Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»

фото: автора / 04.08.2024
Обилие отраслевых выставок, прошедших на единой площадке «Крокус Экспо» в конце мая, впечатляет уже по перечислению: COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо», «СТО Экспо». Метраж экспозиции и насыщенность деловых программ тоже немалые. К сожалению, без целостного мнения об отрасли — так показалось. Почему, рассказано далее.

Оксана Демченко

Каждая из четырех выставок имела деловую программу, часто идущую в два потока и более. Найти площадки проведения и разобраться в тайминге было непросто, чем, надо полагать, объясняется слабое заполнение залов. В моей практике это первый раз, когда на сессии комтранс-аналитики до 30 % мест было свободно. Что пустяк в сравнении с антирекордом посещаемости интересной кузовной конференции, которую слушало три специалиста… хотя восстановление ЛКП и самого кузова — тема горячая и по наличию запчастей, и по срокам, и по доступности материалов, и по адекватности работы микс-систем. 

Вообще, за время работы выставок только в одном зале деловой программы я видела аншлаг — на первой грузовой конференции, проводимой для всех (но преимущественно независимых) техцентров вне территории основной экспозиции, в отеле «Аквариум». Организаторы сами собирали слушателей и явно справились с этим лучше, чем вся медиамощь «Экспо»: пришлось добавлять стулья, пока зал вмещал их хоть как-то. Что ж, еще подтверждение силы запроса на информацию — особенно практическую, из самой отрасли, «с земли». 

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»

Рынок покинул «спокойные воды», где действовали единые правила от момента производства техники до вывода ее из эксплуатации. Транспортники попали в шторм: нет определенности по уровню поддержки от любого бренда; ремонтники и поставщики запчастей остались без ориентиров. Искать эти самые ориентиры заново, создавать самостоятельно — большая работа, которая только начинается. В продажах техники активно прилагают усилия скорее дилеры, чем бренды; в поставках запчастей нет явных признаков структурирования; в сфере ремонта заметен рост внимания отраслевых объединений — РОАД и Союза Автосервисов — к дилерскому и постгарантийному сегментам соответственно. 

С точки зрения информации для комтранса на выставках было два события — сессии от «Автостата» и «Автобосса». Плюс упомянутая конференция в «Аквариуме» и несколько ярких выступлений на универсальной для легкового и грузового сервиса площадке «СТО Экспо». После такой скороговорки — чуть подробнее и без спешки о событиях, экспертах и тезисах.

ПЛАНЫ И ЛЮДИ

Алексей Орлов рассказывал о работе сети Fit Service с корпоративными клиентами и обозначил ряд трендов. В том числе запрос корпоративных парков на полноценный сервис федерального охвата, и желательно по единым ценам, с высокой прозрачностью условий. Как отметил спикер, на уровне федеральных и даже крупных региональных парков по сервису нет конкуренции: со стороны СТО никто не приходит к перевозчикам, не пытается делать активных предложений. Между тем, спрос есть. И, работая с этим спросом, можно увидеть огромную разницу в управлении парками в зависимости от их размера. 

Микро-парки почти повторяют поведение клиентов-частников. Средние и крупные парки располагают ресурсами для развития и планирования на перспективу. Они готовы рассматривать закупку новой техники в нынешних условиях или уже закупают ее, тогда как микро-парки поставили тему обновления «на паузу» еще в 2022 году. Крупные транспортники, после сомнений 2022-2023 годов провели тестовые закупки, составили первичное мнение о китайской технике и сейчас рассматривают массовые поставки. При этом осознают изменения в рынке и более внимательны к послепродажной поддержке, которую ранее получали от бренда как нечто безусловное. Они изменили и отношение к снабжению запчастями, пересмотрели само понятие «оригинал». Чем крупнее парк, тем более трезво и спокойно рассматривают запчасти-аналоги его менеджеры: закупке «да», но с дисконтом, и желательно значительным.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
С точки зрения информации для комтранса на выставках было два события —  сессии от «Автостата» и «Автобосса».

50 метров от выставки, зал ремонтников — и сразу минимум глянца, совсем иные темы в топе. Утро целиком отдано специально приглашенному эксперту для оценки информации по изменениям в налогообложении. На момент проведения выставок  ясности было крайне мало, в фокусе оказалось так называемое «искусственное дробление» бизнеса и связанная с ним налоговая амнистия.

