Top.Mail.Ru
WRC. Ралли Кипр. Правь, Британия!

WRC. Ралли Кипр. Правь, Британия!

01.07.2001
Британские раллийные гонщики и команды возвращают себе былую славу. Это подтвердилось и на шестом этапе чемпионата мира, прошедшем на острове Кипр

Мартин Холмс

Британские раллийные гонщики и команды возвращают себе былую славу. Это подтвердилось и на шестом этапе чемпионата мира, прошедшем на острове Кипр.

WRC. Ралли Кипр. Правь, Британия!

Новороссийск Ралли Россия – 2008

© Фото: 5 колесо

Кипр лишь второй раз принимает сильнейших раллистов планеты, однако некоторые моменты уже становятся здесь традиционными: достаточно короткие спецучастки, меньшее, по сравнению с другими ралли, количество сервис-парков, невысокие скорости. Кстати, организаторы попытались сделать гонку более быстрой, но среднюю скорость удалось поднять примерно на 3 км/ч.

Только один спецучасток оказался абсолютно новым, большинство же из прошлогодних были «закручены» в обратном направлении. Важным изменением стал перенос даты ралли — из поздней осени оно перекочевало в раннее лето. Идея проста — приблизить по времени эту гонку к географически близкому «Акрополису». Решилась и проблема миграции зрителей: в субботу и воскресенье одни и те же СУ использовались дважды.

Из технических новинок, появившихся на ралли «Кипр», отметим дебют третьего поколения Peugeot 206 WRC с пятиступенчатой КП, модернизированным турбонагнетателем и доработанным двигателем. Кроме того, инженерам Peugeot Sport удалось «разгрузить» автомобиль почти на пятьдесят килограммов и добиться его лучшей сбалансированности. Пилоты команды получили возможность выбрать новую пятиступенчатую или старую шестиступенчатую коробку передач. Дидье Ориоль от новинки отказался, в шутку заметив: «Не хочу менять стенограмму — я отмечаю там, на какой передаче прохожу каждый отрезок».

Почти все команды решили не проводить накануне ралли продолжительные тесты на Кипре — по полной программе откаталась одна Mitsubishi.

А руководство Ford, беспокоясь за состояние здоровья Карлоса Сайнца, сократило время тестов в Шато Латур, проходивших за неделю до гонки.

Skoda и Hyundai возлагали на ралли «Кипр» особые надежды, поскольку здесь важна не столько скорость, сколько живучесть машины. Тем более что условия в этом году ожидались более сложными, чем в прошлом. «Здесь главное — выбрать правильный темп гонки, а затем поддерживать максимальную концентрацию», — сказал Ричард Бернс. Шеф Prodrive Дэвид Лэпворт добавил: «Важно также иметь хорошо сбалансированный автомобиль, постоянно следить за состоянием шин и не лезть всюду напролом». В общем, речь шла о тактике.

Пять из шести заводских команд выставили по три машины — такого изобилия при нынешних правилах еще не отмечалось. Впервые было заявлено трио от команды Hyundai. В Mitsubishi на третьем автомобиле дебютировал в чемпионате японский гонщик Кацухико Тагучи. Несмотря на то, что на Кипре этап чемпионата мира прежде проводился лишь раз, среди топ-пилотов новичками на этой трассе оказались только Петтер Солберг, Кеннет Эрикссон и Бруно Тири.

В день старта погода не преподнесла сюрпризов — типичный для Кипра солнечный день с температурой около 32°. И правы оказались те, кто ставил тактическую мудрость выше «кавалерийской атаки».

Первым с коварством местного рыхлого грунта столкнулся стартовавший раньше всех Томми Мякинен — его Mitsubishi соскользнула с дороги. Вскоре примеру финна «последовали» Франсуа Делекур и Кеннет Эрикссон. Причем Делекур ехал настолько агрессивно, что отломал рычаг переключения передач.

У Тошихиро Араи возникли проблемы иного характера — он учился управлять чемпионским автомобилем Томми Мякинена. Из-за «острых» настроек дифференциалов Mitsubishi трижды срывался в занос.

Середина дня была отмечена новым вылетом с трассы и окончательным сходом самого Мякинена. Произошло это в не очень быстром правом повороте. В целом тот спецучасток был весьма жестким: Алистер Макрей финишировал с двумя абсолютно «лысыми» колесами. Впрочем, Жиль Паниззи к концу следующего СУ уничтожил все четыре шины.

