Top.Mail.Ru
Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

фото: автора и Cordiant / 09.09.2020
Мировой рынок автомобильных грузовых перевозок стоит на пороге небывалых потерь: по прогнозу IRU, транспортно-логистический сектор экономики в нынешнем году уменьшит объемы услуг на 18 % и потеряет не менее 550 млрд евро. Снижение грузооборота и повышенная конкуренция ставят вопрос рентабельности автотранспортных предприятий очень остро. Как адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям?

Валентин Ожго

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Текущая экономическая ситуация существенно повлияла на транспортно-логистическую отрасль. Понимая потребности автоперевозчиков, компания Cordiant провела практическую онлайн-конференцию «Инструменты оптимизации затрат автопарков в новых реалиях». К многочисленной аудитории руководителей, специалистов российских транспортно-логистических компаний примкнули технологические провайдеры, управленцы отраслевых объединений, аналитики. Всех интересовало одно: уменьшение затрат автопарков в непростых условиях оказания транспортно-логистических услуг и поиск бизнес-рецептов выживания. Для начала участникам пришлось спрогнозировать дату окончательного восстановления грузовых автоперевозок. Из более четырех сотен участников онлайн-конференции 44 % аудитории ответило, что это наступит лишь в конце 2021 года. Прогноз на окончательное восстановление грузовых автоперевозок не ранее 2022‑го и даже позднее дали 29 %. Только 26 % опрашиваемых высказались за разрешение кризисного периода к концу 2020 года. Это округленные данные, цифры в долях после запятой суммарно составили 1 %.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Таким образом, в ближайшие год-полтора свет в конце туннеля вряд ли забрезжит: кризисные явления растянутся по ряду причин, так или иначе взаимосвязанных между собой в одну цепочку. Как подчеркнула стратегический аналитик Cordiant Мария Дубинина, экономический спад коснулся всех участников транспортно-логистической отрасли. А поскольку наша экономика никогда не умела быстро восстанавливаться после кризиса, то и в этот раз возрождение будет медленным.

Для примера эксперт использовала данные повторяющихся скачков ВВП России и грузооборота автотранспорта страны за 13 лет. В основу взята статистика возвращения кривой с 2009 и 2015 годов, то есть после самых сильных кризисных обвалов. Все идет к тому, что грузооборот по итогам 2020‑го останется ниже нулевой отметки и поднимется к былым итогам лишь по результатам 2021‑го.

В МИНУСОВОЙ ЗОНЕ

Рынок схлопнулся не только для автоперевозчиков. В труднейшей ситуации оказались автопроизводители, лизинговые компании, кредитные организации и даже магазины розничной торговли, без роста которой не будет взлета грузовых автомобильных перевозок. Однако в ближайшее время розница не поднимется, поскольку доходы населения находятся в низкой отрицательной зоне. Если в 2008 и 2009 годах максимальное падение доходов населения составляло 5 %, в 2014‑м и 2015‑м этот показатель ушел в минус на 6 %, то во II квартале 2020 года, как сообщил Росстат, падение было 8 %. Хуже было разве что в далеких 1990‑х, к рекорду которых по уровню падения доходов населения мы приближаемся.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам
Прогноз продаж грузовиков с указанием факторов снижения сбыта в 2020 году и его медленного восстановления в 2021‑м.

На российской торговой площадке грузовой техники статистика долго продержится в красном поле. В нынешнем году, если не будет новых потрясений, продажи магистральных и развозных грузовиков всех категорий уйдут в минус ориентировочно на 17 %. Могло бы все обернуться еще хуже, но максимальную цифру падения сбыта аналитики не стали выводить, взяв усредненное число из надежды на льготный лизинг и господдержку. Во-первых, он поможет загрузить отечественный автопром заказами. Во-вторых, с этой же целью планирующиеся на 2021 и 2022 годы госзакупки грузовой техники перенесены на 2020‑й. Такие меры правительства частично позволят сдержать обвал в сбыте, сохранить рабочие места и не дадут автозаводам остановить производство.

Эксперты заверили: падение спроса на рынке грузовиков России не обусловлено насыщением торговой площадки. До сытости еще далеко. Впрочем, до выхода из кризиса тоже не очень близко: фуры реже выходят в рейс, все больше стоят на приколе. На коротком плече городских и пригородных перевозок тоже спад. Затраты автопарков при этом растут. Самая существенная статья затрат в бизнесе наших автохозяйств коснулась топлива. Больше половины участников онлайн-конференции указали именно на это (55 %), сдвинув затраты по покупке техники на вторую позицию (19 %). Третье место (13 %) в статьях расходов автопарков занимает заработная плата водителей. Далее идут техобслуживание и ремонт (9 %), шины (3 %) и прочие, как прямые, так и косвенные, затраты, на долю которых суммарно выпало 10 %.

ЭКОНОМИКА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ

Старшее поколение наверняка помнит эту фразу, над которой все последнее десятилетие прошлого века потешались пролезшие в политику реформаторы. Потом страсти поутихли. И только сейчас многие поняли, что «дорогой Леонид Ильич» был прав: экономика всегда нуждается в продуманной программе бережливости. В нынешней кризисной ситуации вопросы оптимизации затрат обрели небывалую актуальность, поскольку указывают прямой путь к повышению эффективности. Все начинается с простейшего.

К слову, тема шин, их правильного подбора, умелой эксплуатации в ходе онлайн-конференции поднималась не раз. Бренд-менеджер отдела грузовых шин Cordiant Алексей Каплун, к примеру, в своем выступлении сделал акцент на решениях по оптимизации затрат за счет эксплуатации грузовых шин Cordiant Professional. По его словам, когда в 2014 году предприятие выпустило на рынок эту линейку, то попутно закрепило за ней сервисное сопровождение. Сбыт резко рванул вверх, загрузка конвейера вышла на проектную отметку. Это позволило за пару лет в пять раз увеличить долю бренда на шинном рынке РФ. По итогам 2019‑го она составила 19,1 %. Такой результат позволил разделить первое место на торговой площадке страны с шинами КАМА (НКШЗ) с такой же долей. Отрыв от других брендов оказался солидным. Как следует из выступления эксперта, Bridgestone по итогам 2019 года в шинной емкости РФ имеет нишу 9,8 %, Michelin — 6,7 %, Goodyear — 6,6 %, Continental — 6,4 %.

«Четко ориентироваться во всем многообразии поставщиков и знать все козыри, которые могут быть предложены со стороны производителя, — верный путь к разумному расходованию бюджетов. В текущих реалиях направления грузовых шин мы понимаем: мало иметь технологичный и надежный продукт, необходим более прогрессивный подход в связке ''продукт — сервис''», — сказал Алексей Каплун.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Предложенный постулат привлекательности шин Cordiant Professional с прилагаемым сервисным сопровождением и финансовыми стимулами сработал. К примеру, автохозяйство с парком 100 магистральных тягачей с полуприцепами только на одном шиномонтаже (1200 руб. х 1200 колес) получает экономию 1 400 000 руб. Если упомянутую сумму конвертировать в реальный продукт, то это половина стоимости добротного низкорамного трала «Челябдормаша» с фронтальным заездом и двухскатной ошиновкой всех трех осей. При пересчете на заработную плату, когда, по данным «Дальнобойщика в России», средний размер оплаты труда водителя в мае 2020 года составлял 66 826 руб., этой суммы хватило бы на выплату месячного заработка почти 21 труженику руля.

… И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ

В компании «ТРАСКО», которая в условиях падения объемов перевозок сумела сохранить штат менеджеров всех отделов и водительский состав, к решению задач подошли комплексно. Едва ли не основным инструментом оптимизации затрат стал курс обучения водителей экономичному вождению. Как показывает опыт, на расход топлива влияет не только правильно выбранный скоростной режим, но и количество торможений, притормаживаний, использование инерции, правильный режим движения по неровному рельефу и т. д. По словам заместителя руководителя филиала «ТРАСКО» в Твери Михаила Шпилева, в себестоимости перевозок затраты топлива составляют порядка 30 %.

Для бережного использования топливного ресурса создан курс совершенствования мастерства вождения. Для этого в «ТРАСКО» введена должность инструктора-наставника, который проводит обучение, контролирует и, при необходимости, консультирует водителя по оптимальному стилю вождения. Помимо этого идет «…повышение профессиональной компетентности, что позволяет минимизировать риск ошибки водителей при работе с документами, формирует ответственное отношение к эксплуатации техники и снижает возможные непроизводительные затраты вследствие допускаемых ошибок».

Тема уменьшения затрат на приобретение топлива в рамках антикризисных предложений звучала часто. Например, руководитель аналитической группы компании MegaResearch Елена Иваньшина прошлась по реальным результатам развития рынка газомоторной техники и ее инфраструктуры. Экономическая эффективность перехода на альтернативное топливо уже доказана на практике: владелец большегрузной CNG-техники (сжатый природный газ) экономит больше 550 руб. на сотне километров пробега относительно машин с дизельными моторами.

Версии LNG-техники (сжиженный природный газ) перевозчикам тоже интересны, поскольку у нее в три раза меньшее количество остановок для дозаправки, более быстрая заправка, меньший вес баллонов и высокая надежность самой топливной системы. На одной заправке LNG-грузовик может пройти 1000 и даже 1500 км. Однако по прямой экономии такие машины менее привлекательны, поскольку там cнижение затрат относительно дизельной версии мотора составляет 350 руб. на каждые 100 км пробега.

В первом и во втором случаях развитие газомоторного транспорта тормозится слабой заправочной инфраструктурой. Пусть и не такими желанными темпами, но этот сегмент развивается. Практическим опытом эксплуатации газомоторной техники поделился руководитель направления техники на альтернативных видах топлива компании Scania Иван Папазов.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Свое видение антикризисных мер участникам конференции представили заместитель директора по продажам Ford Trucks в России Артем Закурдаев, коммерческий директор PEAK Chemicals Дмитрий Ефремов и директор продуктового офиса BIA-Technologies Антон Рудашевский. Участники онлайн-конференции пришли к мнению, что виртуальная интеллектуальная площадка компании Cordiant позволила лучше разобраться в текущей ситуации. Удалось не только оценить происходящие процессы, но и частично выработать реальные инструменты оптимизации затрат и повышения эффективности управления грузовым автопарком. Добавим, что конференция по данной тематике в формате онлайн была реализована впервые.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Мария Дубинина,
стратегический аналитик Cordiant

После кризисов в 2008 и 2014 годах экономика не смогла быстро отскочить от обвальных результатов и так же живо наверстать потерянное. С учетом того, что сейчас имеем низкие цены на нефть, от чего зависит наша экономика, восстановление будет медленным и, скорее всего, болезненным. Еще одно: наша экономика подошла к нынешнему кризису ослабленной. Во-первых, в 2019‑м нам подняли НДС, мол, это нужно было для активного динамического роста. В результате мы оказались в той ситуации, когда налоговое давление усилилось, а роста не наблюдается. Так что в среднесрочной перспективе роста мы не увидим. Не ушли западные санкции, которые никуда не денутся ни сейчас, ни в следующем году. Это второе. В-третьих, сказывается ослабление курса рубля, которое мы наблюдали и в прошлом году, ощущаем его и сейчас. Вопреки принимаемым Центробанком мерам рубль слабеет, и думаю, что тренд на ослабление будем наблюдать и дальше. Потому в 2020‑м все негативные прошлогодние факторы усугубились и усилились. К этому добавилось падение спроса на грузоперевозки и рост издержек автоперевозчиков.

Как снизить затраты в кризис: советы перевозчикам

Андрей Попов,
директор по закупкам российского подразделения XPO Logistics

Частично нужный инструментарий экономии лежит на поверхности. Наш взгляд упал на… эксплуатацию шин. Соблюдение некоторых правил и контролей позволило нам повысить безопасность и при этом выгодно сэкономить. Наш проект так и называется — «Выгодная безопасность». Начали с контроля выставления правильного давления в шинах. В результате этого срок службы шин увеличился от 5 до 15 % в зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство. Топливная экономичность поднялась, здесь нам удалось снизить затраты на полтора процента. Это позволило подтянуть КТГ, так как транспортное средство реже останавливалось на шиномонтаж. Мы дооборудовали наши ТС системой мониторинга. Теперь отслеживаем давление и температуру во всех шинах наших автопоездов. В кабине водителя стоит монитор, куда стекается вся информация по каждой шине. Аналогичные данные передаются в режиме реального времени механикам автопарков. При критичных отклонениях система подает сигнал, вынуждая водителя остановиться и устранить проблему.

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное