяти лет операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. мусоровозов иностранного производства, посчитали в «Российском экологическом операторе» (РЭО; курирует мусорную реформу).

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Сегодня завод способен выпускать до 1000 единиц техники в год.

РАЗВИВАТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

Остается только развивать отечественное производство, чем и занимается Смоленский завод КДМ, который представил свои возможности журналистам.

Логотип с аббревиатурой KDM хорошо известен всем, кто эксплуатирует комбинированные дорожные машины. Производство специальной техники и оборудования для строительства и содержания дорог начали в Смоленске еще в 1932 году, а как машиностроительный «Завод КДМ» известен с куда более далеких времен, с 1911 года.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Общий объем инвестиций в проект «Смоленский мусоровоз» составил порядка 250 млн рублей.

В 1960‑х предприятие приступило к выпуску дорожных машин на автомобильном шасси и стало одним из первых производителей подобной техники в России. Примечательно, что в постсоветские времена завод сумел сохранить свой профиль, а в середине 2000‑х начался процесс перевооружения и модернизации. Современное высокопроизводительное станочное оборудование сменило устаревшее в цехах заготовки металла, сварки, механической обработки, был серьезно модернизирован и цех окраски. В результате мощность производства выросла до 1000 единиц техники в год.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Кинематика захвата позволяет разгружать контейнеры любого типа емкостью от 80 л.

Сегодня на территории площадью 8 га расположены восемь корпусов, шесть из которых — производственные. Штат компании насчитывает около 300 сотрудников.

В 2020 году было открыто новое направление — производство мусоровозов под брендом СМ («Смоленский мусоровоз»). Общий объем инвестиций в этот проект составил порядка 250 млн руб.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Вся конструкторская и технологическая документация на заводе доступна в электронном виде.

КЛЮЧ ЧИСТОТЫ

Необходимость расширения продуктового портфеля нужна для равномерной загрузки производства в течение года. Дело в том, что выпуск комбинированных дорожных машин — это сезонная история: в осеннее-зимний период завод производит до 70 % годового объема, остальное время цеха работают не на товарный продукт, а готовят задел на будущее. При такой схеме финансовые средства предприятия используются крайне неэффективно, рассказал технический директор ООО «Завод КДМ» Олег Сосин. Чтобы переломить ситуацию, на заводе решили организовать выпуск техники, спрос на которую не зависит от месяца на календаре.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Технический директор ООО «Завод КДМ» Олег Сосин считает, что выпуск мусоровоза позволяет загрузить производство равномерно в течение года.
Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Главный пульт в кабине дает возможность менять настройки оборудования, в том числе давление прессования и скорость работы подвижных элементов.

Прежде чем взяться за дело, специалисты предприятия досконально изучили импортную коммунальную технику, включая особенности эксплуатации. И хотя завод прежде никогда не имел дела с мусоровозами, их первую модель сделали очень быстро — всего за девять месяцев. Напомним, дебютный показ машины СМ-16 на шасси КАМАЗ-53605 с эмблемой проекта «Ключ чистоты» состоялся на выставке WasteTech 2020, о чем мы подробно писали в обзоре (см. «Автопарк» № 7/2020). По словам Олега Сосина, замысел был в конкуренции не с отечественными производителями, а с техникой западных стран. «Мы понимали, что на рынке есть отечественный производитель, у которого своя ниша и своя ценовая категория, а есть и европейские со своим качеством и соответствующей ценой, — рассказал эксперт. — Наш продукт по качеству и функционалу ничем не уступает европейским, но имеет преимущество по цене».

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Установка лазерной резки Bystronic в работе.

Модельный ряд мусоровозов с логотипом KDM включает 8‑, 17,5‑, 19,5‑ и 23‑кубовые исполнения с задней загрузкой. Основной объем приходится на модель СМ-16 с бункером-накопителем вместимостью 17,5 м3. Такие мусоровозы наиболее востребованы для обслуживания и городов, и пригородов. В качестве базы для них используются широко распространенные двухосные КАМАЗ-53605 или МАЗ-5340, а также доступные на нашем рынке китайские, корейские и японские шасси. Марка не принципиальна. На заводе говорят, что готовы адаптировать свою надстройку для любого шасси, в том числе давальческого, то есть предоставленного клиентом. Хотя предпочтение отдается новым шасси со склада завода — доля таковых в общем объеме производства составляет 80 %. Дело в том, что приобретение спецтехники обычно финансируется лизинговыми компаниями, а они готовы кредитовать автомобильный продукт только целиком.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Зона станков с ЧПУ привлекает чистотой.

Кузов-бункер целиком производится в Смоленске. Металлоконструкции свариваются из отечественной стали 09Г2С, а вот бесшовные боковые стенки 4‑миллиметровой толщины сделаны из импортной стали из-за особых требований к ее раскрою. Нуждающаяся в материале особой прочности ванна под погрузочным механизмом выполнена из шведской стали Hardox 450, альтернатива которой пока не найдена. Магистрали высокого давления — из оцинкованной трубы.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Аппарат плазменной резки — отечественный.

Применяемое в мусоровозах компании килевидное днище позволяет эффективно собирать отжим, а затем убирать его с накопительной части посредством открытия шарового крана. Конструкция запирания заднего борта исключает произвольное открывание и протекание жидкости при работе мусоровоза. Кинематика захвата позволяет разгружать контейнеры любого типа емкостью от 80 л.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Гордость цеха металлоконструкций — японский сварочный робот Yaskawa.

Поверхности всех элементов конструкции мусоровоза проходят дробеструйную обработку перед покраской, что делает покрытие более долговечным. Импортные лакокрасочные материалы позволяют сохранить внешний вид надстройки неизменным в течение всего срока службы — 8 лет, так уверяют на заводе. Кстати, фирменный цвет смоленских мусоровозов — зеленый.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Каждая поступающая в обработку деталь получает свой бумажный формуляр.

Степень уплотнения в бункере достигает 7:1. Гидроаппаратура — полностью импортная: датский гидрораспределитель Dynfoss, итальянские гидроцилиндры и гидронасос переменной производительности — он существенно снижает расход энергии и шум при частичном использовании мощности. Альтернативы этим компонентам завод пока не предлагает, но ведет переговоры с российскими поставщиками.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Спальная кабина — оптимальный вариант для мусоровоза с точки зрения развесовки. Задний свес базового шасси для установки кузова-бункера укорачивают.

А вот система управления гидравликой — отечественная. Предусмотрено пять пультов управления. Главный расположен в кабине, он позволяет менять настройки оборудования, в том числе давление прессования и скорость работы подвижных элементов. Также здесь можно провести диагностику системы. Еще по два пульта размещены на правом и левом бортах — они нужны для управления оборудованием, отвечающим за выгрузку мусора из контейнеров, прессование, разгрузку. Работу в темное время суток облегчает яркая светодиодная подсветка в зоне работы с контейнерами и по бортам.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Гидравлика — только от европейских поставщиков.

Заместитель генерального директора по развитию Максим Левкин позиционирует выпускаемые предприятием мусоровозы в премиум-сегменте среди российских производителей. И это не пустые слова. Дело не только в высоком качестве производства и импортных компонентах, но и в прогрессивных технических решениях. Например, уже в базовой комплектации они снабжены подогревом гидросистемы, обеспечивающим надежную работу даже в лютый мороз. По умолчанию в машину устанавливается система телематики, позволяющая отслеживать работу оборудования в режиме реального времени, идентифицировать оператора и передать параметры в диспетчерскую предприятия. С переходом контроля за вывозом отходов на электронную платформу такое решение стало особенно актуальным.

Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Заместитель генерального директора по развитию Максим Левкин позиционирует выпускаемые предприятием мусоровозы в премиум-сегменте.
Как делают мусоровозы в России: сходил на  завод КДМ и все увидел своими глазами
Система управления гидрооборудованием производится в России.

Плюс гарантия не один год, как у конкурентов, а два! Существенно, что клиенту разрешено проводить техобслуживание надстройки самостоятельно даже в период гарантии (при четком соблюдении регламента). Для этого производитель готов обучить сервисных специалистов мусоровывозящих компаний и снабдить их необходимой документацией. Кстати, вся техническая документация на заводе переведена в электронный вид. Если же автопарк предпочтет фирменное обслуживание, то в активе завода выездные сервисные бригады и партнерская дилерская сеть по всей России.

Проект «Ключ чистоты» предусматривает выпуск 250 мусоровозов в год — это позволит предприятию занять 10 % их российского рынка. Задача, надо сказать, амбициозная: в прошлом году удалось произвести три десятка таких машин. Хорошим подспорьем служит получение обратной связи об эксплуатации мусоровозов с целью улучшения их качественных характеристик до уровня импортных аналогов. Вести активную коммуникацию с участниками рынка помогает ассоциация организаций операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна», членом которой Смоленский завод КДМ стал в январе 2023 года.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - img_5203.jpg
Эмблема KDM хорошо известна всем, кто эксплуатирует комбинированные дорожные машины.

Организация принимает участие в подготовке комплексных изменений в законодательство РФ в области обращения с отходами производства и потребления, выступает инициатором общественного обсуждения по совершенствованию нормативно-правового регулирования, вносит предложения и предлагает эффективные решения для развития отрасли.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное