Top.Mail.Ru

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

фото: автора и Николая Кушниренко / 13.12.2022
Четырехосный полуприцеп-стекловоз массой 41 000 кг стал главным ньюсмейкером на осеннем показе новинок машиностроительного завода «Тонар» в Московской области.

Александр Трохачев

Первый опыт МЗ «Тонар» в постройке полуприцепа для перевозки листового стекла и панелей датирован 2014 годом. По воспоминаниям гендиректора предприятия Дениса Кривцова, тогда перспективную модель «Тонар-9987» создали на трехосном шасси немецкого производства с независимой подвеской одиночных колес Tridec. Однако не зря говорят: то, что русскому хорошо, немцу — смерть! Нежная подвеска Made in Germany не выдержала испытания нашими дорогами и начала ломаться. Устранить проблему силами немецких инженеров-конструкторов не удалось, и проект отложили до поры до времени.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
Задняя дверь открывается в левую сторону.

Актуальность постройки отечественных трех- и четырехосных полуприцепов для транспортировки листового стекла возникла после введения утилизационного сбора в 2020 году. Особенно она обострилась весной 2022 года после ухода с российского рынка европейских брендов, когда продукция Faymonville, Langendorf, Orthaus и других иностранных фирм стала недоступна отечественным перевозчикам. Между тем один современный стекловоз/панелевоз способен заменить пять полуприцепов старого типа с центральной хребтовой фермой.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
Два гидроцилиндра регулируют высоту ССУ в диапазоне 1100–1250 мм.

Почему? Особенность инлоудера — так называют специальные полуприцепы для перевозки крупного листового материала большого размера — быстрая погрузка и разгрузка. Если груз как следует подготовлен, то для его принятия на борт или для выгрузки требуется всего несколько минут. Важно, что с загрузкой и разгрузкой полуприцепа водитель может справиться самостоятельно, не отрывая коллег от работы.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
Блок управления гидроцилиндрами в передней левой части полуприцепа.
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

Новинка 2023 модельного года разработана главным конструктором Павлом Жмулиным и конструктором Сергеем Степаненко. Она получила прибавку к индексу в виде одной цифры, но по сравнению с опытом восьмилетней давности это совершенно другая история. И дело не только в изменившейся габаритной длине, уменьшении веса, добавлении еще одной оси и существенно повышенной грузоподъемности. Новинка создана без расчета на поставки импортных комплектующих. За аналог взяли восьмилетний бельгийский стекловоз Faymonville с доработками, накладками в местах усиления. Попытались сделать проще, например отказались от лишних клапанов. В итоге четырехосный стекловоз весит 9,5 тонны, а трехосный будет весить 8,3–8,5 т. Есть программа испытаний как порожнего полуприцепа, так и с максимальной нагрузкой. Потом образец сдадут в аренду транспортной компании на ресурсные испытания сроком минимум 6 месяцев. Продукция станет серийной только после работы над ошибками.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
Новая модель — в четырехосном исполнении, а будет и трехосная.

В принципе, изобретать велосипед при проектировании «Тонара-99871» не пришлось. В конструкции по-прежнему нет осевых балок: все колеса имеют независимую пневматическую подвеску с минимальным дорожным просветом 315 мм. Колеса первой и четвертой оси подъемные, с механизмом ручной фиксации в поднятом положении (в серии подъемная только первая ось, подъемная четвертая — это опция). От электроники сразу отказались, поскольку на эти грабли наступали при создании первого стекловоза: грязь, влага, перепады температур и неровности дорог быстро приводят такие системы в негодность.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
Колеса первой и четвертой осей имеют механизм ручной блокировки в поднятом положении.
«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»
По бокам установлена алюминиевая противоподкатная защита. Корзина для запасного колеса находится справа, рядом с опорными стойками.

Каждое колесо крепится к П-образной раме с помощью рычажной подвески. Каждый из шести колесных модулей (включает упругий элемент и направляющее устройство) крепится по отдельности к П-образной раме полуприцепа, чтобы внутри него на уровне колес оставалось свободное пространство для размещения груза на сменной платформе. И эта платформа не что иное, как возвратная палета, которую используют в качестве обменной тары. Длина грузового пространства «Тонара-9987» составляет 9,5 м при габаритной длине транспортного средства 11,4 м.

«Что русскому хорошо, немцу — смерть»: обзор полуприцепа «Тонар»

На алюминиевых дисках смонтированы китайские шины Ovation VI-022 размерностью 385/65R22.5. Они имеют индекс нагрузки 160 (до 4500 кг) и индекс скорости K (до 110 км/ч). Перевозимый груз фиксируется боковыми гидравлическими зажимами, исключающими поперечные смещения во время движения. Продумана и плита седельно-сцепного устройства: благодаря двум гидроцилиндрам ее можно установить на нужный уровень в диапазоне от 1100 до 1250 мм. Это позволит использовать двух- и трехосные отечественные и импортные тягачи с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4 с разной высотой седельно-сцепного устройства.

Технические характеристики «Тонар-99871»

Габариты (длина / ширина / высота) 11 380 х 2550 х 3930 мм
Снаряженная масса 9500 кг
Масса перевозимого груза 31 500 кг
Нагрузка на ССУ 10 006 кг
Нагрузка на колесную тележку 30 800 кг
Межосевое расстояние 1410 мм
Оси «Тонар»
Подвеска независимая, пневматическая
Дорожный просвет 315 мм
Размерность шин 385/65R22.5
Конкуренты Faymonville, Langendorf

Редакция рекомендует:






(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. Роман:

    Купили месяц назад полуприцеп с рефом, на третьей тысячи пробега заклинил подшипник ступицы, он не регулируемый и стойт 50т рублей, по гарантии отморозились, вообщем качество г..но.

  2. Роман:

    Фирма просто откровенное г…качества нет ни в чем…кто то просто тащит их вверх как и эту статью…рвёт даже рамы без перегруза..и ни какого гарантийного толкового сервиса

Статьи по теме
Популярное