Top.Mail.Ru
Солидолы, автолы и нигролы: для чего в СССР применялись эти смазки

Солидолы, автолы и нигролы: для чего в СССР применялись эти смазки

20.06.2024
Название этих смазок, без которых в СССР не обходился ни один автолюбитель, сейчас помнят разве что старожилы. А что это за смазки и как их применяли?

Редакция

Впервые термин «Автол» возник в 1920-х годах. Тогда выпускались три сорта моторных масел – летнее «Автол М» для новых двигателей, летнее «Автол Т» повышенной вязкости для изношенных двигателей, и наименее вязкое зимнее, – «Автол Л». Ближе к 1940-м годам слово «автол» окончательно слилось с понятием «автотракторное моторное масло», в каковом значении вошло даже в официальные документы. В 1970-е и последующие годы слово «Автол» использовалось больше по привычке: автохозяйства получали смазочные материалы в безликих емкостях, а потому автолами могли называть любое масло, предназначенное для использования в системе смазки двигателя. 

Минеральные моторные масла M8В, как производные от автолов, существуют по сей день, отличаясь от предков технологией изготовления, составом и спектром применения. Они идеально подходили для автомобилей марок ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ с нефорсированными двигателями. Сегодня их могут использовать для крупногабаритных промышленных машин, а также в лодочных моторах, мотоблоках и многих других агрегатах. 

Нигрол в былые времена применялся для смазки коробок передач и мостов тракторов, а также гражданских и военных грузовиков. Масло производилось на основе вязких фракций нефти (асфальтового гудрона), поэтому стоило очень дешево. С развитием автомобильной техники динамика всех механизмов возросла, а потому использование «Нигрола» было запрещено сначала для задних мостов с гипоидными передачами, а позже – для всех автомобильных трансмиссий. Основные недостатки нигролов глазами современника – это плохие противозадирные характеристики, высокая вязкость и низкий ресурс. Из плюсов отмечались низкая стоимость и неплохие антикоррозионные свойства.  Такую вязкую смазку использовали как консервант для зимнего хранения ремонтно-дорожной и сельскохозяйственной техники. Отметим, что трансмиссионную смазку с подзаголовком «Нигрол» или даже масло с таким названием продолжают массово выпускать и сегодня. Подобные продукты рекомендуют для тихоходных промышленных механизмов (лебедок, конвейеров, подъемных кранов, редукторов), а также для сеялок, веялок и косилок.

Что касается солидолов, то это – пластичные смазки с рабочей температурой до 90 °C, которую применяли преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости, но не испытывающих нагрева (рессорные пальцы, шкворни, шарниры рулевых тяг), а также как средство для консервации. Шприцевание автомобилей вроде Победы или Волги проводили при помощи рычажно-плунжерного шприца, нагнетавшего смазку в узлы через пресс-маслёнку (ранее она называлась «тавотница», от старого названия солидола). При этом новая порция смазки не только смазывала шарнир, но и выдавливала из него загрязнение вместе со старой смазкой. Кроме того, солидолы использовали для смазки разнообразных малонагруженных пар скольжения с плохой доступностью – элементов замков дверей, стеклоподъёмников, а также разнообразных рычагов — ручного тормоза, втулок педалей, шарниров дверей, защёлок, замков багажника, салазок сидений и т.п.

Солидолы, автолы и нигролы: для чего в СССР применялись эти смазки

Благодаря высоким водоотталкивающим свойствам, солидолы широко применяются в качестве консервационной смазки для длительного хранения металлических деталей и инструмента, особенно изготовленного из быстрорежущих сталей. Тавотом, в частности, смазывали в целях консервации артиллерийские снаряды. А относящаяся к солидолам графитная смазка, благодаря электропроводности, применялась для смазывания токопроводящих элементов – антенн и клемм аккумуляторной батареи. Впоследствии солидол был вытеснен из большинства технологических процессов более современными смазочными веществами, которые способны работать при более высоких температурах и лучше сохранять стабильность. При этом там, где можно применять солидол, его востребованность невозможно переоценить из-за низкой стоимости и достаточно высокого качества, особенно по водостойкости.

Причинами, по которым промышленность прибегает к применению новых смазочных материалов, стало увеличение скоростных и температурных режимов, а также использование новых технологий ресурсного смазывания, требующего от смазки высокой стабильности и продолжительности действия. Лучшая современная альтернатива солидолам – Литол-24, ЦИАТИМ-201, Униол-2 и т.п.

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное