Если вы захотите познакомиться с Турцией без привкуса пляжного туризма, я советую вам посетить политехнический музей семьи Коч в Анкаре. Рахми Коч сумел связать технику со сказочным колоритом Востока, разместив коллекцию в здании караван-сарая Ченгельхан. В нем 32 зала, которые наглядно показывают путь технического прогресса в стране с начала прошлого века.
Максим Приходько
Найти музей очень просто. Надо попросить таксиста отвезти вас к городской крепости Анкары, возведенной еще в 1523 году. Сам музей находится напротив главных ворот цитадели. Ориентир — ресторан Divan, который тоже принадлежит семье Коч, или, как здесь говорят, «империи» Коч. Представители этой династии входят в крупнейший промышленно-финансовый синдикат Турции, который двигает страну вперед во всех смыслах с 1926 года. В музее есть небольшой зальчик, где представлена атмосфера рабочего кабинета Рахми Коча, есть его восковая фигура.
Семья Коч основала крупнейший университет страны, им принадлежат банки, крупная нефтехимия, почти все местные автомобилестроительные компании. Естественно, что машинам и их проникновению в страну посвящен центральный зал музея. Нельзя сказать, что таких моделей вы никогда не видели. Тут важны обстановка и погружение в реалии местной истории.
В автомобильном зале вас встретит стайка машин Ford моделей А и Т. На этих шасси, исключая пижонский кабриолет Ford Т, представлены пикап, пожарный автомобиль и экипаж такси — машины, которые помогли становлению экономики страны. Благодаря стараниям Ататюрка, отца-основателя Турецкой республики, 40‑сильные бензиновые моторы Форда изо всех сил вывозили из страны дух прежней Оттоманской империи. Представленный экземпляр пикапа выпущен в 1930 году. Вторая версия модели А продержалась на конвейере всего 4 года, с 1927‑го по 1931‑й. Нам этот автомобиль знаком под именем ГАЗ-А. В начале 30‑х в СССР был построен автозавод по фордовской технологии. В музее выставлена рестайлинговая версия машины, у нее окантовка радиатора и корпуса фар сделаны из нержавеющей стали. Со временем Ford стал одним из самых массовых автомобилей новой Турции. Не случайно, что в 1959 году в стране было открыто первое совместное предприятие по выпуску автомобилей Ford Otosan, оно работает и по сей день. Привела американскую марку в страну семья Коч, увековечив позднее привязанность к машинам с голубым овалом на капоте в стенах своего музея.
«Пожарка» на базе Ford T, чуть постарше, она 1924 года, одна из 15 миллионов, что были выпущены с 1908 по 1927 год. Она появилась в Турции в то время, когда в новой столице, Анкаре, улицы освещались примерно тремя сотнями электрических лампочек, а ослик с тележкой встречался на улицах города все 365 дней в году. Простенький 20‑сильный мотор расходовал не более 10 л/100 км, благодаря чему автомобиль получил большое признание везде, где эксплуатировался. Неудивительно, что на его базе делались самые разнообразные варианты надстроек. Например, пожарная версия. У машины есть небольшой бак для воды, насос, пожарный рукав со сменными стволами, а вот штатной лестницы нет. Потерялась, наверное, за давностью лет. Зато деревянная лавка для боевого расчета осталась в первозданном состоянии. Рядом с машиной выставлен ручной поршневой пожарный насос. Он перекачивал примерно 300 ведер воды в минуту. Долгое время он тушил пожары в городе Аксакоса на севере страны, оттуда был привезен и подарен музею.
Вместе с автомобилями в страну пришла и вся положенная им инфраструктура. Рядом с пожарной машиной в музее экспонируется топливно-раздаточная колонка американской компании Tokheim. Она не простая, здесь представлен экземпляр с дозированной подачей топлива и счетчиком — самая передовая конструкция первой половины 20 века. Они появились в Турции чуть позже, чем в Америке, но практически наравне с Европой. Подача бензина осуществлялась не самотеком, а при помощи насоса. Примечательно, что в музее стоит колонка с саморекламой, а не раскрашенная в фирменные цвета какой-либо топливной компании. Для справки: цена на хорошо сохранившийся экземпляр, как этот, достигает на интернет-аукционах более полутора тысяч долларов. Надпись на колонке гласит: топливо содержит свинец.
Если вышеперечисленные экспонаты относятся к импортной технике, то следующий экспонат свой, турецкий — грузовой мотороллер Arcelik Triportor Lambro 200. Компания Arcelik с конца пятидесятых и по сей день тоже входит в империю Коч. Крупнейший на сегодня производитель бытовой техники, в начале второй половины 20 века она производила грузовые мотороллеры. Этот экземпляр выпущен в 1968 году. Естественно, что его конструкция не собственная, а итальянская, фирмы Lambretta. В свое время марка соперничала со знаменитой Vespa, но так и не смогла добиться ощутимых результатов. Lambretta шла по пути Ford — активно продавала лицензию на производство своих аппаратов вместе с документацией в развивающиеся азиатские страны. Послевоенную Италию сделал мотороллер, такой же путь избрали и в Турции. Страна после Второй мировой тоже нуждалась в экономичном и дешевом коммерческом транспорте. У мотороллера рамная конструкция, моторчик объемом 200 «кубиков», закрытая кабина на двух человек, неповоротное переднее крыло, а сам турецкий «муравей» обладал грузоподъемность до 500 кг. Самое то, чтобы развозить товары по узким турецким улочкам. У выставленного экземпляра своя история: им владел коммерсант по фамилии Григориадис. Он развозил на мотороллере по Анкаре овощи, фрукты и другую снедь. Надпись, сопровождающая экспонат, гласит, что это дар музею самого мистера Григориадиса.
В кузове мотороллера находятся холодильники и стиральная машина. Эти агрегаты поставлены туда не просто так: они тоже местные и тоже марки Arcelik. Семейная империя изо всех сил старалась европеизировать страну по всем направлениям, включая труд местных домохозяек. Правда, вначале в стране появились конкурсы женской красоты, первый состоялся в 1929 году. К облегчению выполнения женщинами домашних забот пришли позже. В кузове мотороллера представлены одни из первых массовых моделей бытовых холодильников местного производства. Первый, турецкий, был выпущен в 1960 году. Стиральная машинка вышла годом ранее.
Еще один экспонат музея, который достоин упоминания — газовый двигатель Crossley 1920 года. Данный агрегат был задействован в нефтегазовой сфере. Двигатель построен на базе разработок инженеров Отто и Лангена — поршень через кривошипно-шатунный механизм раскручивал главный вал с огромным маховиком. Преимущество такой конструкции было в том, что помимо газа мотор мог работать и на других видах топлива. В отличие от паровых машин схожей мощности такой двигатель можно было запустить и остановить практически мгновенно.
А еще в музее собрана большая коллекция велосипедов, мотоциклов, различной бытовой техники, фото- и кинокамер, часов и других механизмов, а также моторных лодок и даже аэропланов, которые подвешены к прозрачному куполу крыши. Все эти экспонаты — зримые доказательства нового пути развития страны, во главе которой стал первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк. Если пойдете в музей с детьми, им тоже будет что посмотреть. В экспозиции представлена эволюция развития игрушек и детской одежды всего мира, включая пупсиков местного производства, которые производили на своих фабриках для местной детворы выходцы из семейной империи Коч.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
хороший материал.
Спасибо-)