Top.Mail.Ru
Ралли «Сафари» и Neste Rally Finland. Финский дубль

Ралли «Сафари» и Neste Rally Finland. Финский дубль

20.08.2001
Главными героями двух последних этапов чемпионата мира по ралли стали пилоты из страны Суоми, причем победа Томми Мякинена в Кении до предела обострила соперничество Mitsubishi и Ford как в личном, так и в командном зачетах

Мартин Холмс

Главными героями двух последних этапов чемпионата мира по ралли стали пилоты из страны Суоми, причем победа Томми Мякинена в Кении до предела обострила соперничество Mitsubishi и Ford как в личном, так и в командном зачетах.

Ралли «Сафари»

Что касается интриги, то в зачете пилотов лидерство делили Томми Мякинен (Mitsubishi) и Колин Макрей (Ford), а при оценке шансов сразу же вспоминалась статистика: последние пять лет в Кении побеждали либо Колин Макрей, либо Ричард Бернс (Subaru).

Из 44-х заявленных экипажей стартовал сорок один, все автомобили, кроме двух, имели полный привод и турбонаддув. Из семи заводских команд в Кению прибыли пять.

Что касается персоналий, то весьма решительно поступили в Peugeot — в зачете изготовителей вместо Дидье Ориоля был заявлен Харри Рованпера. «Рованпера — хороший механик,— объяснили журналистам, — а в условиях африканского ралли это может иметь большое значение».

Что до погодных условий, то более низкая, по сравнению с предыдущими годами, температура с лихвой «компенсировалась» разбитыми после ливней дорогами. Правда, метеослужба обещала в дни гонок сухую погоду. Оставалось верить, ибо ни одна из заводских команд не подготовила специальных «грязевых» шин.

Среди немногих, сохранявших спокойствие при слухах о возможных «заплывах», был пилот Рkoda Армин Шварц: «В 87-м, когда команда Audi выиграла ралли, я был здесь и помогал Ханну Микколе и Вальтеру Релю. Ханну тогда дал мне совет — в дождь надо ехать по ручьям воды, так как под ними, как правило, нет мягкой грязи».

Похоже, советы Микколы помогли Армину Шварцу: на первом спецучастке он оказался самым быстрым. «Было очень непросто, — позже рассказывал гонщик. — С вертолета сообщали о лужах, но что под водой — грязь или жесткий грунт — определить невозможно. Кроме того, мы прокололи шину, но хорошо сработал мусс». Кстати, команды, использующие резину Michelin, предпочли ехать с муссом, в то время как клиенты Pirelli от него отказались.

На СУ-1 всего 4 секунды проиграл Шварцу Томми Мякинен. Был доволен и «одноклубник» Армина Бруно Тири, впервые финишировавший на спецучастке кенийского ралли. Хотя он показал лишь девятый результат, команда Рkoda была настроена достойно отметить 100-летие фирмы в автоспорте. Очной борьбы Макрея и Бернса не получилось — за 50 км до финиша первого спецучастка на Subaru Ричарда сломалась стойка амортизатора.

На СУ-2 «выстрелил» дуэт Mitsubishi — Томми Мякинен и Фредди Луикс промчались 50 км спецучастка с одним временем! 9 секунд проиграл им Колин Макрей, однако уже на следующем СУ шотландец потерял надежду на четвертую победу в Африке. Ford дважды вылетал с дороги. Последний раз это произошло в ста метрах от финиша. Колин еще пытался вести автомобиль, передние колеса которого были вывернуты в разные стороны, но не выдержало сцепление.

Неожиданно разразился ливень, но скорости практически не снизились — средняя превышала 120 км/ч. Карлос Сайнц, победитель заключительного, 72-километрового, спецучастка дня, признался, что в грозу ехал 10 километров, практически ничего не видя. Были и драматические эпизоды. Борясь с запотеванием стекол, Дидье Ориоль опустил стекло двери. Встречный поток воздуха оказался настолько шумным, что пилот не расслышал диктовку штурмана, и Peugeot, вылетев с дороги, перевернулся и загорелся. Список потерь дополнили Peugeot Маркуса Гронхольма (отказ рулевого управления) и Subaru Тошихиро Араи (повреждение подвески).

Во второй день ожидалось многообещающее сражение Мякинена и Сайнца, но в середине первого же спецучастка на Ford заглох двигатель. Мякинену об этом тотчас сообщили по радио, и финн снизил скорость. Теперь основной задачей стало довести машину до финиша, хотя и это было нелегко!

У Mitsubishi Луикса периодически отключались то один, то два цилиндра, у «Шкоды» Шварца пропало давление в гидравлике трансмиссии, а Делекур обнаружил на своем Ford неисправность электроники.

Для лидирующего Мякинена особенно сложным стал шестой спецучасток, 85 километров которого включали 138 позиций стенограммы! По словам Томми, это были постоянно чередующиеся съезды с дороги на обочину и обратно.

Седьмой и восьмой СУ выиграл Солберг, хотя слишком часто норвежец оказывался на грани вылета. По-прежнему в строю оставались Шварц и Тири, но на автомобиле Бруно барахлила трансмиссия.

Перед заключительным спецучастком дня команда Mitsubishi в срочном порядке решала проблемы, возникшие на автомобиле Луикса. Работу проделали за 34 минуты, но избежать пенализации за опоздание Фредди не удалось.

Последний день ралли начался плохо. Накануне вечером большинство вертолетов не смогли перебазироваться с севера на юг. В боевой готовности оказалась лишь Mitsubishi, остальным командам было предложено воспользоваться вертолетами организаторов. Все это вызвало суматоху, сбой графика и, как следствие, отмену одного из СУ.

Продолжала «буйствовать» техника: на Mitsubishi Луикса через 2 километра после старта отказала турбина, и он вынужден был почти 100 км тащиться до сервис-парка. Еще хуже обстояли дела у Солберга — на Subaru отвалилось правое переднее колесо. Экипаж попытался продолжить гонку, но, поняв тщетность этого, предпочел сойти.

С Бруно Тири специфика африканского ралли также сыграла дурную шутку — ему пришлось 70 км ехать с неисправным гидроусилителем руля, и на финише СУ Бруно просто потерял сознание. Кроме того, было пробито переднее колесо. Но злоключения Бруно не кончились. На последнем спецучастке, когда уже казалось, что свой юбилей команда отметит финишем двух автомобилей, Рkoda Тири угодила в канаву. Зато его коллега Армин Шварц закончил ралли «Сафари» 3-м — это первый подиум Рkoda в полноценной программе чемпионата мира.

Что касается Peugeot, то руководство команды не пожалело, что заявило финского пилота Харри Рованперу в зачете изготовителей. Правда, финишировал он буквально на честном слове: сначала начались проблемы с карданными валами, а вскоре и центральный дифференциал подал признаки кончины.

Но даже после финиша второе место Рованперы оставалось под большим вопросом — командой Ford был подан протест. Дело в том, что на одном из пунктов КВ штурман Харри почему-то решил, что судьи в протоколе отметили неверное время, и экипаж повторно въехал в контрольную зону, что строго запрещено правилами.

Казалось бы, какое дело не добравшимся до финиша фордовцам? На самом деле ларчик просто открывался: при дисквалификации заявленного в заводском зачете экипажа Рованперы команда Ford опережала бы Peugeot на 40, а не на 34 очка. Хотя при этом переместившийся с пятого на четвертое место Фредди Луикс принес бы Mitsubishi не три, а четыре очка, увеличив преимущество перед Ford. Ясность внес директор M-Sport Уилсон: «С учетом прошлогодних результатов мы считаем, что Peugeot представляет для нас б€ольшую опасность, нежели Mitsubishi». Вот так…

Тем не менее результаты ралли остались без изменений. Победа Мякинена стала 23-й на этапах чемпионата, и по этому показателю Томми догнал Сайнца, Макрея и Канккунена.

Neste Rally Finland

Среди пилотов «летающей» нации претендентов на победу было немало. Особой мотивацией располагал лидер чемпионата Томми Мякинен, опережавший на десять очков Колина Макрея, тем более что в зачете изготовителей преимущество Mitsubishi перед Ford составляло всего 6 очков. Усилил ряды «красно-белых» еще один финн, экс-пилот Seat и Peugeot Тони Гардемайстер.

Состав команды Ford не изменился: в заводском зачете заявлены Колин Макрей и Карлос Сайнц, в личном — Франсуа Делекур.

А вот в Peugeot вновь не у дел оказался Дидье Ориоль. Как и в Кении, в командном зачете к Маркусу Гронхольму присоединился Харри Рованпера. «Мы в Финляндии, а посему реально смотрим на вещи», — пояснил директор команды Жан-Пьер Николя. Кстати, для Рованперы это был 50-й старт на этапах чемпионатов мира.

Subaru в командном зачете заявила Ричарда Бернса и Петтера Солберга. Несмотря на прошлогодний «краш-тест», Бернс надежд не скрывал: «Это одно из трех любимых мною ралли!» Третьим в команде был экипаж Маркко Мартина.

В Рkoda Motosport партнером Армина Шварца и Бруно Тири стал... 55-летний Стиг Бломквист. Гонщик впервые выступил здесь 36 лет назад на автомобиле Saab, а в 1971 году победил на ралли «1000 озер». «Когда я услышал, что Маркку Ален стартует на Ford Focus WRC, подумал, а почему бы и мне не сесть за руль “уорлд ралли кар”», — шутил Бломквист. Он имел в виду еще одну легендарную личность — 50-летнего Маркку Алена, чемпиона мира 1978 года, шестикратного победителя ралли «1000 озер». Последнюю гонку он провел в 1993 году, выступая за Subaru, и вот вновь вышел на старт — в составе частной команды Blue Rose Team.

К услугам еще одного ветерана, 44-летнего Юхи Канккунена, обратилась Hyundai. В заводском зачете команды были заявлены Юха и Кеннет Эрикссон. В личном — Алистер Макрей, для которого, как и для Рованперы, эта гонка стала пятидесятой.
Из топ-команд отсутствовала только Сitroen.

Характерная особенность ралли, стартующего в центре Финляндии, городе Ювяскюля, — жесткие и быстрые грунтовые дороги. Ошибок они не прощают. Трасса ралли, уходящая в первый день на северо-восток от Ювяскюля, а в последующие два дня — в западном направлении, включает 406 км СУ. В стартовой ведомости — 160 экипажей, среди них три российских: Станислав Грязин — Дмитрий Еремеев, Алексей Ханович — Сергей Таланцев, Юрий Сидоренко — Олег Крылов.

Ралли в Финляндии — событие национального масштаба. Суровый таможенник на финской границе, узнав о цели моей поездки, спросил: «Как думаешь, кто победит?» И, не дожидаясь ответа, уверенно произнес: «Томми Мякинен!». Да, в Финляндии исторически побеждают финны...

В самом Ювяскюля слова «Neste Rally» служат паролем. Как-то в поисках дороги к пресс-центру я обратился за помощью к пожилой даме. Она тут же, явно вопреки своим планам, предложила следовать за ее автомобилем...

О многом говорит то, как толпы болельщиков отправляются на спецучастки. Идут с рюкзаками, сумками-холодильниками, складными стульчиками и даже со стремянками. Обязательно — приемник, по которому звучит репортаж с трассы, а также флаги и плакаты в поддержку кумиров.

В общем, дни национального праздника, короткий период, в котором тесно переплетены моменты триумфов и разочарований.

А повод для разочарований не заставил себя ждать. На первом же СУ, в четырех километрах от старта, Mitsubishi Томми Мякинена цепляет обочину, затем дерево и с разбитой подвеской заканчивает гонку, практически ее не начав. «Было сюрпризом увидеть Томми на обочине, но мы не должны расслабляться», — прокомментировал событие Колин Макрей.

После двух спецучастков сложилась любопытная ситуация: лидирует Харри Рованпера, за ним — Маркус Гронхольм и Ричард Бернс, а вот четвертую позицию занимает пилот частной команды Яни Паасонен на Ford Focus WRC. Еще один «частник», Себастьян Линдхольм (Peugeot 206 WRC), на седьмом месте. Пятую и шестую позиции занимают Мартин и Сайнц.

Но вся гонка впереди. «Спецучастки в отличном состоянии, и у нас нет проблем. А сход Мякинена вновь увеличил мои шансы в борьбе за чемпионский титул», — уверял Ричард Бернс. Тем не менее уже после третьего участка Рованпера и Гронхольм меняются местами, Бернса опережает Паасонен, дальше Мартин, Линдхольм, Ориоль. Три заводских Ford Focus RC WRC пока лишь на 8-м (Сайнц), 10-м (Макрей) и 14-м (Делекур) местах.

В это время к решительным действиям переходит Ричард Бернс и после СУ-8 становится лидером ралли. Теперь в роли догоняющего оказывается Маркус Гронхольм, от которого, в свою очередь, всего на десять секунд отстает Маркко Мартин.

Заканчивается день суперспецучастком в Ювяскюля. Лидирует Бернс, далее — Гронхольм (+3,5 с), Мартин (+13,6), Ориоль (+29) и Рованпера (+35,1).

В группе N впереди финн Иоко Пухакка, опережающий лидера чемпионата, Габриэля Поццо, более чем на три минуты. Весь первый круг Габриэля донимали проблемы то с двигателем, то с тормозами.

В классе Super 1600 впереди Себастьян Лоэб на Сitroen Saxo.

Из 63-х стартовавших на этом ралли Mitsubishi Lancer Evolution лишь одна машина была моделью Evo VII. «Не думал, что смогу стартовать, так как накануне разбил свою «седьмую эволюцию», — рассказывал пилот «дебютантки» Вакуджиро Кобаяси. — Но я успел купить новую Evo VII!» На СУ-3 этот «камикадзе» уложил в кювет свое новое приобретение. Чем не рекорд — один человек сумел «разложить» сразу две Evo VII! К сожалению, есть потери и у наших ребят — сошел экипаж Юрия Сидоренко.

Второй круг включал 180 км СУ. На первом же спецучастке сменился лидер — буквально через 5 километров после старта на Subaru Бернса стали спускать шины. В результате он уступил Гронхольму больше 15-ти секунд. Быстрее поехал Колин Макрей, а Мартин начал день с третьей позиции — лучший результат в его карьере.

После шести спецучастков второго дня Гронхольм выигрывает 18,5 секунды у Рованперы, 20 секунд — у Бернса и 27,9 — у Макрея. «Частники» по-прежнему готовы дать бой «заводчанам»: Себастьян Линдхольм на восьмом месте, а пилоты двух Toyota Corolla WRC Юусо Пукалисто и Паси Хагстрем на десятом и одиннадцатом — впереди Луикса, Гардемайстера, Делекура. На пятую позицию откатился Маркко Мартин, схлопотавший 10 секунд пенализации за опоздание, вызванное ремонтом.

Сменился лидер и в группе N. Пухакка налетел на дренажную трубу, пробил шину, повредил подвеску и оказался на 4-м месте. Зачет возглавил финн Джони Ампуйя, опережающий на 28,4 с чемпиона Великобритании Марко Ипатти.

В Super 1600 по-прежнему лидировал Лоэб.

К сожалению, в гонке не осталось наших экипажей. 13-й спецучасток стал поистине несчастливым для Алексея Хановича. Станислав Грязин после СУ-16 занимал 36-е место в «абсолюте» и 8-е в группе N, но... На СУ-17 — «крыша», серьезно поврежден автомобиль, травма у штурмана Димы Еремеева.

Заключительный день ралли, последние три спецучастка, ставшие самыми драматичными. Гронхольм, опережавший Рованперу на 14,2 секунды, увеличивает отрыв до 22,5. На следующем СУ Харри восстанавливает статус-кво — их разделяют 14,6 с. И вот финальный спецучасток... «Наши проблемы начались еще утром и были вызваны пустяком — неисправностью клапана амортизатора, — рассказывал раздосадованный Рованпера. — Я знал, что на последнем спецучастке невозможно ехать быстрее, но мы старались...» Не лучшее настроение было и у Гардемайстера, поймавшего «крышу» на заключительном СУ.

А Маркус Гронхольм второй год подряд выиграл Neste Rally Finland. «Для меня это была самая боевая гонка в сезоне, — признался он позже, — хотя особого давления со стороны соперников я не ощущал. Важно было не допустить ошибок на двух последних СУ. Вкус победы упоителен, но мне немного грустно за Харри».

Что ж, все логично: в Финляндии побеждают финны.

Редакция рекомендует:






(3 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное