Top.Mail.Ru

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

фото: автора / 21.07.2022
В январе 2022 года было объявлено о старте продаж нового семейства среднетоннажников КАМАЗ «Компас», а в мае первые товарные машины пришли к дилерам. Ими оказались шторно-бортовые модели массой 9,5 и 12 тонн, не требующие регистрации в системе «Платон».

Михаил Ожерельев

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

В основе камского «Компаса» — китайский грузовик JAC N-серии.

Бескапотная компоновка, рама постоянного профиля, шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы, включая версию, которой можно управлять с правами категории В, — таковы основные особенности нового семейства коммерческих автомобилей из Набережных Челнов.

Первая информация о проекте «Компас» появилась в конце 2019 года. Во время общения с прессой генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин сказал: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект «Компас». Не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались» (цитата по «Интерфаксу»).

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Платформа оборудована оцинкованной выдвижной лестницей и поручнем.

Проект стартовал со сборки двух моделей: «Компас 9» полной массой 9,5 тонны и «Компас 12» — 11,99 тонны. Долгожданная новинка впервые была представлена широкой публике на выставке Comtrans 2021 в исполнении рефрижераторного фургона. Новыми шасси, удачно приспособленными к работе в городской среде, стали интересоваться производители коммунальной техники. Вскоре свет увидели версии мусоровоза и бортового автомобиля с тросовым краном. И вот дело дошло до массового продукта — бортовых тентованных платформ, которые оказались в распоряжении дилеров. Сегодня мы расскажем о модели «Компас 9» с длинной колесной базой.

Не секрет, что в основе камского «Компаса» — китайский грузовик JAC N-серии. Рама, мосты и основные агрегаты тут, кстати, тоже китайские. Двигатель — знакомый многим нашим сервисным мастерам дизель Cummins ISF объемом 3,8 литра и мощностью 154 л. с. Коробка передач — 6‑ступенчатая Fast Gear. В ходовой части без неожиданностей: подвеска полностью рессорная, тормозные механизмы на всех колесах барабанного типа. Емкость топливного бака 200 л, что для 9‑тонника является одним из лучших параметров в своем классе.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Гипоидный ведущий мост с передаточным числом 3,9.

Забавно, но небольшие внешние изменения в камазовском стиле с большой решеткой и блоками линзованной оптики преобразили привычный «Джак» — выглядит если не современно, то по крайней мере не столь по-китайски. Среди других отличий в дизайне от исходного китайского варианта — иные внешние дверные панели и видоизмененный бампер. Но в целом внешний образ остался примерно таким же.

Стоит обратить внимание на следующую особенность «Компаса»: лонжероны у него во всех модификациях имеют постоянный (прямой) профиль и швеллерное сечение. Толщина стального листа 8 мм. Постоянный профиль лонжеронов — характерное для производителей «больших» грузовиков решение. Оно хорошо тем, что требует гораздо меньших капиталовложений в организацию производства. Почему? Потому что позволяет обходиться без закупки дорогостоящих прессов и штампов, которые окупаются только при по-настоящему массовых тиражах продукции. У лонжеронов с постоянным профилем есть и другое преимущество — их можно делать цельными практически любой длины. Помните про шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы?

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Надоконная полка с сеткой удобна для хранения вещей.
Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Окошки в зоне спального места ослабляют теплоизоляцию.

Главный конкурент «Компаса 9» — нижегородский среднетоннажник «Газон Next». Правда, его полная масса или меньше — в базовой версии она составляет 8,7 тонны, или больше — 10 тонн у модификации с усиленной ходовой частью. И упомянутый конкурент имеет капотную компоновку. Схожий по компоновке и предназначению «Валдай Next» к конкурентам «Компаса» относить не станем: его полная масса значительно меньше — 6,7 т. А прямые азиатские конкуренты в лице, скажем, Hino 300, Fuso Canter или Isuzu Elf в связи с санкциями находятся в подвешенном состоянии. Остаются еще китайские аналоги, которые, скорее всего, даже усилят свой натиск. Также не будем забывать о наших соседях по Союзному государству. Минский автозавод пошел в сегмент развозных грузовиков по такому же пути, как и КАМАЗ. Представленный в сентябре среднетоннажник МАЗ-365120 — это совместный продукт белорусского производителя и корпорации Weichai. За основу была взята модель Shacman Delong K3000, выпуск которой стартовал в Китае в 2019 году. Полная масса МАЗ-365120, оснащенного 144‑сильным двигателем Weichai и 6‑ступенчатой КП Fast Gear, — 7500 кг.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Первое, что должно порадовать тех, кто использует среднетоннажники на межгороде, — у «Компаса» есть спальный отсек. Правда, ширина, а главное, длина спалки на первый взгляд таковы, что на нее сможет улечься разве что ребенок. Но выход есть: можно откинуть вперед спинки центрального и правого сидений, которые в таком положении образуют со спальной полкой единую поверхность и вполне сгодятся, чтобы положить на них ноги. Типичное китайское решение: места много не занимает, но, если что, покемарить можно! Единственно, непонятно, зачем по бокам спального отделения сделаны дополнительные окошки: толку от них мало, а теплоизоляцию ослабляют. Что касается упомянутых пассажирских сидений, на них без особого напряга действительно умещаются двое.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Водительское сиденье — на салазках, справа от него кран стояночного тормоза. Центральное место на торпедо занимают простенькая магнитола и блок управления отопителем и кондиционером. Последний, кстати, предлагается в базовой комплектации. Рулевая колонка регулируется в двух плоскостях. На рулевом колесе с логотипом КАМАЗа кнопки и клавиши управления комфортными опциями, включая круиз-контроль и радиоприемник — как в легковушке. Сравнительно недавно мы тестировали FAW Tiger V, там на спицах руля лишь пластмассовые заглушки.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)
Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Кран стояночного тормоза соседствует с рычагом КП.
Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

На рулевом колесе управление круиз-контролем и аудиосистемой.
Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Центральное место на торпедо занимают простенькая магнитола, тахограф и блок управления климатом.

Пристегнулся, отрегулировал руль и зеркала — и тронулся в путь. Окрестности дилерского центра больше напоминали стандартную русскую дорогу, семь загибов на версту. Хотя в этом тоже был определенный смысл: машина не магистральный тягач, ее стихия — протискиваться между густо наставленными зданиями в лабиринте нешироких подъездных путей. По этому параметру твердая пятерка. Усилие на руле не вызывает вопросов — и в плане маневрирования ни к рулевому колесу, ни к обзорности претензий нет. Нужно только при поворотах не забывать про 8960 мм габаритной длины и выбирать траекторию с некоторым запасом. Рычаг КП находится не на приборной панели, как у современных одноклассников, а внизу, справа от водительского сиденья. При этом он не складывается, как на Hyundai Mighty и Hino. Получается, что рычаг как бы мешает перемещению водителя к правой двери и обратно, что часто необходимо, когда приходится выходить из кабины в тесных дворах или на складских территориях. Это минус. А среди плюсов стоит упомянуть наличие большого количества мест для хранения, в том числе надоконных полок с сетками и выдвижных подстаканников посреди торпедо.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Дизель Cummins ISF знаком многим нашим сервисным мастерам.
Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Крышка топливного бака запирается на замок.

«Компас 9» укомплектован тентованной бортовой платформой шторного типа производства компании «Рустрак». Пол сделан из влагостойкой фанеры с противоскользящим покрытием толщиной 18 мм. Передняя стенка выполнена в виде защитной стальной решетки, защищенной влагостойкой фанерой 6 мм. Задние двухстворчатые ворота распахиваются на 270 градусов и фиксируются в открытом положении специальным приспособлением. Для удобства боковой погрузки центральная стойка сдвигается по всей длине платформы. Обратим внимание: крыша тоже может сдвигаться, причем по всей длине надстройки, а верхняя часть тента сделана светопропускающей. В задней части платформы есть выдвижная лестница. Имеется мощный задний противоподкатный брус, а в зоне соприкосновения с погрузочной рампой предусмотрены резиновые отбойники. На противоподкатный брус приварены четыре кронштейна. Похоже, в будущем здесь разместятся датчики парктроника. Шторы натягиваются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Отсутствие складок на тенте способствует снижению аэродинамического сопротивления, следовательно, сокращает расход топлива. 

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

На картере КП предусмотрен люк для установки коробки отбора мощности.

Что ждет новый среднетоннажник в России? Интерес к нему очевиден, особенно в Центральной России, где в последнее время активизировался спрос на такие грузовики. Большегрузные фуры все дальше отодвигают от кольцевых и объездных дорог мегаполисов, а значит, владение машиной, полная масса которой существенно меньше 12 тонн, представляется весьма разумным решением. Несмотря на все санкционные ограничения, КАМАЗ продолжает сборку этих автомобилей и даже проводит мероприятия по их локализации. В ближайших планах сварка и окраска кабин.

Китаец из Татарстана: тест и обзор грузовика КАМАЗ «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Технические характеристики «Компас 9» (КАМАЗ-43089)

Колесная формула 4х2
Снаряженная масса 3405 кг
Полная масса 9500 кг
Грузоподъемность 4845 кг
Габариты (длина/ширина/высота) 8960х2550х3400 мм
Колесная база 4475 мм
Объем топливного бака 200 л
Двигатель дизельный, рядный, 4‑цилиндровый, Евро-5, 3760 см3, 154 л. с. при 2600 мин-1, 491 Нм при 1200 мин-1
Коробка передач механическая, 6‑ступ.
Подвеска зависимая, рессорная
Тормоза барабанные, с ABS
Размер шин 225/75R17,5C
Заводская гарантия 36 мес.
Межсервисный пробег 20 000 км
Конкуренты Hino 300, Fuso Canter, МАЗ-365120

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное