Российский завод «Бецема» наладил выпуск самосвалов с кузовом «Формат» на шасси Shacman X3000. Трех- и четырехосные строительные грузовики должны прийти на смену привычным аналогам на базе машин европейских марок.
Михаил Ожерельев
Синее небо, желтые стены цехов, а вдали силуэты недавно построенных многоэтажек — логистическая площадка на территории завода «Бецема», пожалуй, самое удачное место для фотосессий большегрузных машин строительного назначения, выпускаемых известным подмосковным предприятием. Именно здесь в 2019 году состоялась презентация самосвала MAN с кузовом «Формат», завоевавшего титул «Самосвал года» в отраслевом конкурсе. Разработанный инженерами «Бецемы» оригинальный кузов с гладкими бортами также получил прописку на Volvo, Mercedes-Benz, Scania. Единичные экземпляры таких машин еще находятся в работе, а вот планы на массовое производство рухнули: летом Евросоюз запретил поставки в Россию грузовиков и спецтехники.
Оперативно реагируя на форс-мажорную ситуацию, инженеры завода «Бецема», отмечающего в этом году 90‑летний юбилей, адаптировали перспективную надстройку для монтажа на КАМАЗы, МАЗы и, разумеется, китайскую технику, на которую у здешних машиностроителей особые виды.
По статистике, китайские марки почти заместили европейские грузовики на российском рынке: их доля в июне достигла 31 %, а за две недели июля и вовсе выросла до 44 %, превысив объемы российских игроков. Вот почему в качестве нового стратегического партнера «Бецемы» всерьез рассматривается марка Shacman. В качестве пробного шара взято две модели самосвальных надстроек: 20‑кубовая на шасси Shacman X3000 с колесной формулой 6х4 и объемом 32 м3 на шасси Shacman X3000 8х4. А показали мне эти машины на той же заводской площадке.
Золотистый металлик Shacman X3000 с серебряным логотипом марки визуально хорошо сочетается с аккуратно покрашенным серым кузовом. Внешний вид автомобиля для перевозчика всегда был способом выделиться. И здесь «Бецема», что называется, бьет в точку. «Наш продукт нацелен на клиентов, которые привыкли к хорошему европейскому подходу, это качественное шасси с европейскими агрегатами и соответствующий кузов», — рассказывает заместитель директора по продажам АО «Бецема» Михаил Кругликов.
Мы имеем дело с новейшей серией грузовиков китайской фирмы Shaanxi Heavy Duty Automobile и очередным плодом ее сотрудничества с компанией MAN. Автомобили этой серии единственные среди аналогичной продукции в КНР соответствуют требованиям европейской сертификации по стандарту ECER29 (испытания на удар грузом).
Китайский автопром у меня всегда ассоциировался с простенькой отделкой и ограниченным внутренним пространством. Но оказавшись в кабине «икс-трехтысячного», я полностью избавился от синофобии: никаких сиреневых оттенков жесткого пластика и фенольных ароматов.
Сиденье водителя фирмы Grammer сделано вполне «по-взрослому», на пневматике, имеет массу регулировок, включая настройку жесткости под вес водителя и поясничную поддержку. У рулевой колонки есть регулировка по вылету и наклону, а мультируль с кожаной отделкой позволяет водителю не отвлекаться от дороги. Комбинация приборов скорее легковая, чем грузовая. Табло бортового компьютера, размещенное между шкалами спидометра и тахометра, сообщает водителю всю важную информацию, от уровня жидкости AdBlue и до текущего расхода топлива. В приборной панели предусмотрены практичные вещевые отделения для мелких вещей и телефонов. В базовое оснащение включен климат-контроль. Кабина имеет северное исполнение, что оптимально для русских зим.
Shaanxi обычно комплектует шасси для самосвалов удлиненными кабинами. Вот и в этот раз мы имеем дело с кабиной в исполнении D'Long со спальным местом. Да-да, здесь полноценный «спальник» шириной 60 см — даже крупный «самосвальщик» сможет удобно устроиться и прикорнуть в ожидании загрузки. Ночью он сможет укрыться от посторонних глаз и ярких фонарей на стоянке за оконными шторками по всему периметру остекления, входящими в базовую комплектацию. Вот только тканевая отделка матраса и сидений чересчур маркая. Учитывая характер работы самосвала, такой интерьер будет требовать регулярной химчистки либо рискует быстро потерять аккуратный вид.
Похвалю отличный педальный узел: усилия небольшие и реактивные, не забыли и про площадку для отдыха левой ноги — в нужном месте и нужного размера. Безальтернативный вариант трансмиссии — 12‑ступенчатая механическая КП Fast Fuller. Ее массивный рычаг поместился на моторном тоннеле. Шесть положений рычага, два положения лепестка демультипликатора — привод переключения работает четко, но смею предположить, что многие водители грузовиков уже забыли о подобных манипуляциях. Теперь придется вспоминать. Я порулил одним из самосвалов по территории завода и поработал рычагом. По ощущениям, первые три передачи в КП явно «строительные» — имеют очень низкие, буквально «ползучие» передаточные отношения, но когда включаешь четвертую, порожний самосвал устремляется вперед с прытью орловского рысака — перепад значительный.
Четырехосное шасси Shacman SX33186W366C — оптимальная база для 41‑тонного автомобиля. Такие самосвалы сегодня востребованы как никогда. У грузовика усиленная рама: высота сечения лонжеронов составляет 285 мм, толщина профиля — 8 мм. Осевые нагрузки у Shacman X3000 8х4 вполне серьезные: на передние оси по 9500 кг, на заднюю тележку 32 000 кг. Для проезда по дорогам общего пользования груженому автомобилю требуется оформлять разрешение.
Передняя подвеска — рессорная, причем рессоры малолистовые (в пакете 4 листа), задняя — рессорно-балансирная со стабилизатором поперечной устойчивости, что является обычным решением для самосвальной техники. Ведущие мосты Hande, знакомые по КАМАЗ К4, имеют межосевую и межколесные блокировки. Разнесенная главная передача представляет собой двухступенчатый редуктор с передаточным числом 5,62. Тормозные механизмы барабанные, с ABS. Двухконтурная пневматическая система запитана от компрессора с переменной производительностью. Для повышения эффективности тормозной системы предусмотрен моторный тормоз-замедлитель в виде заслонки в выпускной системе.
Трех- и четырехосные шасси Shacman Х3000 оснащаются 11‑литровым дизельным мотором Cummins ISM 11 E5 мощностью 385 л. с., отвечающим нормам Евро-5. Есть варианты с моторами Weichai. Алюминиевый топливный бак объемом 500 л входит в базовую комплектацию.
Самосвальная платформа БЦМ-286 с прямым передним бортом обладает вместимостью 32 м3 — это аналог проекта Volvo Trucks. Самосвальная платформа БЦМ-285 с наклонным передним бортом характеризуется вместимостью 20 м3, аналог проекта Scania. По геометрическим параметрам надстройки больше, чем стандартные европейские. Поэтому такие кузова правильнее называть углевозами.
Среди особенностей новой линейки самосвалов модельного ряда «Формат» инженеры «Бецемы» отмечают повышенную прочность кузова, которой удалось добиться за счет использования высокопрочных сталей Quard и S500. Кроме того, благодаря применению нового материала пропала необходимость в такой конструктивной особенности, как боковые ребра жесткости, а это значит, что снаряженная масса автомобилей стала ниже, а грузоподъемность, наоборот, увеличилась.
Толщина верхнего W-образного пола в стандартном исполнении — 8 мм, боковых, передних стенок и заднего борта — 5–6 мм. Благодаря запатентованной форме днища обеспечивается эффективный подогрев от выпускной системы шасси, что предотвращает налипание породы при экстремально низких температурах. Кроме того, специальная форма двойного днища способствует уменьшению ударной нагрузки на шасси при погрузке материала. Новинка рассчитана на сложные условия эксплуатации, с учетом этого надрамник самосвальной надстройки изготовлен из профиля замкнутого типа толщиной 8 мм и высотой 200 мм. Здесь важно не переборщить, иначе всю нагрузку будет воспринимать рама шасси. Поэтому параметры надстройки точно рассчитываются.
Гидрооборудование на самосвалы Shacman установлено импортное: Binotto (Италия) и HYVA (Польша, Германия). Запасы у поставщиков еще есть, уточняют представители «Бецемы». В марте предприятие разработало антикризисный план, оказавшийся довольно оптимистичным. Формат развивается.
Технические характеристики Shacman X3000 8х4 |
|
Колесная формула | 8х4 |
Снаряженная масса | 20 000 кг |
Полная масса | 41 000 кг |
Габариты (длина/ширина/высота) | 10 350 / 2490 / 3250 мм |
Объем багажника | 770/1710 л |
Колесная база | 3775 мм |
Вместимость кузова | 32 м3 |
Объем топливного бака | 500 л |
Двигатель | дизельный, рядный, с турбонаддувом, Евро-5, 12 700 см3, 385 л. с. при 1800 мин-1, 1825 Нм при 1300 мин-1 |
Коробка передач | механическая,12‑ступ. |
Подвеска (передняя/задняя) | рессорная/рессорно-балансирная |
Тормоза | барабанные, с ABS |
Размер шин | 315/805R22,5 |
Заводская гарантия | 9 месяцев без ограничения пробега |
Межсервисный пробег | 30 000 км |
Конкуренты | Ford 4142D, МАЗ-6516, КАМАЗ-65201 |
Подписка на рассылку материалов Автопарка