Top.Mail.Ru
От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

31.12.2014
Ни одна гонка Гран-при не имеет столь драматичной истории, как большой приз России. Мы решили за пять дней преодолеть путь длинной в целое столетие, что разделило во времени два первых российских Гран-при, а заодно познакомиться с призраками трасс «Формулы-1»

Владимир Маккавеев

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Сегодня, в разгар эйфории от Гран-при «Формулы-1» в Сочи многие историки автоспорта от большого желания возводят датировку первого российского Гран-при аж к 1913 году, когда на 30,5-километровом кольце близ Лигово и Красного Села под Петербургом прошла первая в России кольцевая гонка. На самом же деле статус Гран-при получила только вторая гонка под Лигово в 1914-м, завершившаяся победой немца Вилли Штолля на Benz. И хотя формально это был не Гран-при России, а Большой приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба, в те времена практически все гонки Гран-при, начиная с самого первого французского Большого приза l´A.C.F 1906 г., носили имена национальных автоклубов. Так что, пусть и с некоторой натяжкой, но Большой приз Санкт-Петербургского автомобиль-клуба 1914 г. вполне можно считать первым и единственным на 100 следующих лет Гран-при России.

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Впрочем, хотя второго отечественного Гран-при нам и пришлось ждать целое столетие, за это время в России народилось столько призраков непостроенных автодромов и несостоявшихся проектов трасс для проведения гонок «Формулы-1», что их хватило бы не на один десяток Гран-при. С первым из них — «гоночным комплексом» конца 1980-х в районе поселка Юкки к северу от Санкт-Петербурга наш белоснежный Solaris, которому на пять дней путешествия предстояло превратиться в настоящую машину времени, познакомился, едва выехав за ворота завода Hyundai в Еловом бору. Второй — так и не рожденное на рубеже тысячелетий «Пулковское кольцо» — расположился всего в 10 км от колыбели российского автоспорта на Волхонском шоссе, где в 1898 году прошла первая в России «гонка моторов», а в 1914-м был дан старт первого российского Гран-при. Отсюда, со стартовой прямой той гонки, мы и отравимся в вековое путешествие протяженностью почти 2500 верст по стране призраков и грез Большого приза России...

Первый призрак «Формулы-1» на нашем пути, естественно, «Пулковское кольцо». Как и предыдущий ленинградский проект в Юкках, трасса в Шушарах, рядом с аэропортом «Пулково», была тесно связана с именем экс-председателя мотофедерации, а позднее — президента Царскосельского автомобильно-спортивного клуба Гарри Артеева. Этот проект, базово проработанный «главным архитектором Ф-1» Германом Тильке, получил в свое время одобрение не только питерского правительства во главе с губернатором Владимиром Яковлевым, но и президента Российской Федерации Владимира Путина, 15 мая 2001 года поставившего на презентации автограф с пожеланием удачи. Увы, построить «Пулковское кольцо» «Формулы-1» удалось лишь на бумаге. Во многом из-за того, что параллельно с «Пулково» в Москве также пытались выстроить гоночную трассу рядом с аэропортом (как показывает опыт Малайзии и того же Сочи, шаг весьма здравый) — в Молжаниново, близ «Шереметьево».

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Шушары: на этом пустыре планировали построить «Пулковское кольцо»

Помимо трассы «Формулы-1», спортивный комплекс в Молжаниновке должен был включать в себя еще и гольф-клуб. Бюджет проекта оценивался в $458,162 млн, из которых на трассу Гран-при предполагалось потратить $276,730 млн. Увы, молжаниновские пустыри, как и шушарские, с тех пор изменились мало. Разве что в Москве на задворках так и не построенного гольф-поля и автодрома Ф-1 в наши дни развернули строительство нового шоссе в направлении Петербурга. Хоть по прогнозам эта трасса и будет скоростная, но интереса для поклонников гоночной истории она представляет мало, а потому уже в Твери наш белый Solaris уходит с Ленинградки и в обход молжаниновского проекта сворачивает с федеральной трассы на юг, в сторону Волоколамска, дабы оказаться наконец не на мифической, а на вполне реальной трассе, которая могла бы стать колыбелью первого Гран-при России XXI века.

