![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/chaika24_t_000.jpg)
65 лет назад, 16 января 1959 года выпущены первые серийные ГАЗ-13 «Чайка». Несмотря на «несчастливый» номер, машине была уготована необычно длинная конвейерная жизнь — её выпускали до 1981 года.
Денис Орлов
«Чайка» стала яркой приметой короткого расцвета нашего государства, наряду со «Спутником» и Гагариным, атомным ледоколом «Ленин», истребителем МиГ-21, крупнейшей в мире Волжской ГЭС, первой в мире системой мобильной радио-телефонной связи «Алтай-1», фильмом «Летят журавли» и поэтами-«шестидесятниками».
В социально-экономической формации, провозглашающей общественную собственность и морально-политическое единство рабочих, крестьянства и интеллигенции, «Чайка» служила, скорее, доказательством обратного — недосягаемости и всевластия тех, за кем с лёгкой руки Сталина закрепилось прозвище «слуги народа».
В разное время «Чайку» относили к автомобилям то повышенной комфортабельности, то большого литража, то большого класса, то высшего класса. В «Перспективном типаже автомобилей и двигателей для производства в СССР в 1959–1965 гг.» записано: «Повышенного класса типа «Чайка»». Даже автомобиль не знали, к какому классу причислить, а собирались к 1980 году построить бесклассовое общество!
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/02.-lebedev-duarte-moke-up.jpg)
«Чайку» начали конструировать под индексом ЗиМ-13. «По государственному техническому плану конструкторский отдел обязан […] создать технический проект легковой машины типа «ЗИМ»». — сообщал секретарь парткома Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗ Иосиф Николаевич Рябинин в многотиражке «Автозаводец» за 11 апреля 1956 года.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/01.-very-first-proto-gaz-13-1957g.jpg)
Главный конструктор завода Николай Иванович Борисов назначил ведущим конструктором будущей «Чайки» Николая Александровича Юшманова, до этого блестяще справившегося с созданием ГАЗ-12 «ЗиМ».
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/03.-gaz-13-refueling.jpg)
Облик будущего автомобиля взялись создавать двое маститых скульпторов КЭО, Лев Михайлович Еремеев и Борис Борисович Лебедев. На фотографиях той поры рядом с ними часто видишь невысокого, сухощавого, с залысинами человека — это Ладислао Эспес Дуарте, конструктор-кузовщик, в прошлом лётчик-ас Гражданской войны в Испании, сбивший там 22 самолёта. Испанцев-республиканцев на ГАЗе работало немало. В КЭО к Дуарте обращались Владислав Петрович. Он стал ведущим конструктором кузова «Чайки».
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/04.-gaz-13-moscow.jpg)
Начало работ над новой машиной совпало с судьбоносными переменами в стране. На ХХ съезде КПСС в марте 1956 года Никита Сергеевич Хрущёв подверг резкой критике сталинские методы управления страной. Развернулась повсеместная борьба с «культом личности» Сталина, как сейчас бы выразились, «культура отмены». Большое начальство подчёркнуто поворачивалось лицом к народу, а коль скоро автомобиль служил одним из властных символов, ему также следовало меняться.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/05.-cover1111.jpg)
Не осознавший этого художник-конструктор московского ЗиСа Валентин Николаевич Ростков тоже был подвергнут критике за проект автомобиля высшего класса «Москва» и, разобиженный, уволился с завода. Ответственное поручение партии и правительства подвисло. Спасать положение призвали Льва Михайловича Еремеева, чем больно ударили по самолюбию москвичей, всегда противопоставлявших свой прекрасный автозавод захудалому провинциальному ГАЗу.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/06.-expo-58-bruxelles.jpg)
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/07.-expo-58-grand-prix.jpg)
Большой энтузиаст «чаек», Вадим Валерьевич Челак в своём фундаментальном двухтомном труде «Полёт «Чайки»» выдвигает любопытную гипотезу о том, что в основу будущего ЗиЛ-111 лёг еремеевский макет «Чайки». Звучит правдоподобно, если учесть, сколько в целом уходило времени на изготовление гипсового макета в натуральную величину, на построение поверхности кузова, на его конструирование. А ведь опытные образцы ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 «Москва» спустя всего год уже наматывали километры на испытаниях.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/08.-gaz-13-brochure.jpg)
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/09.-gaz-13b-cabrio.jpg)
Москвичи нашли способ сквитаться с горьковчанами! В 7‑м выпуске журнала «Декоративное искусство» за 1958 год, где целый раздел отводился проблемам художественного конструирования автомобилей, сообщалось: «Форма «ЗИЛ-111» разработана коллективом художников и конструкторов ЗИЛ при участии художника ГАЗ Л. Еремеева». Хотя в тот момент на ЗиЛе с дизайном была беда. Группу из всего семи «зелёных» выпускников художественно-промышленных училищ вынужден был возглавить главный художник завода (т. е., человек, отвечающий за лозунги, транспаранты, оформление завода) Дмитрий Алексеевич Каноныкин. Журнал же вставляет ещё одну иезуитскую шпильку горьковчанам: называет Еремеева автором формы «Чайки», хотя тот делал альтернативный макет!
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/10.-brezhnev-kador-1967.jpg)
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/11.-gaz-grekov-1998-3.jpg)
Конечно, и Еремеев, и Лебедев влияли друг на друга. Причём между ними не было соперничества, какое нередко возникает между творческими натурами. Но автором «Чайки» следует, всё же, считать Лебедева. Он же и предложил назвать машину «Чайкой». На заводе это до сих пор популярный «мем»: Почему «Чайка»? Да потому, что чайка над Волгой летает!
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/12.-gaz-13-1961-modification.jpg)
Окончательное своё название автомобиль приобретал тоже при весьма драматических обстоятельствах. Сперва он проходил под обозначением ЗиМ-13. Затем возникло название «Стрела». Модное было слово. В 1954 году на «Ленфильме» сняли кинокомедию «Запасной игрок». В нём свою первую крупную роль, футболиста команды «Синие стрелы» сыграл Георгий Вицин. Фильм посмотрело 29 миллионов человек. Ещё больше, 44 миллиона, посмотрели приключенческую ленту «Голубая стрела», снятую в 1958 году на Киностудии им. Довженко. ЗиМ «Стрела» — звучит?
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/13.-lebedev-rebuilt.jpg)
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/14.-eremeev-rebuilt.jpg)
Однако в июне 1957 года произошло ещё одно событие, скорректировавшее заводские планы. В ЦК КПСС была разоблачена «антипартийная группа», готовившаяся сместить Хрущёва, в составе Г. М. Маленкова, Л. М. Кагановича, В. М. Молотова и, как писали тогда, «примкнувшего к ним Шепилова». Последовало постановление Пленума ЦК КПСС от 29.06.1957 о выводе Вячеслава Михайловича Молотова из состава членов Президиума ЦК и из состава ЦК КПСС. 30 ноября 1957 года Постановление Совета министров РСФСР № 1272, а спустя неделю — распоряжение № 425 Совнархоза Горьковского экономического административного района предписывали убрать имя Молотова с титула завода ГАЗ. С этого момента все заводские изделия окончательно стали ГАЗами. В их числе — и ГАЗ-13 «Чайка».
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/15.-gaz-13-assembly-line.jpg)
В 1958 году опытные образцы ЗиЛ-111 и ГАЗ-13 «Чайка» украсили экспозицию советского павильона на Всемирной выставке Экспо-58 в Брюсселе. Между Горьковским и Московским автозаводами развернулась лихорадочная гонка, кто первый запустит в производство модель высшего класса.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/16.-gaz-13-chaika-ap8307080153-2-samantha-smith-in-ussr.jpg)
«Помните, что московские автомобилестроители, соревнующиеся с нашим коллективом, тоже готовят в настоящее время выпуск комфортабельных машин ЗиЛ-111 такого же высокого класса, как и «Чайка». Завоюем первенство в этом соревновании, дадим стране в короткий срок такие машины, равных которым по качеству ещё не знало отечественное автомобилестроение!», — призывал «Автозаводец».
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/17.-chaika-ioann-paul-ii-poland.jpg)
Подшивка многотиражки отражает весь кошмар происходившего в те дни на ГАЗе. Например, к декабрю 1958 года для «Чайки» не было поставлено и половины из 348 изделий, порученных Управлению смежных производств. А заказы на изготовление антенн, подшипника руля, троса управления автоматической коробкой, высоковольтного провода, радиоприёмника даже не были размещены у смежников. Спору нет, по своему техническому уровню «Чайка» была прорывным автомобилем для нашей промышленности: V8, автоматическая трёхдиапазонная планетарная коробка передач с гидротрансформатором, гидроусилитель рулевого механизма, вакуумный усилитель тормозов, богатейшее оборудование салона. В столь сжатые сроки освоить всё это, по всей видимости, невозможно. Конструктор автоматической коробки Леопольд Давидович Кальмансон делился воспоминаниями, как на протяжении всего выпуска ГАЗ-13 и ГАЗ-14 ему приходилось раз в три года отправляться на Ленинградский сталепрокатный завод за лентой толщиной 0,1 мм, из которой делались пружины муфты свободного хода гидротрансформатора (деталь 13‑1709127). По словам Кальмансона, этот завод, один из лучших в стране, так официально и не брал этот заказ, будучи не уверенным, что сможет дать ленту требуемых характеристик. Лента получалась просто бесценной!
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/18.-gorbachev-louis-vuitton.jpg)
Уместно добавить, что двигатель V8 (ведущий конструктор Павел Эммануилович Сыркин) до передачи его на только построенный Заволжский моторный завод, изготавливали на совершенно секретном предприятии в составе ГАЗ — Производстве пароводяного оборудования (ПВА), где в массовом порядке выпускали Изделие № 128 — газовую центрифугу для обогащения урана. Даже Сыркин не знал, что её там выпускали, хотя сконструировали эту сверхсложную штуку (покурите тему!) и наладили её производство те же работники ГАЗ, с тем же уровнем квалификации, что и у автомобилестроителей.
![Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2024/01/19.-gaz-13-VDNHaa.jpg)
Формально, ЗИЛ опередил ГАЗ, начав стапельную сборку товарных 111‑х в ноябре 1958 года. Однако за девять лет производства построил всего… 112 экземпляров ЗиЛ-111 всех модификаций — против 3179 «чаек» ГАЗ-13. Пусть возразят, что 13‑ю выпускали аж до 1981 года, что она, как модель ступенькой ниже ЗиЛ-111 предназначалась более широкому кругу номенклатуры, следовательно, её и требовалось больше — всё так. Однако этот 26‑кратный перевес обеспечил «Чайке» всенародную любовь. Несмотря на все классовые различия.