Боьшой приз Монако. История, легенда, символ «Формулы-1». Если хотите, заклинание
Станислав Шустицкий
На финише этой гонки пилоты не получают бонусных очков, а потому, с точки зрения турнирной арифметике, она абсолютно ничем не отличается от 19-и других в нынешнем сезоне. Но о какой арифметике можно говорить, если речь идет о Большом призе Монако? И если величиной княжества Монако географы любят измерять территории небольших стран, то победа на улицах Монте-Карло сразу становится высочайшей вехой в истории «Формулы-1». А потому и напряжение в этот гоночный уик-энд просто зашкаливает. Говорить об отличии трассы, проложенной по улицам Монте-Карло, не приходится – это просто другая история. Сравнения с Мельбурном, или, скажем, с Монреалем здесь не годятся. И, казалось бы, в любой из гонок сезона пилоты должны сохранять максимальную концентрацию, но победа в Монте-Карло возможна лишь с использованием дополнительных резервов. Не случайно трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт заметил, что победить в Монако не сложно, нужно лишь быть психологически стойким. А уж Джеки это знает не понаслышке – на узких улочках княжества он побеждал трижды.
Гран-при Монако
© Фото: ESPN F1
Пятница здесь традиционно отдается под всякого рода промо-мероприятия, а две первые серии свободных заездов проходят в четверг. Первую часть свободной практики нынешнего Гран-при Монако большинство команд посвятили настройкам болидов – опять-таки дань особому характеру трассы. В этой части отсутствовал лишь Кими Райкконен – из-за неподходящей настройки рулевого управления финн проехал лишь один круг, после чего вернулся в боксы для ремонтных работ. Сессия была прервана досрочно из-за того, что на машине Хейки Ковалайнена отказал двигатель, и трасса оказалась забрызганной маслом. А вот во второй части свободной тренировки, когда команды предполагали серьезно поработать с шинами, пошел дождь.
Гран-при Монако
© Фото: ESPN F1
Результаты первой сессии свободных заездов
1. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:16.265 |
2. Р. Грожан |
Lotus |
1:16.630 |
3. С. Перес |
Sauber |
1:16.711 |
4. Л. Хэмилтон |
McLaren |
1:16.747 |
5. П. Мальдонадо |
Williams |
1:16.760 |
6. Ф. Масса |
Ferrari |
1:16.843 |
7. К. Кобаяши |
Sauber |
1:17.038 |
8. Д. Баттон |
McLaren |
1:17.190 |
9. С. Феттель |
Red Bull |
1:17.222 |
10. Н. Росберг |
Mercedes |
1:17.261 |
11. М. Шумахер |
Mercedes |
1:17.413 |
12. Н. Хюлкенберг |
Force India |
1:17.631 |
13. М. Уэббер |
Red Bull |
1:18.106 |
14. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
1:18.209 |
15. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
1:18.252 |
16. П. ди Реста |
Force India |
1:18.302 |
17. Б. Сенна |
Williams |
1:18.617 |
18. Х. Ковалайнен |
Caterham |
1:19.039 |
19. В. Петров |
Caterham |
1:19.341 |
20. Н. Картикеян |
HRT |
1:20.838 |
21. Ш. Пик |
Marussia |
1:20.895 |
22. Т. Глок |
Marussia |
1:21.638 |
23. П. де ла Роса |
HRT |
1:22.423 |
24. К. Райкконен |
Lotus |
— |
Еще во время свободных заездов на машине Виталия Петрова отказала система KERS
© Фото: ESPN F1
Еще одно событие в Монте-Карло – открыт салон суперкаров Marussia
© Фото: ESPN F1
Льюис Хэмилтон – четвертый в квалификации. А вот его партнер Дженсон Баттон пройти в «финальную» десятку не сумел
© Фото: ESPN F1
Результаты второй сессии свободных заездов
1. Д. Баттон |
McLaren |
1:15.746 |
2. Р. Грожан |
Lotus |
1:16.138 |
3. Ф. Масса |
Ferrari |
1:16.602 |
4. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:16.661 |
5. П. Мальдонадо |
Williams |
1:16.820 |
6. Н. Росберг |
Mercedes |
1:17.021 |
7. М. Уэббер |
Red Bull |
1:17.148 |
8. К. Кобаяши |
Sauber |
1:17.153 |
9. М. Шумахер |
Mercedes |
1:17.293 |
10. С. Феттель |
Red Bull |
1:17.303 |
11. Л. Хэмилтон |
McLaren |
1:17.375 |
12. П. ди Реста |
Force India |
1:17.395 |
13. Б. Сенна |
Williams |
1:17.655 |
14. Н. Хюлкенберг |
Force India |
1:17.800 |
15. С. Перес |
Sauber |
1:18.251 |
16. В. Петров |
Caterham |
1:18.440 |
17. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
1:18.522 |
18. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
1:18.808 |
19. К. Райкконен |
Lotus |
1:19.267 |
20. Т. Глок |
Marussia |
1:19.309 |
21. Х. Ковалайнен |
Caterham |
1:20.029 |
22. Ш. Пик |
Marussia |
1:20.240 |
23. П. де ла Роса |
HRT |
1:20.631 |
24. Н. Картикеян |
HRT |
1:20.886 |
Третья сессия свободных заездов прошла в интенсивной работе над сравнением двух составов шин, предоставленных командам компанией Pirelli. Как уже было сказано, в Монте-Карло впервые в этом сезоне будут использоваться шины с составом Super Soft. Тренировка проходила в по-настоящему атакующем стиле – контакты с рельсом безопасности записали на свой счет Пол ди Реста, Тимо Глок, Себастьян Феттель и Серхио Перес. Серьезно повредил автомобиль Пастор Мальдонадо. И отдельная история о том, как поссорились Серхио и Пастор, и что из этого вышло. Сначала они не поделили между собой узкую улочку Монте-Карло. Пастор в это время был на быстром круге, и посчитал Серхио виновным в том, что этот круг испорчен, после чего, на очередном круге, заблокировал мексиканца. Не знаю уж, насколько справедливым было решение стюардов, среди которых был и Найджел Мэнселл, но в суровости тому самому решению не откажешь – Мальдонадо отодвинули на стартовой решетке разом на десять позиций.
Росберг, Шумахер, Уэббер… Но с первой линии стартового поля стартуют Нико и Марк
© Фото: ESPN F1
Третья сессия свободных заездов финишировала под красными флагами
© Фото: ESPN F1
Результаты третьей сессии свободных заездов
1. Н. Росберг |
Mercedes |
1:15.159 |
2. Ф. Масса |
Ferrari |
1:15.197 |
3. С. Феттель |
Red Bull |
1:15.209 |
4. Ф. Алонсо |
Ferrari |
1:15.210 |
5. Р. Грожан |
Lotus |
1:15.445 |
6. Д. Баттон |
McLaren |
1:15.471 |
7. Л. Хэмилтон |
McLaren |
1:15.734 |
8. М. Шумахер |
Mercedes |
1:15.893 |
9. С. Перес |
Sauber |
1:16.110 |
10. М. Уэббер |
Red Bull |
1:16.219 |
11. Ж. Вернь |
Toro Rosso |
1:16.226 |
12. К. Райкконен |
Lotus |
1:16.301 |
13. К. Кобаяши |
Sauber |
1:16.311 |
14. Д. Риккардо |
Toro Rosso |
1:16.479 |
15. Н. Хюлкенберг |
Force India |
1:17.027 |
16. Б. Сенна |
Williams |
1:17.055 |
17. Х. Ковалайнен |
Caterham |
1:17.276 |
18. П. ди Реста |
Force India |
1:17.390 |
19. В. Петров |
Caterham |
1:17.404 |
20. Т. Глок |
Marussia |
1:18.259 |
21. П. Мальдонадо |
Williams |
1:18.488 |
22. Ш. Пик |
Marussia |
1:19.099 |
23. Н. Картикеян |
HRT |
1:19.147 |
24. П. де ла Роса |
HRT |
1:19.151 |
Фелипе есть о чем подумать…
© Фото: ESPN F1
Переоценить значение квалификации в Монте-Карло невозможно. Обгонять здесь практически невозможно, вести автомобиль нужно с точностью до сантиметра, а малейшая ошибка чревата контактом с рельсом безопасности. В ходе квалификационной сессии вероятность контактной борьбы с друзьями – соперникам невысока, но компромисс между атакующим стилем (а иначе здесь нельзя показать хороший результат) и осторожностью необходим. В общем, нужна та самая психологическая устойчивость, о которой говорил Джеки Стюарт. А сохранить ее, ой, как трудно! К примеру, каким должен был быть настрой на квалификацию у Михаэля Шумахера, если еще в Барселоне он узнал, что имеет дисциплинарное наказание за столкновение с Бруно Сенной на испанском Гран-при? При этом Михаэль еще в четверг говорил о том, что стартовать собирается с шестой (с учетом штрафа) позиции, а гонку постарается выиграть. Вот так. Это к слову о психологической устойчивости… …Позади лишь пять минут первой квалификационной сессии, а на трассе красные флаги – заезд остановлен из-за того, что Серхио Перес разбивает подвеску своего автомобиля о рельс безопасности. Уже после квалификации главный гоночный инженер Sauber Джампаоло Далл’Ара рассказал, что в команде разбираются, что привело к аварии: ошибка Серхио или техническая неисправность. Перес и стал «седьмым лишним», который присоединился к уже привычным парам из Caterham, Marussia и HRT.
Эвакуация автомобиля Пастора Мальдонадо после аварии в свободных заездах
© Фото: ESPN F1
Кстати, Хейкки Ковалайнен едва не повторил результат Гран-при Бахрейна – до попадания во вторую сессию ему не хватило 0,047 секунды. Наш Виталий Петров уступил своему партнеру по команде 0,134 секунды и квалифицировался на 19-м месте. Вторая сессия квалификации вновь дала пищу для разговоров о дальнейшей судьбе в «Формуле-1» Фелипе Массы и Михаэля Шумахера. Несмотря на то, что и Лука ди Монтедземоло, и Росс Браун корректно заявляют, что замен в командах по ходу сезона не предвидится, журналисты вовсю обсуждают шансы вероятных кандидатов на места Фелипе и Михаэля. Так вот, единственным, кто во второй части квалификации вышел из 1 минуты 15 секунд был Масса. Шумахер показал восьмое время, но, при этом, в одной секунде разместились одиннадцать пилотов! Плотность результатов и накал борьбы были просто потрясающими! Достаточно сказать, что Кими Райкконен сумел пробиться в заветную десятку лишь в самом конце сессии. А ведь в скорости Lotus уже никто не сомневается. При этом из десятки, сражающейся за поул, лишь Себастьян Феттель во второй сессии проехал больше кругов, чем пилоты Lotus: у Феттеля 12 кругов, а у Грожана и Райкконена – по 10. В заключительной части квалификации только Себастьян Феттель решил борьбе за поул предпочесть режим экономии шин, все же остальные сражались бескомпромиссно. Стартовая позиция в Монте-Карло крайне важна! И поул-позишн, 69-ю в карьере, завоевал Михаэль Шумахер! Вот так. Сказал, что будет стартовать с шестой позиции, и сделал. Теперь семикратному чемпиону мира осталось исполнить и второе намерение. Но не исключено, что своей формально второй, а на деле первой стартовой позицией сумеет воспользоваться Марк Уэббер. Ведь мы уже привыкли к тому, что каждый Гран-при нынешнего сезона имеет нового победителя. Да и вряд ли свой испанский успех сможет повторить Пастор Мальдонадо: к его наказанию за конфликт с Пересом был добавлен и штраф технический – за замену коробки передач на его Williams он был наказан потерей еще пяти позиций на стартовой решетке. И стартовать ему придется с 24-й позиции.
Результаты квалификации
1. М.Шумахер |
Mercedes |
1:15.873 |
1:15.062 |
1:14.301 |
2. М.Уэббер |
Red Bull |
1:16.013 |
1:15.035 |
1:14.381 |
3. Н.Росберг |
Mercedes |
1:15.900 |
1:15.022 |
1:14.448 |
4. Л.Хэмилтон |
McLaren |
1:16.063 |
1:15.166 |
1:14.583 |
5. Р.Грожан |
Lotus |
1:15.718 |
1:15.219 |
1:14.639 |
6. Ф.Алонсо |
Ferrari |
1:16.153 |
1:15.128 |
1:14.948 |
7. Ф.Масса |
Ferrari |
1:15.983 |
1:14.911 |
1:15.049 |
8. К.Райкконен |
Lotus |
1:15.889 |
1:15.322 |
1:15.199 |
9. П.Мальдонадо |
Williams |
1:16.017 |
1:15.026 |
1:15.245 |
10. С.Феттель |
Red Bull |
1:15.757 |
1:15.234 |
Без результата |
11. Н.Хюлкенберг |
Force India |
1:15.418 |
1:15.421 |
|
12. К.Кобаяши |
Sauber |
1:15.648 |
1:15.508 |
|
13. Д.Баттон |
McLaren |
1:16.399 |
1:15.536 |
|
14. Б.Сенна |
Williams |
1:15.923 |
1:15.709 |
|
15. П.ди Реста |
Force India |
1:16.062 |
1:15.718 |
|
16. Д.Риккардо |
Toro Rosso |
1:16.360 |
1:15.878 |
|
17. Ж.Вернь |
Toro Rosso |
1:16.491 |
1:16.885 |
|
18. Х.Ковалайнен |
Caterham |
1:16.538 |
||
19. В.Петров |
Caterham |
1:17.404 |
||
20. Т.Глок |
Marussia |
1:17.947 |
||
21. П.де ла Роса |
HRT |
1:18.096 |
||
22. Ш.Пик |
Marussia |
1:18.476 |
||
23. Н.Картикеян |
HRT |
1:19.310 |
||
24. С.Перес |
Sauber |
Без результата |