На прошедшей в Москве международной выставке средств обеспечения безопасности «Интерполитех» были представлены новейшие отечественные разработки спецавтомобилей для силовых структур. Расскажем о них подробнее
Михаил Ожерельев
Экспозиционная часть выставки была развернута в трех залах 75 павильона ВДНХ. Как и в прошлые годы, здесь были представлены российские и зарубежные разработки (согласно официальной информации, 64 иностранных компании из 19 стран). Санкции Запада не помешали иностранцам, заинтересованным в российском рынке, продемонстрировать свои новые разработки в области охраны и безопасности. Что же касается автомобильного раздела, то здесь взят курс на импортозамещение: практически все образцы техники, начиная со спецавтомобилей полиции и заканчивая бронемашинами, были отечественного производства. Для сравнения: два года назад зарубежная автотехника присутствовала, в рамках выставки был даже развернут национальный павильон Франции. Но, похоже, сейчас российский автопром стремится полностью обеспечить нужды заказчиков из силовых структур.
Компания Sollers решила пересадить наших полицейских и криминалистов на UAZ Patriot и SsangYong Actyon. В экспозиции компании были представлены специальные версии внедорожников для МВД — патрульная и кинологическая. Пользуясь случаем, Sollers не упустила возможности лишний раз продемонстрировать рестайлинговые версии UAZ Patriot и UAZ Pickup, производство которых стартовало в октябре этого года.
Следует отметить, что продукция Ульяновского автозавода широко используется в качестве носителя высокотехнологичных мобильных систем. Например, еще несколько UAZ Patriot, правда предыдущего поколения, были замечены на стендах компаний — производителей радиолокационного оборудования и систем скрытого контроля (комплексы «Горизонт», «Радескан — Патриот», «Горыныч»).
ОАО «КАМАЗ», разместившееся в экспозиции госкорпорации «Ростех», представило абсолютно новую модификацию бронированной машины «Тайфун» на шасси КАМАЗ-53949 с колесной формулой 4х4. Напомним, что с 2009 года компания работала над проектом шестиколесного броневика «Тайфун», который уже широко известен общественности. Новая машина, которой «КАМАЗ» занимается в инициативном порядке, имеет уровень защиты, равнозначный или превосходящий защищенность автомобилей НАТО, и в ближайшее время сможет стать основой автомобильного парка новейших Вооруженных Сил России.
Внутренние войска МВД России продемонстрировали несколько интересных машин на полноприводных шасси КАМАЗ. Одна из них — легкий бронированный автомобиль «Патруль» на базе КАМАЗ-43501, предназначенный для перевозки личного состава, различных грузов, буксирования прицепных систем, монтажа военной и специальной техники с обеспечением требуемого уровня защиты экипажа.
Цельнометаллический сварной кузов изготовлен из броневой стали марки А3 (базовая защита 5 класса) и рассчитан на размещение 10 бойцов. Новый бронеавтомобиль разрабатывался, прежде всего, для обеспечения сил специального назначения. Машина будет принята на вооружение в 2015 году.
Серийный образец бронированного Урал-4320ВВ
На стенде «Группы ГАЗ» два новых экспоната: автомобиль «Дежурная часть» на полноприводном шасси ГАЗ-27527 и автомобиль для перевозки задержанных на шасси «ГАЗон NEXT» (C41R13). Спецкузов «ГАЗона» рассчитан на перевозку 20 задержанных лиц и трех сотрудников конвоя.
Штурмовой бронированный спецавтомобиль малого класса ШБСА-1811
Автомобильный завод «Урал» показал серийный образец бронированного Урал-4320ВВ для Внутренних войск МВД России. По замыслу производителя, модель должна лечь в основу целой линейки универсальных защищенных автомобилей с различными колесными формулами для тактических задач всех силовых структур. Достоинством автомобиля является свободная компоновка, которая позволяет размещать оборудование и боевые модули множеством удобных способов с учетом стоящей тактической задачи. Разрабатывая техническое задание на автомобиль, потенциальные покупатели учитывали опыт применения бронированных автомобилей в различных типичных ситуациях и условиях. Была включена масса дополнительных требований, среди которых проектировка бронированного автомобиля с однообъемным бронированным модулем защиты, который позволяет водителю не отделяться от остальной части команды. Такой кузов может размещать в себе до 17 человек со всей боевой экипировкой. Бронированный модуль оснащен сиденьями специальной конструкции, которые способствуют снижению динамической нагрузки при взрыве. Позаботились авторы модели и о комфорте пассажиров в различных погодных условиях, установив в машине кондиционер и обогреватель.
Передвижной комплекс по поиску и обезвреживанию взрывоопасных объектов (шифр «Каркас»)
Одним из центральных экспонатов автомобильного раздела выставки стал штурмовой бронированный спецавтомобиль малого класса ШБСА-1811 полной массой 4 т. Образец разработан в рамках ОКР «Ансырь» по техническому заданию ФКУ НПО «Спецтехника и Связь» МВД России. Разработчик и изготовитель — МГТУ им. Баумана. Спецавтомобиль с высокими показателями подвижности, защищенности, живучести и надежности предназначен для силовой поддержки спецопераций, сопровождения транспортных колонн, патрулирования. Особая гордость ШБСА — колеса со вставкой безопасности. Если в боевой обстановке будут пробиты шины, броневик сможет покинуть зону обстрела на внутренних дисках.
Бронированный «Тайфун» в версии с колесной формулой 4х4
Федеральная служба исполнения наказаний России демонстрировала образцы автомобилей для перевозки заключенных. Достойны внимания две новинки. Прежде всего, это оперативно-служебный автомобиль АЗ-02 на шасси КАМАЗ-65117. Для перевозки спецконтингента в автозаке оборудовано 2 общих камеры и одна одиночная — всего 55 сидячих мест. Все камеры оборудованы системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. На борту имеется система видеонаблюдения, передающая изображение из салона в кабину водителя, и система контроля мобильных объектов ГЛОНАСС. Другая новинка — оперативно-служебный автомобиль типа АМ на шасси УАЗ-3909, предназначенный для доставки осужденных и подозреваемых в медицинские учреждения. Спецкузов автомобиля оборудован отсеком для караула и медицинского работника, камерой для спецконтингента и местом для инвалидной коляски. Вместимость — 8 человек. Добавим, что производителями машин с зеленой полосой на борту, как правило, являются сами заказчики — предприятия системы УФСИН России. Такая вот схема без посредников.
Легкий бронированный «Патруль» на базе КАМАЗ-43501
Подписка на рассылку материалов Автопарка