![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/04opytnye_ZIL.Moskva.jpg)
На пике своего экономического могущества Советский Союз по ВВП уступал только США, и занимал третье место в мире по производству грузовиков вслед за США и Японией...
Александр Трохачев
![Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 15opytnye_0847.jpg](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/15opytnye_0847.jpg)
Трудно найти в мире другое государство, которое имело бы на своей территории такое количество заводов по производству и промышленной сборке грузовиков собственных марок, как Советский Союз! Их было два десятка: АМУР, БАЗ, БелАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КАЗ, КамАЗ, КЗКТ, КрАЗ, МАЗ, МЗКТ, ММЗ, МоАЗ, НСАЗ, СЗА, ОдАЗ, УралАЗ, ФАЗ, ЯАЗ. Впечатляет?!
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/02opytnye.jpg)
Страна рекордов
Большинство предприятий были на слуху, но некоторые знал ограниченный круг лиц. Среди таких — Автомобили и моторы Урала, Курганский завод колесных тягачей, Фрунзенский автосборочный завод и др. И это еще без учета цельнометаллических фургонов и легких коммерческих автомобилей других марок. По отдельным брендам львиную долю продукции поставляли в Вооруженные Силы (информация по ним была закрытой), остальное направляли в народное хозяйство страны и на экспорт.
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/03opytnye_0099.jpg)
В период 1970‑1990 гг. СССР стабильно в тройку мировых лидеров по производству грузовиков наряду с США и Японией. Например, в 1985‑м маркировку «Сделано в СССР» получили 823 тыс. новых грузовых автомобилей, из которых 39,6 тыс. ед. было отправлено на экспорт.
Пальму первенства по выпуску держал КАМАЗ, который в 1988 г. изготовил без малого 127 тыс. грузовиков с иголочки. В последний год существования (1991‑й) было произведено 665 тыс. ед. большегрузов. В середине 80‑х парк грузовиков в Стране Советов достиг показателя 4 млн ед., и существовали предпосылки для дальнейшего роста, благо потребность в такой технике была велика.
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/05opytnye_KamAZ.jpg)
В последний год IX пятилетки (1971‑1975) объем перевозок грузов автомобильным транспортом в СССР достиг 21 млрд 295 млн тонн. Это составило 80 % от суммарного объема доставки грузов всеми видами транспорта, вместе взятыми. Грузооборот достиг 338 млрд ткм, что неудивительно для страны с самой большой в мире территорией и третьей численностью населения вслед за Китаем и Индией. Через 60 лет после Великого Октября в отрасли автомобильного транспорта СССР было занято свыше 7 млн рабочих и служащих. Тоже своего рода рекордный показатель!
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/06opytnyeA_ZIS-5hleb.jpg)
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/06opytnye_YAAZ-210-avtopoezd.jpg)
Серийно СССР производил абсолютно все виды грузовых автомобилей, от двухосных шасси и седельных тягачей со стандартной колесной базой до карьерных самосвалов огромной грузоподъемности и многоосных спецшасси. Так называемые «сороконожки» строили как носителей кранов большой грузоподъемности, перевозки буровых установок, но прежде всего — для систем вооружения, включая новейшие комплексы ракетных войск специального назначения.
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/07opytnye_MAZ-7906.jpg)
Многие образцы были достойны Книги рекордов Гиннесса. Например, единственное в мире спецшасси МАЗ-7907 с колесной формулой 24х24/16 и газотурбинным двигателем мощностью 1250 л. с. По заказу военных в 1985 году его создало СКБ Минского автозавода (позже — МЗКТ) для монтажа пусковой установки 15У157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2» с межконтинентальной баллистической ракетой РТ-23 УТТХ.
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/08opytnyeMAZ-7907-24x24-1.jpg)
Или пример гражданского машиностроения 1991 года: оснащенный 3150‑сильным двигателем карьерный самосвал БелАЗ-75501 (4х2) собственной массой 200 т, способный перевозить 280 т груза. Вы удивитесь еще больше, если узнаете обо всех засекреченных или скрытых от посторонних глаз и ушей сведениях об опытных образцах советского грузового машиностроения.
![Грузовики СССР: сколько их выпускалось в Советском Союзе (вы удивитесь)](https://5koleso.ru/wp-content/uploads/2023/02/09opytnyeA_BelAZ-75501.jpg)
Но, помимо известных моделей, в СССР создавалось множество экспериментальных и мелкосерийных грузовиков, многие из которых сейчас незаслуженно забыты. О них поговорим в нашей следующей статье.
Продолжение следует...
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Какие «4 миллиарда»? Вы вообще представляете такое количество автомобилей? По-моему там три ноля лишние.