Относительно повезло Колину Макрею — его Ford Focus заглох после въезда в сервис-парк, где механикам пришлось заменить блок управления двигателем. «Поломка случилась в самом удобном месте», — с удовлетворением отметил Колин.

Лидерство в гонке захватил Маркус Гронхольм. Правда, уже на СУ-3 у него начались проблемы со сцеплением, что осложнило старт на следующем спецучастке. И тут же 16-секундный отрыв финна сократился вдвое.

Этим воспользовался Ричард Бернс: атаковав, он к концу предпоследнего участка дня сократил отставание от лидера до 0,3 секунды. Но здесь неприятность настигла и Ричарда: передний бампер его Subaru зацепил кучу песка, который через воздухозаборник на крыше попал в салон, а там и в глаза пилоту. Тем не менее Бернс закончил день с отставанием от лидера всего на 5,7 секунды.

Пока команды решали тактические и технические вопросы, организаторы боролись с постоянно возникающими чрезвычайными обстоятельствами. Для экипажей, стартовавших в третьем десятке, потребовалось повторное прохождение СУ-1 после того, как на нем загорелась Subaru Аль-Вахаиби. Автомобиль не только застопорил движение, но и едва не вызвал пожар в близлежащем лесу. Затем потребовалось повторное прохождение СУ-3, где также загорелся Peugeot Джона Пападимитру. Последний пожар дня устроил на СУ-6 Петтер Солберг.

На вопрос о том, как ему удалось удержать лидерство, Маркус Гронхольм ответил скромно: «Я все время беспокоился о состоянии сцепления. Если бы я застрял, вряд ли смог бы стартовать вновь». Перспективы Маркус оценивал трезво: «Завтра мы с Ричардом едем первыми, значит, для нас дорога будет особенно скользкой».

Нельзя было не учитывать и еще одно обстоятельство: экипажам предстояло без сервиса проехать 52 километра, включавших четыре спецучастка. Так как правила допускают наличие в автомобиле лишь одного запасного колеса, отношение к шинам должно быть крайне бережным.

Гронхольм постепенно сдавал. «Я слишком заботился о состоянии шин и потерял много времени из-за осторожной езды», — признался Маркус. Зато Ричард Бернс был доволен: «Мы едем лучше, чем ожидали!»

Колин Макрей, стартовавший четвертым, переместился на третью, а затем на вторую позицию. Не отставал и его партнер по команде Карлос Сайнц, показавший лучшее время на трех из первых четырех СУ. Зато на соперников неприятности сыпались, словно из рога изобилия. У Дидье Ориоля, например, заклинило перегревшийся двигатель, а у Кеннета Эрикссона отказал турбонагнетатель. Оба экипажа были вынуждены закончить гонку.

На последнем оставшемся в строю Hyundai Алистера Макрея начались сбои в работе вентилятора. Перегревался мотор и на машине Араи. В Рkoda Армина Шварца потекла тормозная жидкость. Устранить неисправность удалось лишь ценой пенализации за опоздание, но затем забарахлил дифференциал.

Пилоты Ford продолжали атаковать — по итогам дня в лидеры вышел Колин Макрей. Карлос Сайнц тоже не снижал темп. Однако и в стане «голубого овала» произошла потеря — заглох двигатель на машине Франсуа Делекура. Таким образом, лишь команда Рkoda сохраняла полный состав. Но какой ценой! На машине Армина Шварца вдобавок ко всему лопнул тормозной диск. Экипажу пришлось обломком диска «заглушить» тормозной цилиндр, чтобы избежать выскакивания поршня. А Бруно Тири налетел на камень и изрядно повредил подвеску.

Заметим, что у команды Ford была неплохая возможность для контроля над ситуацией. Бернс стартовал перед Макреем, и на заключительном спецучастке дня Колин мог ориентироваться на время, показанное Ричардом. Это помогло бы экипажу Ford «уступить» Бернсу первую стартовую позицию в заключительный день и, соответственно, предоставить Ричарду «честь» поработать бульдозером. С такой задачей Колин справился, обеспечив себе отставание в 3 секунды. Когда же его спросили, кто будет задавать тон в последний день ралли, Бернс или Гронхольм, он, не задумываясь, ответил: «Ни тот, ни другой, а Карлос Сайнц!»

Заключительный день начался с обсуждения эпизода, происшедшего в прошлом году в Австралии. Тогда один из экипажей перед стартом не спецучастке спустил воздух из шины, имитируя прокол, получил положенные пять минут времени для замены колеса и стартовал позже, предоставив соперникам расчищать путь. Было принято совместное решение о запрете смены колес в зоне между пунктом контроля времени и стартом СУ.

Ситуация для Бернса складывалась явно неблагоприятно — на участках с толстым слоем гравия его Subaru здорово скользила, и он с завистью говорил об инженерных решениях, использованных на «фокусах».

Последний день гонки включал четыре участка, которые предстояло пройти дважды. После первых двух в лидеры вышел Макрей, а вот надежды на финальную атаку Сайнца не оправдались. «Я еще могу попытаться, но боюсь, что рассчитывать на победу уже поздно», — прагматично заметил Матадор. И оказался прав.

Подиум ралли «Кипр 2001» был точным повторением аргентинского. Из 22-х спецучастков экипажи Ford выиграли 12 (семь на счету Сайнца, пять — Макрея). Бернс «взял» лишь два СУ. Но, несмотря на второе подряд поражение от соотечественника, уверенность Ричарда не покинула: «Все видели, что когда возникла необходимость идти напролом, я был быстрейшим».

На Кипре Колин Макрей отпраздновал 22-ю победу на этапах чемпионата мира. Его команда покидала остров в отличном настроении: гонщики и автомобили быстры, а шины, пожалуй, не боятся даже пуль. Кстати, о шинах. На счету Pirelli — победы на 16-ти СУ и четыре верхних строчки в таблице результатов.

Группа N

На лидеров группы практически сразу обрушились неприятности. Габриэль Поццо потерял время сначала из-за отливов топлива в поворотах, затем из-за спустившего колеса, а еще позже из-за того, что уперся на спецучастке в машину Абдулы Бахашаба. Из-за проблем с подвеской на восемь минут задержался Манфред Штоль.

Во второй день Поццо вновь столкнулся с перебоями в подаче топлива. Пилот даже попробовал поливать бензонасос водой, но тщетно. Гонку возглавил Густаво Треллес, обошедший Штоля. Поццо на финише был третьим.

Командный Кубок FIA

Количество претендентов на Кубок сократилось с одиннадцати до девяти. Последней «потерей» стал польский гонщик Януш Кулич, решивший не распылять бюджет и сконцентрироваться на национальном чемпионате.

Борьба в группе была драматичной. Первым выбыл лидер Хенрик Лундгаард. Затем перевернулся и загорелся автомобиль Пападимитру. Абдула Бахашаб из-за проблем с дифференциалом весь день довольствовался заднеприводной версией своей Toyota Corolla. В середине первого дня

из-за поломки автомобиля прекратил борьбу Стиг Бломквист. В последний день гонки из соревнования выбыл Фредерик Дор.

Лидировал же с самого начала Паси Хагстрем. Он не только победил в группе, но и финишировал шестым в общем зачете.

Положение в чемпионате после шести этапов

Зачет пилотов
Мякинен — 27 очков, Сайнц — 26, Макрей — 20, Бернс — 15, Рованпера и Ориоль — по 10, Делекур — 9, Луикс — 7, Родстрем и Паниззи — по 6.

Зачет изготовителей
Ford — 50 очков, Mitsubishi — 47, Subaru — 22, Peugeot — 20, Hyundai — 10, Skoda — 7.

Группа N
Поццо — 27 очков, Треллес — 20, Штоль — 12, Жиллет, Вольфридсон и де Сильва — по 10.

Командный Кубок FIA
Team Toyota Castrol Finland — 20 очков, Toyota Castrol T. Denmark — 10, Toyota Team Saudi Arabia — 9, David Sutton (Cars) Ltd и Oman Arab World R.T. — по 6.

Результаты ралли «Кипр»

1. Колин Макрей, Ники Грист (Великобритания, Ford Focus WRC)
2. Ричард Бернс, Роберт Рейд (Ве-ликобритания, Subaru Impreza WRC)
3. Карлос Сайнц, Луис Мойя (Испания, Ford Focus WRC)
4. Тошихиро Араи, Гленн Макнилл (Япония/Австрия, Subaru Impreza WRC)
5. Фредди Луикс, Свеен Смитс (Ве-ликобритания, Mitsubishi Carisma GT)
6. Паси Хагстрем, Теро Гардемайстер (Финляндия, Toyota Corolla WRC)

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное