Top.Mail.Ru
КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

фото: автора и «КАМАЗ-мастера» / 14.09.2020
У «КАМАЗ-мастера» хорошие новости: гоночная команда вышла из карантина и приступила к тренировкам. Вторая новость — помимо известных моделей спортивных грузовиков пилоты показали обновленный газодизельный КАМАЗ-4326 с модернизированной трансмиссией. Смотр техники прошел на домашней базе «Синей армады» в Набережных Челнах.

Максим Приходько

Во время вынужденных каникул у команды на удаленке работа тоже была: дистанционные совещания, изучение иностранных языков, общение с болельщиками в соцсетях. Но даже «заезды» на профессиональных симуляторах не смогли утолить у парней жажды желания поскорее сесть за руль гоночного КАМАЗа. Когда Роспотребнадзор разрешил в начале июля команде вернуться на свой полигон в Тарловку, это был праздник. Один из гонщиков, Айрат Мардеев, так мне охарактеризовал чувства, охватившие пилотов: «У меня просто был абсолютно детский восторг — наконец-то, я сел за живой руль! Ощущения, прыжки — настоящую машину никакой симулятор не заменит! Да и те эмоции, которые она дарит, это тоже дорогого стоит».

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Новую 6‑ступенчатую коробку пристыковали к V-образной газодизельной «восьмерке» машины.

Мимо меня проносились известные боевые дакаровские машины, но я больше интересовался бело-голубым спортивным грузовиком, на бортах которого было написано: Ecо Gas. Это особое направление в команде — газодизельный гоночный грузовик. Живое воплощение того, что метан может быть альтернативой традиционному моторному топливу. В отличие от двигателей, которые могут работать только на газе, у газодизеля не надо убирать штатную топливную аппаратуру. Если раньше машина комплектовалась 16‑ступенчатой механической коробкой, то теперь к двигателю пристыкована гидромеханическая трансмиссия Allison — такая же, как на спортивном КАМАЗ-43509, о котором мы уже рассказали читателям (см. «Автопарк» №6/2019). Хотя и до замены трансмиссии газодизельный болид в своем классе не терялся. В 2014‑м, в год рождения машины, на третьем этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Великая степь» пилот Сергей Куприянов сразу привез серебро.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Синий рычаг — селектор АКП Allison.

Внедрение автоматических КП вначале опробовали на традиционных дакаровских машинах. Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию, еще год назад так оценивал потенциал спортивной машины с гидромеханической коробкой: «В песках и горах с обычным сцеплением лучше не рисковать переключаться: можно либо там и остаться, либо вообще укатиться. Коробка с гидротрансформатором позволяет переключаться без потери момента. Также пилот меньше отвлекается, уделяя внимание дороге».

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Грузовик оборудован четырьмя метановыми баллонами. Суммарно они вмещают 80 м3 природного газа.

Оценив работу гидротрансформатора на дакаровских грузовиках, пришел черед и КАМАЗ-4326. В начале этого года новую 6‑ступенчатую коробку пристыковали к его V-образной газодизельной «восьмерке». Единственный нюанс — программным методом отключили высшую передачу — в ней пока нет нужды. Машину готовили для гонки «Шелковый путь», но некстати разыгравшаяся пандемия COVID-19 спутала все планы. С другой стороны, начальник конструкторского отдела «КАМАЗ-мастер» Евгений Яковлев посчитал, что внезапные каникулы пошли проекту в определенном смысле на пользу. Появилось дополнительное время для работ по точной настройке гидромеханической коробки.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Кабина крепится к раме на четырех точках.

Пользуясь вынужденным затишьем, провели еще ряд профилактических мероприятий — теперь кабина газодизельной машины получила четыре подпружиненных точки крепления, как у всех гоночных грузовиков «Синей армады». Сразу заметно уменьшилась продольная раскачка кабины. Что касается подвески, то по ходовой части у газовой версии нет никаких отклонений от дизельных — унификация. Она прослеживается и в бортовой телеметрии. Все машины оборудованы топливными датчиками LLS5 от компании Omnicomm. В условиях гонки точные показания остатка топлива в баке — параметр неоценимый, если не один из самых важных.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Видеотерминал «ОКО» — это своеобразный видеорегистратор, используется на этапах российских соревнований.

Газовая составляющая грузовика осталась прежней. Четыре 89‑литровых баллона польской фирмы Stako, суммарно вмещающие 80 м3 метана — такого запаса в условиях гонки хватает примерно на 350 км. Внутренняя часть баллона изготовлена из алюминия, внешняя — из композитного материала, толщина оболочки — 10 мм. Сжатый метан хранится в баллонах при рабочем давлении в 200 атмосфер. Вес пустого баллона составляет 35 кг, а вся заправленная газобаллонная установка тянет на 240 кг. Основной топливный бак грузовика вмещает 1000 л солярки. В итоге машина весит примерно столько же, как и с обыкновенным ДВС, а суммарный запас хода у газодизельной версии несколько больше. Хотя этот показатель в гонках не решающий.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
В кабине КАМАЗ-4326 образца 2020 года две педали вместо трех.

Доводили газодизельную машину с модернизированной трансмиссией вначале в условиях домашней трассы. Окончание коронавирусных каникул команды совпало с выездом на сборы в Астраханскую область. Надо было «приучить» газодизельный гоночный болид к тамошним пескам и барханам. Его бессменный пилот, Сергей Куприянов, так отозвался о промежуточных итогах недавней астраханской командировки: «Впечатлений — огромное количество. Машина стала качественно другой. Это касается и ее управляемости, и комфорта. И удобно теперь концентрироваться на работе с дорогой, не надо отвлекаться на коробку. Машина может привозить результат». Астраханские заезды показали, что новый тандем — газодизельный мотор-гидромеханическая трансмиссия — позволил практически оптимально реализовывать мощность и тягу в разных режимах гонки: что в преодолении крутых песчаных склонов, что в движении на максимальных скоростях.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
Основной бак вмещает 1000 л дизтоплива.

Сергей Куприянов, говоря о перспективах битопливного грузовика, скромно упомянул, что машина теперь может привозить результат. Хотя в недавнем прошлом, выступая на версии с механической КП, он тоже показывал достойные результаты. В 2016 и 2017 годах на гонке Africa Eco Race у него 4‑е место в классе грузовиков и 1‑е место в классе гибридных автомобилей. В 2018 году на «Ралли Казахстан» газодизельный КАМАЗ-4326 занял 1‑е место. Гонка «Шелковый путь» в 2018 году — 4‑е место, а в 2019‑м на «Шелковом пути» Куприянов на машине в сине-зеленой ливрее пришел пятым, получив специальный приз за вклад в экологию. Это признание того, что логотип Eco Gas нанесен не просто так на борта гоночного газодизеля. Наверняка, что после модернизации машины мы услышим о новых победах, одержанных на этом грузовике.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

Пока техрегламент гонки «Дакар» запрещает использование в ней иных версий, кроме как с традиционным ДВС. Но гегемония таких машин уже нарушена: на прошлогодней гонке команда Riwald Dakar выставила гоночный грузовик с гибридной силовой установкой — ДВС и электромотор. Как знать, возможно, мы еще станем свидетелями того, что увидим КАМАЗ-4326, атакующий подиум главной гонки грузовиков.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

Евгений Яковлев,
начальник конструкторского отдела команды «КАМАЗ-мастер»

Все автомобили нашей команды, включая автомобили-технички, оснащены датчиками уровня топлива LLS5 компании Omnicomm. Основное их назначение — сбор информации для определения расхода топлива: мгновенного и в пересчете на 100 км. Если раньше у нас были серьезные проблемы с правильностью таких расчетов, то теперь с этим проблем нет. Технички также оснащаются датчиками уровня воды, ее на соревнованиях расходуется много: емкости по 500–700 л наполняются полностью и осушаются досуха. По нашему заказу Omnicomm разработал специальное решение, которое не позволяет алюминиевому стержню датчика корродировать в водной среде. Хочу добавить, что сейчас все электрооборудование спортивных грузовиков работает по CAN-шине. Новые датчики Omnicomm удачно встроились в новую систему. Для нас это удобно ввиду отсутствия лишних проводов.

Еще одно решение от наших партнеров — видеотерминал «ОКО», это своеобразный видеорегистратор. Техрегламент жестко ограничивает применение таких средств — на «Дакаре» запрещена любая передача данных из автомобиля. Мы используем систему «ОКО» там, где можно, например, на этапах российских соревнований. Раньше на спортивных машинах применялись мониторы от этой компании, но сейчас, после модернизации системы телеметрии, все показания выводятся на единый экран, надобность в дополнительном компоненте отпала. Зато в автомобилях технической помощи мы с удовольствием используем последнюю модель монитора ICON с функцией тачскрин. Водителям он очень нравится.

«КАМАЗ-мастер» прославят в кино

17 побед в «Дакаре». Три кубка мира и восемь побед в супермарафоне «Шелковый путь» — такая история не могла остаться в стороне от большого кино.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

В скором времени один из центральных телеканалов покажет многосерийную спортивную драму «Мастер». Сериал расскажет о команде «КАМАЗ-мастер» и лучших гонщиках в классе спортивных грузовиков. По сюжету бывший пилот после долгого перерыва хочет вернуться в родную команду. Но это оказывается непросто: когда-то, став самым молодым чемпионом мира в истории ралли-рейдов, он был уволен за нарушение командной этики. Главный герой хочет вернуть чувство самоуважения и причастность к большому делу и снова выиграть гонку. Его ждет множество испытаний, одно из которых — встреча с бывшей женой. Она хочет занять в экипаже место штурмана и стать первой женщиной-пилотом в мужском коллективе.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»

Завязку сюжета нам рассказал Айдар Беляев, замруководителя команды «КАМАЗ-мастер». Говоря о будущем сериале, он показал в сторону не по уставу раскрашенных гоночных машин с неизвестной рекламой. Так как по сюжету в гонках участвует женщина, на одном грузовике нанесена реклама вымышленной компании — производителя губной помады. В роли капотного грузовика команды-конкурента из Канады «снялся» гоночный капотник КАМАЗ-43509. Гонщики оказали самую всестороннюю помощь в организации съемочного процесса. Съемки проходили на тренировочной базе команды, а также в Москве и на территории Астраханской области, там, где проходит ралли-рейд «Золото Кагана», и в Казахстане, включая трассу международного ралли-рейда «Шелковый путь». Словом, все будет как в жизни, только в кино.

КАМАЗ-4326: чем уникален это грузовик и почему его не пускают на «Дакар»
По сюжету в гонках участвует женщина, на ее грузовике нанесена реклама губной помады.

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(5 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 комментариев

  1. Евгений:

    В каком месте на фото указан КамАЗ 4326??….. 4326 Это серийный грузовик в общедоступной продаже ,,,,, а на фото у вас Камаз 4911 не считая капотника(что на фото). Для начала я думаю надо грамотно ознакомиться с модельным рядом данной марки.

  2. Негр:

    Камаз живет своей жизнью, потребители своей а камаз-мастер тоже своей.
    Это всё разные планеты.

  3. Алексей:

    Вот если бы вся продукция КамАЗа была качественной, тогда бы говорили о ней в целом. А не только о её команде, выступающей на совершенно других автомобилях, да ещё и ручной сборки. Так сказать, подвиг, совершённый простым человеком, Логиновым (Олялин), фильм»Мировой парень», на серийном грузовике МАЗ, им не потянуть. А так, чего стоит только ДВС сопливый. Про запаску, на 6х6, «присобаченую» под задний свес рамы, я уже молчу. Так хотелось бы посмотреть, как тот » придумщик» смог бы с ней справится в одного, да ещё где нибудь в грязи,в колее, или на морозе. В общем, аппарат хороший, но….хотели как лучше, а получилось как всегда..

    • Георгий:

      Точнее не бывает!!!А нам приходилось доводить до ума камазовские ДВС !! Главное уходили и приходили домой но какой ценой!?!?

    • Юрий:

      Все в точку татары работают только на докар а в серию им проще пустить устаревший мерседес, купленный у фрицов

Статьи по теме
Популярное