Намотав за восемь с половиной часов на 16-дюймовые колеса Solaris 650 километров от Шушар и оставив за спиной целое десятилетие гоночной истории, наша «машина времени» выезжает на асфальт первого российского автодрома мирового уровня. Ровно шесть лет назад, промозглым октябрьским днем 2008-го, в присутствии Дэвида Култхарда и Германа Тильке здесь, у деревни Федюково, был заложен первый камень будущего гоночного комплекса.

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Площадка у подножия МГУ покорила Экклстоуна в 1982-м

В отличие от большинства «трасс Ф-1» в России, строительство Moscow Raceway опиралось не на «поддержку» местных властей, а на частную инициативу и средства банка «Развитие — Столица» и пилотов-любителей Рустема Терегулова и Михаила Степанова. И хотя финансовый кризис задержал возведение автодрома на два года, летом 2012-го Moscow Raceway приняла свою первую международную гонку. Теоретически, при большом желании, здесь можно было бы провести и этап «Формулы-1». Но еще до открытия автодрома, в 2010-м, эти надежды, если они и теплились у владельцев Moscow Raceway, похоронило подписание договора с Берни Экклстоуном о проведении этапа Ф-1 на Черноморском побережье. Впервые в истории проект Гран-при России получил не мифическую, а вполне реальную поддержку российского правительства!

Впрочем, до Сочи нам еще далеко. Тем более что впереди Москва — настоящее кладбище призраков трасс «Формулы-1». Едва достигнув МКАД, наш белоснежный Hyundai Solaris попадает в плотное, как столичные пробки, окружение несостоявшихся Гран-при. Справа остается Крылатское, где в середине 1990-х подумывали построить автодром ЛогоВАЗ, а прямо перед капотом Solaris, на окраине старого аэродрома в Тушино, уже высится только что отстроенная спартаковская футбольная «Открытие-Арена». Задолго до красно-белого стадиона, еще в середине 1960-х, именно здесь планировалось построить первый советский автодром. Московским архитектурным институтом совместно с МАДИ и ДОСААФ был даже создан проект. А на АЗЛК практически одновременно начали разработку двигателя по регламенту Ф-1. Увы, оба этих начинания благополучно растворились во времени. Двигатель Ф-1, правда, довели до стендовых испытаний, но в 1966 году FIA изменила регламент «королевских гонок». Ф-1 перешла с 1,5-литровых моторов на 3-литровые, и проект потерял всякий смысл.

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Hyundai Solaris на пит-лейн Moscow Raceway

Мы же продолжаем в окружении призраков российского Гран-при медленно пробираться на юг. Даже сворачиватьникуда не надо.  Справа от Ленинградки, на Ходынке, на месте очередного непостроенного автодрома, уже начала 1990-х, высится другая спортивная арена — «Мегаспорт». А спустившись по Тверской к Кремлю, Solaris и вовсе выезжает на «городское кольцо Ф-1», «пролегавшее» в 1992-м от Боровицкой площади до Лубянки по Моховой и Театральному проезду.

Дальше, правда, придется немного покружить, чтобы «добавить в коллекцию» двух, пожалуй, самых реалистичных столичных призраков Гран-при. После несостоявшегося проекта автодрома в Тушино о «Формуле-1» в Москве благополучно забыли на полтора с лишним десятилетия, пока в начале 1980-х в Москву не пожаловал Берни Экклстоун. Вдохновленный московской Олимпиадой-80, Экклстоунзагорелся идеей проведения Гран-при в Москве. И через два года, по приглашению вице-президента FIA Леонида Афанасьева, приехал в столицу СССР.

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Solaris на набережной Москвы-реки в Нагатино

Дальнейшие события, равно как и мифическая поддержка Гран-при СССР лично Л.И. Брежневым, в преддверии Большого приза России — 2014 обросли массой легенд. Развеять их мог бы сам Берни. Но он не захотел вспоминать историю 32-летней давности: «Я ничего не помню, а если бы и помнил, вряд ли стал бы об этом рассказывать», — заявил Экклстоун в Сочи. Других же живых свидетелей его визита 1982 года уже почти не осталось. Сохранились лишь некоторые факты, в большинстве своем перевранные журналистами. Сегодня в российской прессе стало модно рассуждать о том, каким ярым поклонником Ф-1 был Л.И. Брежнев, и что только его смерть не позволила Экклстоуну провести Гран-при в Москве. На самом деле Леонид Ильич вряд ли вообще имел более или менее четкое понятие о том, что такое Ф-1. А ключевой в крахе проекта Экклстоуна стала не столько смерть Брежнева, сколько уход из жизни его тезки — председателя Федерации автоспорта СССР и ректора МАДИ Леонида Афанасьева. Именно он был главной движущей и пробивной силой того проекта с советской стороны. Даже несмотря на то, что фактически автоспортом в стране управляла в те годы не федерация, а генералы ДОСААФ, Афанасьеву удавалось с успехом бороться с ними. Однако летом 1982-го, перед самым приездом Экклстоуна, Афанасьев угодил в больницу с четвертым инфарктом, и по Москве Берни в черной «Волге» возил зам. Афанасьева — Михаил Залетаев.

Берни осмотрел тогда пять площадокпод размещение городского кольца Ф-1: Ленинские горы, Нагатинскую пойму, Тушино, ВДНХ, центр столицы — и пришел в восторг от вида, открывавшегося с высотки Университета. Настолько, что после возвращения из СССР написал очередное письмо на имя Л.И. Брежнева. Будучи уверен в успехе, Берни включил Большой приз СССР в предварительный календарь чемпионата мира 1983 г. и даже готов был усадить советского гонщика за руль чемпионского Brabham. Но… После смерти 5 июля 1982 года так и не оправившегося от инфаркта Леонида Афанасьева письма англичанина скорее всего уже не доходилини до Брежнева, ни до Андропова, оседая в генеральских столах ЦК ДОСААФ. Неудивительно, что гордый Берни по сей день не любит вспоминать эту историю.

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Олимпийские стадионы — визитная карточка сочинского автодрома

Обиженный таким «вниманием», Экклстоун в 1986-м вместо Москвы организовал гонку в социалистическом Будапеште и забыл об СССР на добрых два десятилетия. Лишь в 2002-м он сменил гнев на милость (скорее всего оттого, что одним из кураторов очередного проекта стал бывший владелец команды Arrows Ф-1 и давний знакомый Берни — Том Уокиншоу), Экклстоун вновь пожаловал в Москву, чтобы подписать с Юрием Лужковым контракт на проведение Гран-при в Нагатинской пойме. Увы, на деле Бернилишь еще раз убедился в российской безалаберности. Уже за столом переговоров в мэрии, у порога которой толпились несколько десятков специально приглашенных журналистов, выяснилось, что Лужкова, оказывается, ввели в заблуждение относительно финансовых аспектов мероприятия. А проще говоря, того, кто кому должен платить, и кому достанутся коммерческие права! Неудивительно, что после этого казуса Берни на протяжении нескольких лет и слышать не хотел о гонке в России до тех пор, пока в 2010-м в присутствии Владимира Путина не был подписан проект проведения Гран-при в Олимпийском парке Сочи.

Нам же, вдоволь налюбовавшимся на прямоугольные асфальтовые лабиринты у подножия университетской высотки, в 1990–2000-х худо-бедно, но все-таки принимавшие гонки российских чемпионатов, тоже пора двигаться в сторону новой Олимпийской столицы России, куда в эти часы с предыдущего этапа Ф-1 в Японии уже начинают прибывать гоночные команды.

Расправившись с «московскими Гран-при», Solaris устремляется дальше на юг, но и тут призраки непостроенных автодромов не оставляют нас в покое. За окнами проносятся сначала Подольск, дважды «едва не ставший» ареной национального Гран-при в 1980-х и 2000-х, потом Чехов, близ которого у деревни Новый Быт в 1995-м очередную гоночную трассу собирался строить тот же ЛогоВАЗ. За Окойкорейская «машина времени» вновь переносит нас на рубеж веков — в «самый напряженный период российской истории “Формулы-1”», когда параллельно с проектами в Пулково и Молжаниново на проведение Гран-при чемпионата мира претендовала еще и Тула...

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Президент России вручает первый национальный Гран-при Льюису Хэмилтону

Лишь покинув город оружейников, Solaris может наконец ускориться и взять курс прямиком к финишу нашего векового путешествия по истории Гран-при России. Даже не верится, но за оставшиеся почти полторы тысячи километров до ворот «Сочи-Автодрома» нам не повстречается больше ни одного призрака трасс «Формулы-1».

И пусть где-то далеко в стороне от границ нашегомаршрута остались гоночные призраки Тольятти, Ярославля и Калининграда, где гоночную трассу и вовсе хотели выстроить в форме короны Российской империи! Теперь уже совсем в другой стране числится проект таллинской трассы в районе Олимпийского порта Пирита, инициаторов которого в середине 1980-х обвинили в связях с ЦРУ... Сейчас это все уже история. Настоящее же и будущее Гран-при России теперь надолго связано с другим Олимпийским парком — в Сочи! Ожидание этой гонки в России растянулось на целое столетие, столетие, которое мы преодолели всего за пять дней. Hyundai Solaris блистательно справился с ролью машины времени, намотав на колеса почти 2500 верст «дороги призраков» и целых 100 лет истории!

1914

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Победителем первого Гран-при в России под Петербургом, стал в 1914-м Вилли Штолль на Benz (на верхнем фото). Всего в гонке участвовало
12 пилотов, включая одну женщину

1965

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Проект гоночного комплекса в Тушино, опубликованный в ноябре 1966 г. в журнале «Городское хозяйство Москвы»

1982

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Одно из писем Берни Экклстоуна Л.И. Брежневу, увы, тогда — в 1982-м так и оставшееся без ответа

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Смерть Леонида Афанасьева  в июле 1982-го стала ключевым фактором, не позволившим Экклстоуну  провести Гран-при СССР в Москве

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Один из наиболее вероятных вариантов городской трассы Гран-при на Ленинских горах, сделанный после визита в Москву Берни Экклстоуна в 1982 году

1985

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Проект Гран-при в Таллине в середине 80-х завершился для его вдохновителей обвинениями в связях с ЦРУ

1989

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

В 1989-м, вдохновленный проектом фирмы Dorna, даже журнал Autosprint писал о Гран-при в Москве

1992

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Утопические проекты начала 90-х: в Калининграде, где трассу планировали построить в виде Российской императорской короны, и у стен Кремля — от Боровицкой площади до Лубянской

1993

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Ярославский проект — один из самых серьезных на фоне остальных идей начала 90-х

1995

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Проект трассы ЛогоВАЗа у деревни Новый Быт под Чеховым остался лишь на бумаге

1999

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Несмотря на благословение властей, история строительства «Пулковского кольца» завершилась очередным фиаско

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Одновременно с пулковской трассой на рубеже веков автодромы «строились» в Туле (сверху) и Молжаниново

2002

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Проект трассы в Нагатинской пойме продвинулся до стадии подписания договора об организации Гран-при. Но Ю. Лужков посчитал, что условия Экклстоуна неприемлемы

2010 - 2013

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

От Петербурга до Сочи: дорога призраков

Лишь в 2010-м в Сочи при участии Владимира Путина было, наконец, подписано соглашение с Экклстоуном об организации Гран-при России 2014!

Дорожные работы, ремонт дороги

© Фото: 5 колесо

На заседании правительства Москвы утверждено постановление о начале проектирования и реконструкции 19 магистралей города, в числе которых значатся важнейшие транспортные артерии города. На данные цели в текущем году город выделит 10 млрд. рублей. На проектные работы потратят 3,15 млрд. рублей, а на строительство и реконструкцию — 6,5 млрд рублей.  Реконструкция магистралей предусматривает расширение проезжей части, строительство переходов и эстакад, организацию дорог дублеров и выделенных полос для пассажирского транспорта.

В частности, планируется начать проектирование и реконструкцию Рублевского шоссе (октябрь 2011 года - март 2012 года), Можайского шоссе - от МКАД до Садового кольца (октябрь 2011 года - февраль 2012 года), Ярославского шоссе - от МКАД до Садового кольца (ноябрь 2011 года - апрель 2012 года), Садового кольца (февраль 2012 года - июнь 2012 года), улицы Народного ополчения через улицу Мневники, Сколковского шоссе до МКАД (июль 2012 года - декабрь 2012 года).

Мэр столицы Сергей Собянин отметил, что реконструкция дорог позволит повысить их пропускную способность, что является важнейшей составляющей плана по решению транспортных проблем Москвы. По словам мэра, практика показала, что именно реконструкция действующих дорог дает гораздо больший эффект, чем строительство новых.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,30 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное