В январе 2022 года было объявлено о старте продаж нового семейства среднетоннажников КАМАЗ «Компас», а в мае первые товарные машины пришли к дилерам. Ими оказались шторно-бортовые модели массой 9,5 и 12 тонн, не требующие регистрации в системе «Платон».
Михаил Ожерельев
Бескапотная компоновка, рама постоянного профиля, шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы, включая версию, которой можно управлять с правами категории В, — таковы основные особенности нового семейства коммерческих автомобилей из Набережных Челнов.
Первая информация о проекте «Компас» появилась в конце 2019 года. Во время общения с прессой генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сказал: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект «Компас». Не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались» (цитата по «Интерфаксу»).
Проект стартовал со сборки двух моделей: «Компас 9» полной массой 9,5 тонны и «Компас 12» — 11,99 тонны. Долгожданная новинка впервые была представлена широкой публике на выставке Comtrans 2021 в исполнении рефрижераторного фургона. Новыми шасси, удачно приспособленными к работе в городской среде, стали интересоваться производители коммунальной техники. Вскоре свет увидели версии мусоровоза и бортового автомобиля с тросовым краном. И вот дело дошло до массового продукта — бортовых тентованных платформ, которые оказались в распоряжении дилеров. Сегодня мы расскажем о модели «Компас 9» с длинной колесной базой.
Не секрет, что в основе камского «Компаса» — китайский грузовик JAC N-серии. Рама, мосты и основные агрегаты тут, кстати, тоже китайские. Двигатель — знакомый многим нашим сервисным мастерам дизель Cummins ISF объемом 3,8 литра и мощностью 154 л. с. Коробка передач — 6‑ступенчатая Fast Gear. В ходовой части без неожиданностей: подвеска полностью рессорная, тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа. Емкость топливного бака 200 л, что для 9‑тонника является одним из лучших параметров в своем классе.
Забавно, но небольшие внешние изменения в камазовском стиле с большой решеткой и блоками линзованной оптики преобразили привычный «Джак» — выглядит если не современно, то по крайней мере не столь по-китайски. Среди других отличий в дизайне от исходного китайского варианта — иные внешние дверные панели и видоизмененный бампер. Но в целом внешний образ остался примерно таким же.
Стоит обратить внимание на следующую особенность «Компаса»: лонжероны у него во всех модификациях имеют постоянный (прямой) профиль и швеллерное сечение. Толщина стального листа 8 мм. Постоянный профиль лонжеронов — характерное для производителей «больших» грузовиков решение. Оно хорошо тем, что требует гораздо меньших капиталовложений в организацию производства. Почему? Потому что позволяет обходиться без закупки дорогостоящих прессов и штампов, которые окупаются только при по-настоящему массовых тиражах продукции. У лонжеронов с постоянным профилем есть и другое преимущество — их можно делать цельными практически любой длины. Помните про шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы?
Главный конкурент «Компаса 9» — нижегородский среднетоннажник «Газон Next». Правда, его полная масса или меньше — в базовой версии она составляет 8,7 тонны, или больше — 10 тонн у модификации с усиленной ходовой частью. И упомянутый конкурент имеет капотную компоновку. Схожий по компоновке и предназначению «Валдай Next» к конкурентам «Компаса» относить не станем: его полная масса значительно меньше — 6,7 т. А прямые азиатские конкуренты в лице, скажем, Hino 300, Fuso Canter или Isuzu Elf в связи с санкциями находятся в подвешенном состоянии. Остаются еще китайские аналоги, которые, скорее всего, даже усилят свой натиск. Также не будем забывать о наших соседях по Союзному государству. Минский автозавод пошел в сегмент развозных грузовиков по такому же пути, как и КАМАЗ. Представленный в сентябре среднетоннажник МАЗ-365120 — это совместный продукт белорусского производителя и корпорации Weichai. За основу была взята модель Shacman Delong K3000, выпуск которой стартовал в Китае в 2019 году. Полная масса МАЗ-365120, оснащенного 144‑сильным двигателем Weichai и 6‑ступенчатой КП Fast Gear, — 7500 кг.
Первое, что должно порадовать тех, кто использует среднетоннажники на межгороде, — у «Компаса» есть спальный отсек. Правда, ширина, а главное, длина спалки на первый взгляд таковы, что на нее сможет улечься разве что ребенок. Но выход есть: можно откинуть вперед спинки центрального и правого сидений, которые в таком положении образуют со спальной полкой единую поверхность и вполне сгодятся, чтобы положить на них ноги. Типичное китайское решение: места много не занимает, но, если что, покемарить можно! Единственно, непонятно, зачем по бокам спального отделения сделаны дополнительные окошки: толку от них мало, а теплоизоляцию ослабляют. Что касается упомянутых пассажирских сидений, на них без особого напряга действительно умещаются двое.