Еще одна тема, которая вызвала бурю в зале — кадровая ситуация в отрасли. Жаловаться, что людей мало, уже поздно. Так что говорили о способах удержания кадров, обучении действующих и вновь нанимаемых. Отмечу подробный обзор по методам тестирования соискателей при найме от Сергея Петрова, сейчас — отраслевого эксперта, а ранее — тренера бренда SKF. По его словам, вопрос быстрого и точного определения реальной квалификации стал критически важен. От него отсчитываются и адекватность уровня оплаты новому сотруднику, и возможность открыть ему доступ к самостоятельной работе с автомобилем клиента, и дальнейшая «прокачка» компетенций.

Еще один спикер, которого хочется упомянуть: Александр Губанов с кейсом по построению выделенного отдела продаж в грузовом техцентре «Ремсервис». Сейчас фактически в каждом сколько-то годном грузовом техцентре – очереди, запись надолго вперед. Опасная ситуация: кажется, можно расслабиться… Но без систематизации спрос приобретает форму «пилы» с резкими пиками и спадами. На каждом пике – масса потерянных клиентов. Техцентр теряет понимание реальных настроениях клиентов, их жалоб и запросов, ведь приемка доносит информацию только о тех, кто сам обратился.

АНАЛИТИКА СЕРВИСА

Занятно, что первым выступающим на сессии аналитики сервиса от «Автостата» стал не сотрудник агентства, а Илья Плисов, представляющий «ЕвроАвто» и «Союз Автосервисов». 

Тема первая — оценка емкости рынка сервиса. Как оказалось, сложный вопрос. По статистике численности предприятий ФНС (ОКВЭД 45.02), все вроде неплохо — динамика численности в последние годы стабильно позитивная, в 2022 году на 20 регионов приходилось 9,8 тыс. таких компаний (январь — сентябрь), на 2023-й — уже 10,4 тыс. И дальше тоже рост… Неудивительно, что чиновники делают вывод о здоровом бизнес-климате. Но спикер предложил посмотреть данные 2ГИС и «Авито», где рекламируются все «живые» ремонтники. И там — о чудо! —  их численность оказалась кратно выше! Только в Москве и области, по данным «Авито», — 10 тыс. компаний. Объяснить расхождение можно по-разному. Позитивная гипотеза — реакция изменения в логике использования поисковиков клиентом. Сейчас у любого техцентра более одной регистрации в системах «Авито» и 2ГИС: отдельно кузовной цех, шинный центр, услуги по ремонту подвески, детейлинг. Ведь раньше клиент вводил короткий запрос, чтобы затем открывать сайты и «проваливаться» в контент для ручного поиска и чтения. Теперь же он сразу делает подробный запрос, бегло просматривает верхние строки выдачи… и, не найдя ответа, обновляет и уточняет сам запрос.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
Илья Плисов, представляющий «ЕвроАвто» и «Союз Автосервисов», стал первым выступающим на сессии аналитики сервиса от «Автостата».

Есть и «серая» версия: бизнес никуда не делся, но работает без ККМ. Это, уточнил спикер, лишь гипотеза, а не призыв усиленно искать уклонистов. 

Третья версия — аналитическая. Она базируется на поиске обстоятельств и момента, когда стало формироваться расхождение данных. Это 2012 год: тогда по трем ключевым регионам было зафиксировано резкое падение числа СТО, на 40 % и более. Эта «аномалия» синхронна решению об отмене специального налогового режима ЕНВД. 

Вывод спикера из упражнений в арифметике: нынешняя налоговая реформа отчасти спровоцирована поведением участников отрасли. Не на пустом месте возникла идея «справедливого» налогообложения. Но трансформировалась она в некоторых чиновничьих головах замысловато. По личному опыту спикера, с общественных слушаний по реформе есть понимание такой последовательной логики: не платишь налоги — ты предатель, платишь — патриот.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»

«Не очень хорошая штука, когда в риторике происходит смешение финансовых и моральных понятий», — указал спикер. Вот предприниматель добросовестно платит, но один из платежей не прошел… Это технический сбой или предательство? Вот по факту недоплаты начато административное дело — теперь точно предательство? Очевидно, постановка вопроса радикальная и некорректная. К счастью, таких резких мнений на слушаниях было немного. 

Второй тренд от спикера: «Отрасль проиграла битву с контрафактом». Речь о борьбе с продукцией, которую привычно и без разбора относят в категорию «контрафакт» — будь она подделкой, «серым» ввозом без внятных данных о происхождении или чем-то еще. Если прежде подделывали топовые мировые бренды, то сейчас начинают подделывать собственные торговые марки дистрибьюторов. Подделывают все, что приобретает хоть какую-то известность и репутацию. 

Происходит это на фоне исхода из России «недружественных» брендов, чья продукция продолжает поступать параллельными каналами… но, увы, она более ничем и никем не защищена. Реакция власти на происходящее — это маркировка запчастей; на первом этапе под маркировку попадут масла, но вряд ли процесс остановится на одной группе продукции.

Вторым блоком спикеров конференции стала сплоченная команда Fit Service во главе с Татьяной Овчинниковой: Илья Шанов, «Масломан»; Юлия Сергина, UniAuto; Денис Двойников, «АБС-Авто». Подробно излагать не буду — тема отчасти схожа с выступлением 28 мая, поскольку повторяет тезис: работать с запчастями клиента — значит, отказаться от прибыли и роста. Но теперь аргументы приводили практики, и не обязательно из числа «оранжевых» франчайзи. 

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
Глава сети Fit Service Татьяна Овчинникова.

Еще один спикер сессии «Автостата», Андрей Мишагин из «ЕвроТрак», рассказал очень человеческую сибирскую кадровую историю. «Прикипел к Северу. Огромная, в пол-Европы, заснеженная территория с малым числом городов. Иные люди, много настоящего общения, доверия. Отношения другие, хочется дать людям полноценный сервис!», — начал он. И далее говорил о системе работы небольшой сети техцентров, где по вахтовому методу трудится 90 % коллектива. Сохранить в такой ситуации однозначную коммуникацию без потерь данных позволяют технологии. Люди забывают, путаются, не могут договориться даже внутри бизнеса. Их модерирует «коммуникатор» (а точнее, гибкий планировщик), который работает на мобильных устройствах. Он позволяет каждому видеть свой день через программу: вот задачи, иди и закрывай одну за другой; вот возможность перепоручения коллегам и контроля. «Это похоже на “Битрикс”, но без нервного срыва при внедрении», — подвел итог спикер.

АНАЛИТИКА РЫНКА

До начала изложения содержания сессии хочется отметить крайне необычную представленность брендов. Обычно ГАЗ и его дистрибутор, КАМАЗ и МАЗ бывают главными ньюсмекерами. Не только дают сильную аналитику, но и открыто отвечают на сложные вопросы. В 2024 году из перечисленных высказался лишь МАЗ, и то без презентации. Собственно, и в экспозиции отечественные бренды визально не доминировали…

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»

Снова к аналогии с пазлом – помните? Аналитика «Автостат» ярко показывает, насколько разрозненны тренды в разных сегментах рынка комтранса и как быстро меняются приоритеты, запросы.

Вот сегмент LCV: в относительно спокойном 2021 году было продано 144 тыс. единиц такой техники; в 2022 было резкое падение до 75 тыс. (почти вдвое!) и далее весьма острожный рост в 2023 до 90 тыс. (+20%). Зато динамика в первые четыре месяца 2024 года от низкой, не покрывающей дефицит, базы – лучшая динамика роста из всех сегнетов, это +38%. Сегмент сохраняет самые высокие продажи отечественных брендов; даже почти легковая техника с минимальной грузоподъёмностью – различные «каблучки» — выпускается АВТОВАЗом. Попытки войти с аналогами из Китая пока не увенчались сколько-то массовым успехом, если не учитывать аккуратное развитие «Соллерс», чья техника добралась до отметки в 9: продаж. Вход напрямую из Китая пока не дал успеха, о чем не раз подробно рассказывали сотрудники «БН-Моторс», например.

Теперь картинка развития ровно обратная: сегмент MCV+HCV. После 2012 года довольно умеренное падение со 100 до 85 тыс. единиц; затем взрывной рост до максимального за новую историю продаж показателя в 144 тыс. в 2023 году (+70: к 2022 году) и фактическая стагнация в январе-апреле 2024: всего +4% к тому же периоду прошлого года. В сегменте сменился лидер – теперь он из Китая; в сегменте сформировалось очевидное доминирования техники этой страны; а еще за два года скачкообразно менялись доли продаж по типу кузова. В 2022 году вдруг взлетели продажи самосвалов – до 41% в 2022 году, а после так же резко сократились до 22% по данным за первые четыре месяца 2024 года.

«На рынке средней и тяжелой техники тоже очень много вопросов к китайским брендам. Мы знаем, к чему привыкли эксплуатанты техники «Большой семерки» в России, и аналогичного опыта с новыми партнерами пока не формируется», — отметил Сергей Удалов, спикер от «Автостат».

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
«На рынке средней и тяжелой техники тоже много вопросов к китайским брендам», — отметил Сергей Удалов, спикер от «Автостата». 

