Чемпионат мира в гонках «Формулы-1» переместился в Европу, и был, впервые с осени 2008-го, отмечен знаковым событием – внутрисезонными тестами
Станислав Шустицкий
Дискуссий о том, насколько трасса в Муджелло подходит для полноценной тестовой работы, было много, но сам факт необходимости таких тестов командами не оспаривался. Особенно в условиях непростой ситуации с использованием шин Pirelli, от кондиций которых сегодня в большой степени зависят и успех, и неудача. Настройки шасси и картография двигателей выбираются с учетом сокращения износа шин, от этого же зависят и тактические решения, выбираемые командами для своих пилотов. А квалификации? Попав в финальную десятку, пилоты готовы отказаться от борьбы за поул-позишн ради сохранения для гонки свежего комплекта шин. Как тут не согласиться с Михаэлем Шумахером, критиковавшим столь высокую зависимость результата от способности пилота беречь шины?
За эту остановку на трассе и был наказан Льюис Хэмилтон
© Фото: ESPN F1
Что касается свободных заездов в пятницу, то в ее первой части многие команды, в качестве эталонных, использовали данные собранные на тестах в Муджелло. Особое внимание было обращено на команду Ferrari, обещавшей подготовить к Гран-при Испании серьезные обновления машины. Обновления на F2012 действительно появились, но не столь значимые, как ожидалось. Тем не менее, протокол первой сессии свободных заездов возглавил Фернандо Алонсо. Четыре команды выпустили на первую сессию своих резервных пилотов: в Williams Валттери Ботас заменил Бруно Сенну, в Force India вместо Пола Ди Ресты на трассу вышел Жюль Бьянки, в Caterham Хейкки Кавалайнен уступил свой болид Александеру Росси, а в HRT Дани Клос стартовал вместо Нараина Картикеяна.
Результаты первой сессии свободных заездов
1. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:24.430 |
2. С. Феттель |
Red Bull |
1:24.808 |
3. К. Кобаяши |
Sauber |
1:24.912 |
4. Д. Баттон |
McLaren |
1:24.996 |
5. В. Боттас |
Williams |
1:25.120 |
6. М. Шумахер |
Mercedes |
1:25.187 |
7. Р. Грожан |
Lotus |
1:25.217 |
8. Л. Хэмилтон |
McLaren |
1:25.252 |
9. К. Райкконен |
Lotus |
1:25.285 |
10. Н. Хюлкенберг |
Force India |
1:25.339 |
11. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
1:25.367 |
12. Ф. Масса |
Ferrari |
1:25.433 |
13. М. Уэббер |
Red Bull |
1:25.539 |
14. Н. Росберг |
Mercedes |
1:25.607 |
15. С. Перес |
Sauber |
1:25.918 |
16. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
1:26.226 |
17. П. Мальдонадо |
Williams |
1:26.297 |
18. Ж. Бьянки |
Force India |
1:26.630 |
19. В. Петров |
Caterham |
1:27.475 |
20. Т. Глок |
Marussia |
1:28.267 |
21. А. Росси |
Caterham |
1:28.448 |
22. Ш. Пик |
Marussia |
1:28.633 |
23. П. де ла Роса |
HRT |
1:29.107 |
24. Д. Клос |
HRT |
1:31.618 |
Во второй части свободных заездов команды занимались настройками машин под конкретные компаунды шин. На Гран-при Испании (впервые в сезоне) Pirelli предложила командам следующую пару «сликов»: шины с составами Soft и Hard.
Результаты второй сессии свободных заездов
1. Д.Баттон |
McLaren |
1:23.399 |
2. С.Феттель |
Red Bull |
1:23.563 |
3. Н.Росберг |
Mercedes |
1:23.771 |
4. Л.Хэмилтон |
McLaren |
1:23.909 |
5. К.Райкконен |
Lotus |
1:23.918 |
6. Р.Грожан |
Lotus |
1:23.964 |
7. М.Уэббер |
Red Bull |
1:24.065 |
8. М.Шумахер |
Mercedes |
1:24.080 |
9. К.Кобаяши |
Sauber |
1:24.214 |
10. Н.Хюлкенберг |
Force India |
1:24.365 |
11. Ф.Масса |
Ferrari |
1:24.418 |
12. С.Перес |
Sauber |
1:24.422 |
13. П.Мальдонадо |
Williams |
1:24.468 |
14. Ф.Алонсо |
Ferrari |
1:24.600 |
15. П.ди Реста |
Force India |
1:24.688 |
16. Ж.Вернь |
Toro Rosso |
1:24.733 |
17. Д.Риккардо |
Toro Rosso |
1:24.769 |
18. Б.Сенна |
Williams |
1:25.047 |
19. Х.Ковалайнен |
Caterham |
1:26.296 |
20. В.Петров |
Caterham |
1:26.740 |
21. Т.Глок |
Marussia |
1:27.314 |
22. Ш.Пик |
Marussia |
1:27.664 |
23. П.де ла Роса |
HRT |
1:28.235 |
24. Н.Картикеян |
HRT |
Без результата |
Важность поул-позишн на трассе Каталунья — Монмело переоценить трудно. Об этом говорит и статистика: здесь десять из одиннадцати победителей Гран-при стартовали с «поула». Вот только умение играть в «шинный покер» раньше было не столь важно… Но и на этот раз квалификационные заезды прошли достаточно драматично. То, что в гонке многие сделают ставку на более «долгоиграющий» состав Hard стало понятно уже в первой квалификационной сессии, когда многие пилоты отдали предпочтение шинам с мягким компаундом. Во второй сегмент квалификации не прошли в полном составе пилоты HRT, Marussia и Caterham, что откровением не стало, а еще одним неудачником первой части квалификации стал Бруно Сенна, Williams которого вылетел с трассы. Из тех, кто не прошел «естественный отбор» стоит отметить нашего Виталия Петрова, впервые выигравшего квалификационный поединок у своего товарища по команде Хейкки Ковалайнена. А вот Филипе Масса во второй сегмент попал, но лишь с 17-м результатом, который и сохранил в ходе заездов второй части квалификации. Сам Фелипе жаловался на трафик в ходе своего быстрого круга, но… В Ferrari от бразильца наверняка ожидали более высоких результатов. Самым быстрым в этой части квалификации был Льюис Хэмилтон, а вот Нараис Картикеян не смог пройти лимит в 107%. Тем не менее, индиец был прощен и допущен к домашней для HRT F1 Team гонке. Тем паче, что в третьей серии свободных заездов Нараин необходимый норматив выполнил.
Гран-при Испании. Свободные заезды и квалификация
© Фото: ESPN F1
Сюрпризом второй части квалификации стало то, что впервые в этом сезоне в третий сегмент не вышли Дженсон Баттон и Марк Уэббер. При этом Дженсон весь уик-энд жаловался на то, что ему не удается добиться оптимального баланса автомобиля. Зато блеснул Пастор Мальдонадо, показавший лучшее время в этой части сессии. Кстати, Пастор показал второй результат еще в субботних свободных заездах, где он уступил Феттелю лишь 0,168 секунды, но тогда и лучший результат, показанный Себастьяном, превышал минуту и 23 секунды. Подтвердил свою скорость Мальдонадо и в финальной части квалификации, показав второе время. Правда, при этом он уступил лучшему результату квалификации, показанному Льюисом Хэмилтоном больше пол секунды. Не повезло Камуи Кобаяши — результат, показанный им во второй сессии, позволил пилоту Sauber выйти в финальный сегмент квалификации, но из-за технической неисправности автомобиля японец борьбу за «поул» продолжить не смог. Себастьян Феттель и Михаэль Шумахер лишь обозначили свои выезды на трассу, но на быстрые круги не пошли – игра в «шинный покер» началась. При этом Себастьян и не скрывал, что вмешаться в борьбу за поул-позишн он не рассчитывал, а посему лучше сохранить свежий комплект шин для гонки, чем пытаться отыграть одно-два места на стартовой решетке. Итак, на первом ряду Гран-при Испании Льюис Хэмилтон и Пастор Мальдонадо? Не тут-то было! Все дело в том, что на круге возвращения, Льюис, по команде из боксов, остановил автомобиль. И хотя команда пыталась доказать техническим комиссарам, что причиной остановки стала техническая неисправность а не недостаток топлива в баках, судьи были неумолимы – Хэмилтон наказан стартом из последнего ряда. Понятно, что столь весомое преимущество над соперниками было реализовано не за счет «недолива» топлива, но правила есть правила. А вот Пастор Мальдонадо впервые в своей карьере на Гран-при Испании будет стартовать с поул-позишн! А рядом с ним на первом ряду Фернандо Алонсо! А второй ряд у пилотов Lotus! Ну и гонка же будет!
Результаты квалификации
1. Л. Хэмилтон |
McLaren |
1:22.583 |
1:22.465 |
1:21.707 |
2. П. Мальдонадо |
Williams |
1:23.380 |
1:22.105 |
1:22.285 |
3. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:23.276 |
1:22.862 |
1:22.302 |
4. Р. Грожан |
Lotus |
1:23.248 |
1:22.667 |
1:22.424 |
5. К. Райкконен |
Lotus |
1:23.406 |
1:22.856 |
1:22.487 |
6. С. Перес |
Sauber |
1:24.261 |
1:22.773 |
1:22.533 |
7. Н. Росберг |
Mercedes |
1:23.370 |
1:22.882 |
1:23.005 |
8. С. Феттель |
Red Bull |
1:23.850 |
1:22.884 |
Без результата |
9. М. Шумахер |
Mercedes |
1:23.757 |
1:22.904 |
Без результата |
10. К. Кобаяши |
Sauber |
1:23.386 |
1:22.897 |
Без результата |
11. Д. Баттон |
McLaren |
1:23.510 |
1:22.944 |
|
12. М. Уэббер |
Red Bull |
1:23.592 |
1:22.977 |
|
13. П. ди Реста |
Force India |
1:23.852 |
1:23.125 |
|
14. Н. Хюлкенберг |
Force India |
1:23.720 |
1:23.177 |
|
15. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
1:24.362 |
1:23.265 |
|
16. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
1:23.906 |
1:23.442 |
|
17. Ф. Масса |
Ferrari |
1:23.886 |
1:23.444 |
|
18. Б. Сенна |
Williams |
1:24.981 |
||
19. В. Петров |
Caterham |
1:25.277 |
||
20. Х. Ковалайнен |
Caterham |
1:25.507 |
||
21. Ш. Пик |
Marussia |
1:26.582 |
||
22. Т. Глок |
Marussia |
1:27.032 |
||
23. П. де ла Роса |
HRT |
1:27.555 |
||
24. Н. Картикеян |
HRT |
1:31.122 |