Водительское сиденье — на салазках, справа от него кран стояночного тормоза. Центральное место на торпедо занимают простенькая магнитола и блок управления отопителем и кондиционером. Последний, кстати, предлагается в базовой комплектации. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. На рулевом колесе с логотипом КАМАЗа кнопки и клавиши управления комфортными опциями, включая круиз-контроль и радиоприемник — как в легковушке. Сравнительно недавно мы тестировали FAW Tiger V, там на спицах руля лишь пластмассовые заглушки.
Пристегнулся, отрегулировал руль и зеркала — и тронулся в путь. Окрестности дилерского центра больше напоминали стандартную русскую дорогу, семь загибов на версту. Хотя в этом тоже был определенный смысл: машина не магистральный тягач, ее стихия — протискиваться между густо наставленными зданиями в лабиринте нешироких подъездных путей. По этому параметру твердая пятерка. Усилие на руле не вызывает вопросов — и в плане маневрирования ни к рулевому колесу, ни к обзорности претензий нет. Нужно только при поворотах не забывать про 8960 мм габаритной длины и выбирать траекторию с некоторым запасом. Рычаг КП находится не на приборной панели, как у современных одноклассников, а внизу, справа от водительского сиденья. При этом он не складывается, как на Hyundai Mighty и Hino. Получается, что рычаг как бы мешает перемещению водителя к правой двери и обратно, что часто необходимо, когда приходится выходить из кабины в тесных дворах или на складских территориях. Это минус. А среди плюсов стоит упомянуть наличие большого количества мест для хранения, в том числе надоконных полок с сетками и выдвижных подстаканников посреди торпедо.
«Компас 9» укомплектован тентованной бортовой платформой шторного типа производства компании «Рустрак». Пол сделан из влагостойкой фанеры с противоскользящим покрытием толщиной 18 мм. Передняя стенка выполнена в виде защитной стальной решетки, защищенной влагостойкой фанерой 6 мм. Задние двухстворчатые ворота распахиваются на 270 градусов и фиксируются в открытом положении специальным приспособлением. Для удобства боковой погрузки центральная стойка сдвигается по всей длине платформы. Обратим внимание: крыша тоже может сдвигаться, причем по всей длине надстройки, а верхняя часть тента сделана светопропускающей. В задней части платформы есть выдвижная лестница. Имеется мощный задний противоподкатный брус, а в зоне соприкосновения с погрузочной рампой предусмотрены резиновые отбойники. На противоподкатный брус приварены четыре кронштейна. Похоже, в будущем здесь разместятся датчики парктроника. Шторы натягиваются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Отсутствие складок на тенте способствует снижению аэродинамического сопротивления, следовательно, сокращает расход топлива.
Что ждет новый среднетоннажник в России? Интерес к нему очевиден, особенно в Центральной России, где в последнее время активизировался спрос на такие грузовики. Большегрузные фуры все дальше отодвигают от кольцевых и объездных дорог мегаполисов, а значит, владение машиной, полная масса которой существенно меньше 12 тонн, представляется весьма разумным решением. Несмотря на все санкционные ограничения, КАМАЗ продолжает сборку этих автомобилей и даже проводит мероприятия по их локализации. В ближайших планах сварка и окраска кабин.
Технические характеристики «Компас 9» (КАМАЗ-43089) |
|
Колесная формула | 4х2 |
Снаряженная масса | 3405 кг |
Полная масса | 9500 кг |
Грузоподъемность | 4845 кг |
Габариты (длина/ширина/высота) | 8960х2550х3400 мм |
Колесная база | 4475 мм |
Объем топливного бака | 200 л |
Двигатель | дизельный, рядный, 4‑цилиндровый, Евро-5, 3760 см3, 154 л. с. при 2600 мин-1, 491 Нм при 1200 мин-1 |
Коробка передач | механическая, 6‑ступ. |
Подвеска | зависимая, рессорная |
Тормоза | барабанные, с ABS |
Размер шин | 225/75R17,5C |
Заводская гарантия | 36 мес. |
Межсервисный пробег | 20 000 км |
Конкуренты | Hino 300, Fuso Canter, МАЗ-365120 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка
На Компасе уже полгода работаю. Единственное, к чему претензий нет, это грузоподъемность. Заявленный вес берет свободно, рама-то родная, КАМАЗовская. А вот все остальное китайское, либо через одно место работает, либо вообще не пашет. Как АБС и курсовая стабилизация, к примеру. Постоянно по ним ошибки выскакивают, я уже прописался у диагностов.
Свет у него никакущий. Ночью ни хрена не видать, как слепой котенок. Поэтому стараюсь до темна до места добраться, иначе приходится еле тащиться по дороге, чтобы не влететь никуда. У правление тоже хреновенькое, руль тугой, коробка плохо переключается, беда…
Говно какое-то, а не КАМАЗ. 7 тыс на нем прошли всего, а уже мост под замену и коробку по гарантии ремонтировали. В обоих случаях запчасти по месяцу почти ждали, все китайское, в наличии у нас ни черта ничего нет. Такие машины нам не нужны совершенно.
Камаз ни о чем получился, херня какая-то. Кабина внешне вроде большая, а места мало, зимой печка не греет ни черта, в салоне морозильник. Обшивка тонкая, утепления никакого, заднюю стенку сам утеплял, а то холод от нее, капец. Еще и управление через одно место в нем, подруливать постоянно приходится.
У него электрика это ппц. Тахометр черти че показывает. Порой заведешь нормально, порой показывает 200 оборотов. Когда как по факту движок работает как и работал… Температура тоже показывает разное все время. Пробег 42 тысячи
Камаз ни о чем получился, туфта. Кабина несуразная, места как в будке собачьей, зимой печка не вывозит, в салоне холодина. Обшивка не утеплена, заднюю стенку самому пришлось утеплять, а то промерзала. Помимо прочего управление у него дурацкое. Так что, берите на заметку, если купить задумали.
Фары полное угребище. Никуда ваще не светят. Камаз, вы хотя бы линзы воткнули, на производстве это копейки стоит! На неосвещенной дороге на сухом асфальте даже не видать нихера. Дальний тоже никуда не светит, только слепит встречку.
Блин, ну вообще двоякие ощущения от этого Компаса. С одной стороны, что-то новое, внешний вид не плох. Но с другой, на хер сдался этот вид рабочему автомобилю. Главное – надёжность, а тут добрая половина запчастей китайская. Если что сломается, быстро починить не удастся, тачка простаивать будет.
Для организации-то и такое сойдет, им по хер на чем народ работать будет, лишь бы работал. У нас в конторе 2 таких Компаса, все, кто на них работал, в один голос твердят — параша. Кабина будто под китайцев проектировалась, места нет. Рама хлипкая, перегружать нельзя машину, а то кранты. По сути, это даже не Камаз, а гибрид китайский.
За такие бабки могло быть и лучше. Оптика говно, нихера не видать ночью. Подвеска говно, на 35 тысячах уже весь зад загремел. Почти 25килорублей пришлось выложить чтобы задние сайленты поменять и стаб.
Недоделанный китаец. Ну уж если берете за основу китайца, так доводите его до ума, под нашу страну подстраивайте. Хотя бы элементарно кабину увеличьте, наши водилы все-таки не китайских размеров. Плюс с внутрянкой проблемы. Накатал в районе 20к км, уже ремонтировал сцепление + ржавчина пошла в некоторых местах. Обидно
Из какого он там Татарстана, не смешите)) Хоть бы доработку под наши условия сделали, прежде чем на рынок выпускать. Я сколько видео смотрел, все говорят, у компаса во время дождей вода попадает в щели, из-за этого потом начинает коротить электрику. У нас же не такой климат, как в Китае. Плохая погода бывает часто. Странно, что завод этого не учел.
Они просят столько денег за эту машину…а сами в тупую всё у китайцев слизали, не удосужившись даже исправить недочёты. Где кпп нормальная, которую выкидывать не придётся спустя год? Почему вместо нормального мощного дизеля здесь стоит этот туфтовый китайский мотор? Очень много таких вопросов, касаемо всей машины, но к сожалению им на всё это наплевать. Лишь бы втюхать их людям, а там уже пусть сами разбираются…
А новую машину разработать не? Слизали с китайцев старый джак, поставили непонятные фары и на этом все? Китайцев наши водители не любят, обслуживать их это жесткий гемор, фиг че открутишь. Все прикипает, ржавеет и гниет. Металла у них нет нормального
Мне так кажется что у него от камаза одно название осталось) Сборка гибрид с китайским джаком, что очень кстати зря. Сидение неудобное до ужаса, отделка салона пластик самого голеного качества, прям даже зла не хватает. Гнить 100% даю начнет в первый же год.
Оставьте его пожалуйста себе) Хуже этого Маза только Джак, хотя они оба с одной грядки. Проводка хилая, очень много скруток, отсюда постоянно трояны. На постоянной основе придется чинить коробку и ходовую, они у них одни из самых слабых. В общем зря Камаз в это ввязался, лучше бы свои машины проработал, те намного лучше были.
Камаз был интересен доступной и не дорогой обслугой. А тут что? Китайская копия джака. Запчасти все из-за бугра, спрашивается зачем для работы он нужен, если все будет под заказ?
Качество сборки на нуле, болты почти одноразовые. Шумки нет, весь гремит капец как и сам движок тоже громко тарабанит, думаю такими темпами много не проходит. Обслужить нереально будет, цены на запчасти вообще космические стали, так еще и из Китая ждать придется неделями.
Не надежная машина, будет частая смазка передней подвески как и у аналогичных. Извечная болезнь топливного датчика, у них никуда не девается. Уплотнение дверей это что-то. Если для повседневной езды, то надо уплотнители менять на более эффективные. Быстро гниёт, запчасти дорогие, не укупишь.
Опыт с джаком походу никого ничему не научил)) Сборка у них практически одинаковая, да и качество такое же. Начальство взяло такой, хорошо хоть один. Тяга слабая, мощности практически нет, чувствую еще и с ремонтом будут проблемы.
На работе купили такой Камаз. Собран полностью из китайских комплектующих. Машина очень жесткая, пустым ехать комфортно невозможно. Пластик жесткий, кнопки нажимаются грубо. В общем, первое впечатление негативное.