Несколько слов о дилерских сетях. В сегменте LCV на фоне доминирования российской техники все же постепенно формируется база для продажи китайской – по крайне мере Foton, Dongfeng, JAC. Плавно и без спешки растeт сеть Sollers, а вот сети Hyundai и Toyota, весьма массивные – сокращаются. Всего на момент составления графика в 2024 году зафиксировано 1139 дилеров LCV, продающих технику.

Динамика сетей в HCV-поле принципиально иная: взрывной рост по ряду китайских брендов – Sitrak, Howo, Dongfeng. Почти стабильная численность дилеров по российским маркам; плавный рост по ряду китайских брендов – например, Shacman. То есть обозначить единый тренд никак нельзя. Разве что доминирующее число дилеров по брендам Китая очевидно – 1509 против российских 319 и белорусских 108 Как все это соотнести с числом оставшихся в стою дилеров немецкой техники – их 59? Вероятно, каждый сам может выстроить вариант ответа.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
Вадим Зейферт, директор по дистрибьюции Sinoway Group.

Оценка перспектив дилерских сетей неоднозначна. Спикер предложил уделить внимание ситуации 2022-2023 годов, когда техника активно ввозилась очень маленькими компаниями, которые уже покидают рынок и не могут быть названы полноценными дилерами. Кто и как будет далее обслуживать эти автомобили, снабжать их запчастями – большой вопрос.

Тренды рынка понимании «Автостат» представил Виктор Пушкарев. Он отметил, что на выставке дается обновленный прогноз – с начала года многое изменилось. Причем сейчас корректировки «разнонаправленные», нет однозначного роста или падения. А еще сейчас – в зоне турбулентности — мнению экспертов в оценке «Автостат» добавляют удельного веса по отношению к цифрам, которые могут не отражать глубину проблем.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
Тренды рынка в понимании «Автостата» представил Виктор Пушкарев.

Итак, рост: ему способствуют: увеличение грузоперевозок на дальнее расстояние в сумме с ростом плеча логистики; рост трафика «последней мили» — он особенно активно требует LCV-техники; ряд госпрограмм и тематика развития новых территорий. В сегменте HCV- техники спикер отдельно отметил поддержку газомоторной техники, которая создает свои возможности.

Тема обновление парка — постоянная, но неравномерная. Импульсно накапливается или реализуется отложенный спрос.

Негативные факторы? Их также немало, и они не только продолжаются, но порой усугубляются. Это верно для санкций, которые ограничивают поступление запчастей и компонентов; а равно для технологий и оборудования. Все непросто и с инвестициями, отечественных мало, а наши новые партнеры из Китая не спешат серьезно входить на рынок в плане производства. Давит на рынок и тема утильсбора: даже если в итоге новые меры затронут напрямую лишь легковые автомобили, косвенно они скажутся на комтрансе.

Прогнозы? В теме LCV ожидается типовая динамика с выходом на 110 тыс. единиц при доле российской техники в 92% («Соллерс» посчитан, как российский).

Средние грузовики — пока по четырём мес. динамика стандартная, есть традиционное снижение динамики в мае; но есть и особенность – довольно высокие остатки техники 2023 года, которая продолжает продаваться до сих пор в высоких объемах, «разгружая» склады. Спрос есть, так что прогноз по году был повышен с зимнего на 1-2%; ожидаемая доля российской техники в этом сегменте – 63% при явном лидерстве бренда ГАЗ и очень хорошей реакции рынка на «Компас» и решительном движении вверх от JAC.

Бизнес говорит, бизнес слушает: что обсуждали на выставках COMvex, «СТТ Экспо», «Логистика Экспо» и «СТО Экспо»
По оптимистичному сценарию генерального директора BWG Рината Фатыхова, рынок грузовиков в 2024 году составит 126 000 машин. 

В сегменте тяжёлой техники январский прогноз «Автостат» претерпел максимальную корректировку. Исходные ожидания продолжения роста, пусть и минимального, не оправдываются. Доля техники 2023 года, которыми были забиты склады в конце прошлого года, и теперь продолжаются в приоритетных объемах. Это ситуация продаж в режиме скидок; и после – вряд ли рост, скорее динамика будет нисходящая. Прогноз по году в базовом сценарии – падение в 14-16 % при доле китайской техники в сегменте 70 %. «Надо понимать, рассматривая эти цифры, что сейчас «КАМАЗ» и «Урал» заняты совсем иной производственной программой, не учитываемой в гражданской статистике», — отметил спикер.

Что еще почитать:

Итоги продаж грузовиков: российский авторынок набирает обороты

Подписка на рассылку материалов Автопарка

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное