«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей

фото: Музей истории ГАЗ, Архив «За рулём», историко-мемориальная группа «ЗИЛ: Завод И Люди», Detroit public library, Digitaltmuseum.se/Arne Sundström, Leif Höegh & Co., Paramaunt pictures, portofgothenburg.com, Sjöhistorisk museet, Škoda auto media room, Thehenryfordmuseum.org, Toyota-global.com, Wikipedia/Jean-Pierre Bazard, соцсети / 13.09.2023
Расскажем, как зарождались и до какого уровня доведены сегодня перевозки автомобилей водными путями планеты.

Денис Орлов

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей

Автомобиль — не просто средство передвижения, как утверждал Остап Бендер, но ещё и… груз. Точнее — генеральный груз, как называют моряки. А поскольку поверхность нашей планеты на 71 % покрыта водой, неудивительно, что слово «отгрузка» в английском языке имеет тот же корень, что и судно: shipment. И не важно, отправятся ли дальше новенькие автомобили своим ходом либо на автовозе, либо поездом, либо в трюме роскошного четырёхтрубного лайнера, отчаливающего 10 апреля 1912 года в 12:00 из Саутгемптона в Нью-Йорк.

Собственно, интерес к особенностям перевозки автомобилей на кораблях и возник впервые в связи с трагедией «Титаника». Катализатором этого интереса стал некто Уильям Эрнест Картер из городка Брюн Мавр, штат Пенсильвания. Мистер Картер вез домой новенький, только приобретённый во Франции автомобиль Renault 12 CV Type CB с кузовом coupe de ville и целым ящиком запчастей.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Лайнер «Титаник» в Саутгемптоне (Великобритания). Это ещё не начало конца, а только начало ходовых испытаний.

Мистер Картер оказался одним из немногих чудом уцелевших в катастрофе «Титаника» мужчин. Вполне обоснованно он обратился в страховую компанию Lloyd за возмещением, оценив автомобиль в $5000. И получил их. Вслед за этой историей достоянием газет стали и другие подробности жизни мистера Картера: например, что вместе с автомобилем утонул и его личный шофёр Аугустус Элдворт.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Газета New York Tribune 20 апреля 1912 года опубликовала схему «Титаника» с предполагаемым расположением пробоины. Аккурат на месте чёрной стрелки находится трюм, где стоял Renault 12 CV Type CB Coupe de Ville мистера Картера.

Западному обществу свойственно придумывать себе фетиши, на которых затем кое-кому удаётся неплохо подзаработать. Фильм «Титаник» студии Paramount Pictures в 1997 году получил 11 Оскаров и вызвал настоящий бум интереса к затонувшему пароходу.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Погрузка Renault 12 CV Type CB Coupe de Ville на «Титаник». Это не оригинальный автомобиль, а репликар. Кадр из фильма Titanic (режиссёр Джеймс Кемерон, кинокомпания Paramount Pictures, 2007 год).

Романтическая история, «мягкое» ретро. Именно в Renault 12 CV Type CB Coupe de Ville в трюме «Титаника» уединяются герои Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. Эту сцену режиссёр Джеймс Кэмерон ввёл в картину лично: по статистике, половина американцев в первый раз занимаются сексом в автомобиле. Близкий, понятный зрителю сюжет. 

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Послуживший прототипом при постройке игрового репликара подлинный Renault 12 CV Type CB Coupe de Ville выпуска 1912 года — в общем, довольно ординарный для своего времени — в 2008 году был продан с аукциона RM Sotheby’s за невероятные $269 500. Вот она, чудодейственная сила искусства! Сегодня принадлежит коллекционеру Дональду Бернштейну.

К моменту катастрофы «Титаника» автомобили перевозили по морям и океанам уже лет пятнадцать. Иначе как бы попал на Всемирную выставку в Чикаго (World’s Columbian Exposition) 1893 года германский Benz Velocipede? Притом, что до 23 июля 1903 года ни одному автомобилю не удавалось пересечь США от побережья до побережья! И как оказался в Токио австро-венгерский Laurin & Klement Typ G2 образца 1908 года — даже если предположить, что основной путь груз преодолел по Транссибирской железной дороге, всё равно затем необходимо было плыть по Японскому морю.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Benz Velocipede или просто Velo — первый в мире серийный легковой автомобиль, 1893 год. И первый, увиденный Генри Фордом, на Всемирной выставке в Чикаго. Теперь этот (или такой же) Benz Velo хранится в музее Генри Форда в Дирборне.

Находились ли автомобили в трюме лайнера «Лузитания», следовавшего из Нью-Йорка в Ливерпуль и торпедированного германской подлодкой U-20 у берегов Ирландии? Это случилось 7 мая 1915 года. Тогда из 1960 находившихся на борту утонуло 1197. Среди погибших был и американский миллионер Альфред Гвен Вандербильт, брат которого являлся учредителем первых международных автогонок в США, Кубка Вандербильта (по одной из версий, именно там в 1904 году впервые был использован клетчатый финишный флаг). Да и сам Альфред был неравнодушен к быстрым машинам. Вот только плавать не умел. Несмотря на это, не задумываясь, отдал свой спасательный жилет женщине с ребёнком.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Laurin & Klement Typ G2 выпуска 1908 года — вероятно, один из первых автомобилей, ввезённых в Японию.

Немало интересной техники захоронено под толщей мирового океана. Так уж выходит, что преобладает техника военная, в том числе и автомобили, поступавшие в 1940‑е годы в союзнические страны по ленд-лизу. Легендарные северные конвои — Валентин Пикуль написал на эту тему пронзительную вещь, «Реквием каравану PQ-17», всем рекомендую.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Ящики с Ford Model T прибыли в г. Элизабет, южная Австралия. Рекламные надписи на ящиках сообщают, что в июне 1909 года «форды» победили в состязании по надёжности «От океана до океана», от Нью-Йорка до Сиэтла, протяжённостью 4100 миль.

Своего рода эхом катастрофы с «Титаником» стал другой случай. 26 июля 1956 года в 23:09 на подходе к Нью-Йорку, у острова Нантакет итальянский круизный лайнер «Андреа Дориа», названный так в честь генуэзского адмирала XVI века, не разошёлся с лайнером «Стокгольм», шедшим из Нью-Йорка. В отличие от автомобилей, обладающих хорошими сцепными свойствами с дорогой, погружённые в водную среду суда имеют колоссальную инерцию хода. Поэтому даже если заранее обнаруживается угроза столкновения, подчас уже ничего нельзя исправить, как ни отворачивай. Это был именно тот случай! 

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Американский десантный корабль Landing Ship Tank (LST) полным водоизмещением 4080 тонн. Длина — 99,9 м. В годы Второй мировой войны таких было построено 1152 штуки. Использовались во всех крупных десантных операциях союзников. Из трюма выезжает GMC-353 — основной 3,5‑тонный грузовик армии США.

Тонул «Андреа Дориа» долго. Если вместе с «Титаником» погибло полторы тысячи человек, то здесь жертв оказалось на два порядка меньше, всего 49, и катастрофу не восприняли столь трагически. Напротив, за ней увлечённо следила вся Америка. Фоторепортёр Boston Traveller Гарри Траск даже получил Пулицеровскую премию за серию снимков последних мгновений жизни корабля.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Трофейная техника доставлена в порт Нью-Йорка для дальнейшего изучения и испытаний, 1945 г. В трюме корабля стоят, по часовой стрелке: бронетранспортёр Sd.Kfz.251, 8‑тонный тягач Sd.Kfz. 7 типа Kraus-Maffei, ремонтная летучка на базе 4,5‑тонного грузовика Buessing-NAG 4500S-1, артиллерийский тягач Fiat/SPA TM40, 1‑тонный тягач Sd.Kfz 10 типа Demag. Налицо следы небрежной погрузки — порванные крылья машин.

В трюме «Андреа Дориа» ушёл на дно шоу-кар Chrysler Norseman, который везли из Италии. К этому времени корпорация Chrysler уже несколько лет строила свои шоу-кары (термина концепт-кар ещё не использовали) в туринской мастерской Carrozzeria Ghia (располагавшейся, между прочим, на проспекте Советского Союза). В Детройте машины эскизировала и макетировала команда дизайнера Вирджила Экснера, после чего результат отсылался в Турин, откуда затем приплывали полноценные работоспособные прототипы.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Сувенирная открытка с изображением лайнера «Андреа Дориа», флагмана судоходной компании Italia di Navigazione S.p.A. Рисунок Джованни Патроне.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Один из снимков, за которые фоторепортёр Boston Traveller Гарри Траск даже получил Пулицеровскую премию 1957 года «За лучшую фотографию».

Итальянцы трудились над Norseman целых 15 месяцев, затратив 45 миллионов лир (прообраз ЗАЗ-965 «Запорожец» — Fiat-600 — стоил 590 000 лир). Шоу-кар собирались подавать как «самый автоматизированный автомобиль в мире». Сиденья имели электрическую регулировку по всем направлениям и более того, передние поворачивались, открывая доступ на задний диван. Щитки фар поднимались. Заднее стекло автоматически уезжало вверх под крышу. Эта крыша составляла предмет особой гордости и Экснера, и жестянщиков Ghia — при своей огромной площади, она не имела передних стоек, её линия придавала силуэту автомобиля волнующую стремительность.

Однако Вирджил Экснер и Уильям Браунли так и не увидели своей машины в металле: «Она утонула».

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Chrysler Norseman («Норвежец»). Эскиз Вирджила Экснера, 1955 год.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Выдающийся американский дизайнер, стайлинг-директор и вице-президент Chrysler Corporation Вирджил Экснер (24.9.1909 – 22.12.1973).

Интересно, допускал ли президент Chrysler Corporation Кауфманн Тума Келлер подобные издержки, когда в 1951 году обсуждал возможность сотрудничества с главой Carrozzeria Ghia Луиджи Сегре? Келлера привлекли сочетание качества и относительно невысокой цены (что-то около $10 тыс. за прототип). Но ведь происшествие с Norseman не было единственным! В 1952 году докеры в Нью-Йоркском порту, выгружая с борта лайнера Constitution шоу-кар Chrysler C-200, уронили его! Хорошо, не в воду, а на причал. Машину подлатали и целый год потом она колесила с рекламным турне по дилерам. Повреждение груза при такелажных работах — случай распространённый. Уже в наши дни электрический концепт-кар Rolls-Royce 102EX (Phantom Experimental Electric) так никуда и не поехал: его крепко уронили при погрузке в порту.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Один из немногих снимков готового шоу-кара Chrysler Norseman. Снимали в мастерской Carrozzeria Ghia в Турине перед отгрузкой в Америку. Делать много снимков не стали, ждали, когда автомобиль дебютирует в США. 1956 год.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Редкое фото: перегрузка первого грузовика Toyota G1 с лихтера на корабль, стоящий на рейде. 1936 год.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
«Риголетто» — первое в мире специализированное судно-автовоз, 1955 год.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Паровой паром-ледокол «Байкал» выгружает железнодорожный состав. Паром был сконструирован и построен по заказу царского правительства британской фирмой Armstrong Whitworth и впервые спущен на воду 17 июня 1899 года. Паромом также пользовались и автомобилисты.

Загружали и разгружали автомобили, как любой генеральный груз, общедоступным способом, посредством грузовой стрелы либо стрелового кран-балки. Однако на это уходило немало времени. Требовалось срочно что-то предпринять. 

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Знаменитый Thomas Flyer — победитель межконтинентального марафона Нью-Йорк — Париж 1908 года, по мотивам которого снимут кинокомедию «Большие гонки». Сфотографирован на Аляске, в порту Валдиз, куда был доставлен пароходом в апреле 1908 года. Предполагалось, что участники пробега достигнут российского берега по льду Берингова пролива. Но пролив не замёрз, пришлось плыть через Японию.

Всех обскакали шведы, судоходная компания Wallenius Lines. По её заказу в 1955 году были спущены на воду специализированные автовозы «Риголетто» и «Травиата». Первые SAAB, Volkswagen и Volvo попали в США на борту этих теплоходов. К слову, в Японии первое подобное судно, «Оппама мару», появилось только в 1965 году.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Спуск на воду первого сухогруза-автовоза «Тойота Мару», 21 сентября 1968 года.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Вот так перевозили автомобили «Тойота» до появления судов-ролкеров.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
«Наша цель — без повреждений на борту «Тойота Мару № 6»!» — плакат американских дилеров красноречиво указывает на главную проблему.

Автомобиль становился товаром широкого потребления, и его доставка чувствительно отражалась на накладных расходах. В прайс-листах появились аббревиатуры FOB (Free 0n board или «франко-борт»), обозначающая условие поставки на борт судна, FAS (Free Alongside Ship) — поставку на причал, CIF (Cost, Insurance and Freight) — поставку к месту назначения с покрытием расходов на погрузку-разгрузку и страхование. Есть ещё несколько «инкотёрмсов» (принятых в 1936 году международных условий поставки), однако прежде всего именно эти пришлось выучить новоиспечённым российским дилерам и автомобильным журналистам.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
В порту Гётеборга разгружают автомобили Lotus Europa, MG-1300, Morris-1100 из одного из первых в мире судов типа RoRo — британского «Силорд Челленджер», 1968 года постройки.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
«Тойота Мару № 10» — первое японское судно типа RoRo (представлено 9 июля 1970 г., водоизмещение 12 857 т). Занесено в реестр памятников техники Японской ассоциацией судостроителей Japan Society of Naval Architects and Ocean Engineers (JASNAOE).
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Автовоз Euro Spirit c автомобилями Nissan и Hyundai заходит в порт Фримантл, Австралия, 2017 год.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Паровой буксир ЗиС хотя и построен в 1936 году на 1‑м Государственном автозаводе им. Сталина, приписан был к Московскому речному пароходству Минречфлота СССР. Работал в Южном порту до 1961 года, поменяв название с ЗиС на ЗиЛ после развенчания культа личности и переименования Завода имени Сталина в завод имени Лихачёва.

Когда объёмы перевозок автомобилей за моря увеличились, вспомнили о другом способе, к тому времени широко применяемом на реках и озёрах — самопогрузке. Именно так с начала ХХ века загружался (и разгружался) паровой ледокол-паром «Байкал», перевозя по озеру Байкал поезда Транссибирской железной дороги (по суше магистраль ещё не успели полностью проложить). Этим паромом пользовались и автомобилисты. Например, участники трансконтинентального автомобильного пробега Пекин — Париж в 1907 году и — межконтинентального Нью-Йорк — Париж, в 1908 году.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
По реке Оке тянут в Москву баржу с новенькими машинами «Молотовец-1» завода ГАЗ. Такая сценка также запечатлена в кинокомедии «Волга-Волга».

Так появился тип судна, известный как Ro-Ro, то есть, Roll-in/Roll-off («Закатил/выкатил). Главной приметой судов типа Ro-Ro или, как их ещё называют, ролкеров, стала рампа (одна или две), по которой через лацпорт машины заезжают на борт. Внутри они располагаются на нескольких палубах. 13 декабря 1963 года первое такое судно, «Аниара», поступило в распоряжение Wallenius Lines.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
В порту г. Рига идёт погрузка специализированных микроавтобусов RAF по заказу Оргкомитета Игр XXII Летней Международной Олимпиады 1980 года в Москве. Всего было сдано 235 «рафиков» семи различных моделей и модификаций.

«Аниара» вмещала до 350 легковых автомобилей. А самый крупный из существующих ролкеров, класса «New Horison», способен перевести до 8500 машин. Только представьте: 14 палуб, 200 метров в длину, 36 — в ширину. Судоходная компания Höegh Autoliners, основанная в 1927 году норвежцем Лейфом Хёйгом, располагает шестью такими «автоносцами»: построенными в 2015 году Höegh Target и Höegh Trigger и спущенными на воду в 2016‑м Höegh Tracer, Höegh Trapper, Höegh Traveller и Höegh Trotter. Все — китайского (!) производства. Всего же флот Höegh Autoliners насчитывает 34 корабля, среди которых есть даже корабль под названием St. Petersburg. Он построен в 2009 году и чуть меньше по вместимости, всего-то 7850 автомобилей.

Эти суда ещё стали называть PCC, Pure Car Carrier, перевозчик только легковых автомобилей. Кроме того, существуют суда PCTC, Pure Car & Truck Carrier.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Пользуясь «служебным положением» советские моряки привозили из «загранки» автомобили себе и нужным людям. Выглядел процесс зачастую комично.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
После распада СССР импорт подержанных автомобилей принял лавинообразный характер, в особенности на Дальнем Востоке. Порой и флага-то видно не было — автомобили главнее! Грузовая шаланда ГШ-21 класса «Саулкрасты» (порт приписки Хасанский) привёз в Находку подержанные «японки», 1990-е.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Höegh Target – крупнейший автовоз в мире, рассчитан на 8500 автомобилей. Его погрузочная площадь составляет 71 400 кв. м, что примерно равно 10 футбольным полям.

Крупным японским корпорациям оказалось выгоднее не фрахтовать суда, а обзавестись собственными флотами. В 1965 году фирма Nihon Sangyo, известная нам под телеграфным кодом Nissan, создала «Ниссан Сеньосен Кабусики-Гайся», судоходную компанию для своей продукции. В 1967‑м в Йокогаме была построена Ниссан Хонмоку Варф, сегодня верфей уже три. Флот Nissan Motor Car Carriers, Ltd. — таково английское название судоходной компании — насчитывает 9 кораблей. Названия всех заканчиваются на слово Spirit — «дух». По договорённости, автовозы Nissan Motor Car Carriers, Ltd. перевозят также машины Hyundai.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
«Город Санкт-Петербург» за год перевозит столько автомобилей, сколько нет и в самом Санкт-Петербурге. Шаровидная носовая надстройка судна призвана сократить воздействие встречного ветра.
«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Так устроено судно типа RoRo.

Toyota Motor Company спустила на воду свой первый автовоз Toyota Maru в сентябре 1968 года, обычный на вид сухогруз. Суффикс «Мару» в названии, созвучный русскому слову «море», указывает на цикличность действия, в том смысле, что предмет уходит и возвращается обратно. Только 10‑й по счёту Toyota Maru, спущенный на воду 9 июля 1970 года на верфях Kawasaki Heavy Industries, Ltd. в Кобе, стал настоящим специализированным автовозом PCC. Управляет тойотовским флотом входящая в ту же кейрецу, что и Toyota Motor Corporation судоходная компания «Кавасаки Гизен Гайся» (K-Line). Её флот насчитывает 70 автовозов в мировом океане и еще 11 — на прибрежных европейских сообщениях.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Журналисты «За рулём» Олег Богданов, Виктор Панярский и Владимир Соловьёв 16 сентября 1988 года покрыли на ВАЗ-2109 расстояние от Москвы до Лиссабона (4827 км) за рекордные 46:30. Своеобразным «бонусом» стала фотосессия на фоне севшего на камни у берегов Португалии японского ролкера «Рейджин» (Reijin). Произошло это 27 апреля 1988 года, в первом же рейсе. На борту 200‑метрового судна водоизмещением 58 000 тонн находилось 5400 новеньких «ниссанов» общей стоимостью $100 млн. Экологи подняли шум и ставший местной достопримечательностью решили не затапливать, а разобрать. К катастрофе экипаж «За рулём» никакого отношения не имел.

Как тут не вспомнить, что у московского Завода имени Сталина тоже был свой «флот», в составе единственного буксира, причём спроектированного на ЗИСе!

Глухие борта «автоносца» обеспечивают максимальную защиту груза от воздействия морской воды. Корабли такого типа напоминают огромные шкафы или ящики. Отсюда — повышенная (самая высокая среди кораблей) парусность. Ко всему, в отличие от тех же супертанкеров, автовозы ещё и очень лёгкие. 3 января 2015 года 180‑метровое судно Höegh Osaka водоизмещением 57 000 тонн, рассчитанное на 7850 автомобилей, «сдуло» на мель в проливе Ла Манш у острова Уайт. Снимки заваленного на 45 градусов гиганта заполонили интернет.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Недавняя история: ролкер «Осака» полным водоизмещением 51 770 тонн, принадлежащий компании Höegh Autoliners, 3 января 2015 года сдуло на мель при выходе из порта Саутгемтон (Великобритания). На борту находилось 1200 автомобилей Jaguar и Land Rover, 65 Mini, 1 Rolls-Royce, 80 единиц строительных машин JCB. Крен составил 52 градуса.

А ещё эти корабли (как, впрочем, и другие) горят. А с появлением электромобилей гореть стали только чаще. 26 июля 2023 года в 15 милях к северу от голландского острова Амеланд в Ваттовом море полыхнул принадлежащий компании K-Line автовоз Fremantle Highway с 3783 транспортными средствами на борту. Среди них были 498 электромобилей. Неисправность батареи одного из них и послужила, как считают, причиной пожара. Команду сняли с борта, возгорание ликвидировали. Погиб один человек.

«Она утонула»: забавные и трагические истории морских перевозок автомобилей
Использование крупных автовозов-ролкеров привело к созданию специальных автомобильных терминалов в ключевых портах мира. Например, в крупнейшем автомобильном перевалочном порте Европы, Зеебрюгге, ежегодно обрабатывается 2,8 млн автомобилей.

Шумиха, поднятая вокруг вредных выбросов и парникового эффекта странным образом обошла стороной корабли. Хотя именно они, а не легковые автомобили, являются основными источниками загрязнения окружающей среды. А собственно, что странного? Начни бороться с кораблями, и рухнет бизнес транснациональных корпораций. Лучше уж сражаться с тем, что они везут. Впрочем, автовозы нового поколения переводят с мазута на более дружелюбные к природе сорта топлива: газ, биоэтанол и даже аммиак. Электрическими они пока не стали.

Что еще почитать:

Редакция рекомендует:






(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное