
Расскажем, как зарождались и до какого уровня доведены сегодня перевозки автомобилей водными путями планеты.
Денис Орлов

Автомобиль — не просто средство передвижения, как утверждал Остап Бендер, но ещё и… груз. Точнее — генеральный груз, как называют моряки. А поскольку поверхность нашей планеты на 71 % покрыта водой, неудивительно, что слово «отгрузка» в английском языке имеет тот же корень, что и судно: shipment. И не важно, отправятся ли дальше новенькие автомобили своим ходом либо на автовозе, либо поездом, либо в трюме роскошного четырёхтрубного лайнера, отчаливающего 10 апреля 1912 года в 12:00 из Саутгемптона в Нью-Йорк.
Собственно, интерес к особенностям перевозки автомобилей на кораблях и возник впервые в связи с трагедией «Титаника». Катализатором этого интереса стал некто Уильям Эрнест Картер из городка Брюн Мавр, штат Пенсильвания. Мистер Картер вез домой новенький, только приобретённый во Франции автомобиль Renault 12 CV Type CB с кузовом coupe de ville и целым ящиком запчастей.

Мистер Картер оказался одним из немногих чудом уцелевших в катастрофе «Титаника» мужчин. Вполне обоснованно он обратился в страховую компанию Lloyd за возмещением, оценив автомобиль в $5000. И получил их. Вслед за этой историей достоянием газет стали и другие подробности жизни мистера Картера: например, что вместе с автомобилем утонул и его личный шофёр Аугустус Элдворт.

Западному обществу свойственно придумывать себе фетиши, на которых затем кое-кому удаётся неплохо подзаработать. Фильм «Титаник» студии Paramount Pictures в 1997 году получил 11 Оскаров и вызвал настоящий бум интереса к затонувшему пароходу.

Романтическая история, «мягкое» ретро. Именно в Renault 12 CV Type CB Coupe de Ville в трюме «Титаника» уединяются герои Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. Эту сцену режиссёр Джеймс Кэмерон ввёл в картину лично: по статистике, половина американцев в первый раз занимаются сексом в автомобиле. Близкий, понятный зрителю сюжет.

К моменту катастрофы «Титаника» автомобили перевозили по морям и океанам уже лет пятнадцать. Иначе как бы попал на Всемирную выставку в Чикаго (World’s Columbian Exposition) 1893 года германский Benz Velocipede? Притом, что до 23 июля 1903 года ни одному автомобилю не удавалось пересечь США от побережья до побережья! И как оказался в Токио австро-венгерский Laurin & Klement Typ G2 образца 1908 года — даже если предположить, что основной путь груз преодолел по Транссибирской железной дороге, всё равно затем необходимо было плыть по Японскому морю.

Находились ли автомобили в трюме лайнера «Лузитания», следовавшего из Нью-Йорка в Ливерпуль и торпедированного германской подлодкой U-20 у берегов Ирландии? Это случилось 7 мая 1915 года. Тогда из 1960 находившихся на борту утонуло 1197. Среди погибших был и американский миллионер Альфред Гвен Вандербильт, брат которого являлся учредителем первых международных автогонок в США, Кубка Вандербильта (по одной из версий, именно там в 1904 году впервые был использован клетчатый финишный флаг). Да и сам Альфред был неравнодушен к быстрым машинам. Вот только плавать не умел. Несмотря на это, не задумываясь, отдал свой спасательный жилет женщине с ребёнком.

Немало интересной техники захоронено под толщей мирового океана. Так уж выходит, что преобладает техника военная, в том числе и автомобили, поступавшие в 1940‑е годы в союзнические страны по ленд-лизу. Легендарные северные конвои — Валентин Пикуль написал на эту тему пронзительную вещь, «Реквием каравану PQ-17», всем рекомендую.

Своего рода эхом катастрофы с «Титаником» стал другой случай. 26 июля 1956 года в 23:09 на подходе к Нью-Йорку, у острова Нантакет итальянский круизный лайнер «Андреа Дориа», названный так в честь генуэзского адмирала XVI века, не разошёлся с лайнером «Стокгольм», шедшим из Нью-Йорка. В отличие от автомобилей, обладающих хорошими сцепными свойствами с дорогой, погружённые в водную среду суда имеют колоссальную инерцию хода. Поэтому даже если заранее обнаруживается угроза столкновения, подчас уже ничего нельзя исправить, как ни отворачивай. Это был именно тот случай!

Тонул «Андреа Дориа» долго. Если вместе с «Титаником» погибло полторы тысячи человек, то здесь жертв оказалось на два порядка меньше, всего 49, и катастрофу не восприняли столь трагически. Напротив, за ней увлечённо следила вся Америка. Фоторепортёр Boston Traveller Гарри Траск даже получил Пулицеровскую премию за серию снимков последних мгновений жизни корабля.

В трюме «Андреа Дориа» ушёл на дно шоу-кар Chrysler Norseman, который везли из Италии. К этому времени корпорация Chrysler уже несколько лет строила свои шоу-кары (термина концепт-кар ещё не использовали) в туринской мастерской Carrozzeria Ghia (располагавшейся, между прочим, на проспекте Советского Союза). В Детройте машины эскизировала и макетировала команда дизайнера Вирджила Экснера, после чего результат отсылался в Турин, откуда затем приплывали полноценные работоспособные прототипы.


Итальянцы трудились над Norseman целых 15 месяцев, затратив 45 миллионов лир (прообраз ЗАЗ-965 «Запорожец» — Fiat-600 — стоил 590 000 лир). Шоу-кар собирались подавать как «самый автоматизированный автомобиль в мире». Сиденья имели электрическую регулировку по всем направлениям и более того, передние поворачивались, открывая доступ на задний диван. Щитки фар поднимались. Заднее стекло автоматически уезжало вверх под крышу. Эта крыша составляла предмет особой гордости и Экснера, и жестянщиков Ghia — при своей огромной площади, она не имела передних стоек, её линия придавала силуэту автомобиля волнующую стремительность.
Однако Вирджил Экснер и Уильям Браунли так и не увидели своей машины в металле: «Она утонула».


Интересно, допускал ли президент Chrysler Corporation Кауфманн Тума Келлер подобные издержки, когда в 1951 году обсуждал возможность сотрудничества с главой Carrozzeria Ghia Луиджи Сегре? Келлера привлекли сочетание качества и относительно невысокой цены (что-то около $10 тыс. за прототип). Но ведь происшествие с Norseman не было единственным! В 1952 году докеры в Нью-Йоркском порту, выгружая с борта лайнера Constitution шоу-кар Chrysler C-200, уронили его! Хорошо, не в воду, а на причал. Машину подлатали и целый год потом она колесила с рекламным турне по дилерам. Повреждение груза при такелажных работах — случай распространённый. Уже в наши дни электрический концепт-кар Rolls-Royce 102EX (Phantom Experimental Electric) так никуда и не поехал: его крепко уронили при погрузке в порту.




Загружали и разгружали автомобили, как любой генеральный груз, общедоступным способом, посредством грузовой стрелы либо стрелового кран-балки. Однако на это уходило немало времени. Требовалось срочно что-то предпринять.

Всех обскакали шведы, судоходная компания Wallenius Lines. По её заказу в 1955 году были спущены на воду специализированные автовозы «Риголетто» и «Травиата». Первые SAAB, Volkswagen и Volvo попали в США на борту этих теплоходов. К слову, в Японии первое подобное судно, «Оппама мару», появилось только в 1965 году.



Автомобиль становился товаром широкого потребления, и его доставка чувствительно отражалась на накладных расходах. В прайс-листах появились аббревиатуры FOB (Free 0n board или «франко-борт»), обозначающая условие поставки на борт судна, FAS (Free Alongside Ship) — поставку на причал, CIF (Cost, Insurance and Freight) — поставку к месту назначения с покрытием расходов на погрузку-разгрузку и страхование. Есть ещё несколько «инкотёрмсов» (принятых в 1936 году международных условий поставки), однако прежде всего именно эти пришлось выучить новоиспечённым российским дилерам и автомобильным журналистам.




Когда объёмы перевозок автомобилей за моря увеличились, вспомнили о другом способе, к тому времени широко применяемом на реках и озёрах — самопогрузке. Именно так с начала ХХ века загружался (и разгружался) паровой ледокол-паром «Байкал», перевозя по озеру Байкал поезда Транссибирской железной дороги (по суше магистраль ещё не успели полностью проложить). Этим паромом пользовались и автомобилисты. Например, участники трансконтинентального автомобильного пробега Пекин — Париж в 1907 году и — межконтинентального Нью-Йорк — Париж, в 1908 году.

Так появился тип судна, известный как Ro-Ro, то есть, Roll-in/Roll-off («Закатил/выкатил). Главной приметой судов типа Ro-Ro или, как их ещё называют, ролкеров, стала рампа (одна или две), по которой через лацпорт машины заезжают на борт. Внутри они располагаются на нескольких палубах. 13 декабря 1963 года первое такое судно, «Аниара», поступило в распоряжение Wallenius Lines.

«Аниара» вмещала до 350 легковых автомобилей. А самый крупный из существующих ролкеров, класса «New Horison», способен перевести до 8500 машин. Только представьте: 14 палуб, 200 метров в длину, 36 — в ширину. Судоходная компания Höegh Autoliners, основанная в 1927 году норвежцем Лейфом Хёйгом, располагает шестью такими «автоносцами»: построенными в 2015 году Höegh Target и Höegh Trigger и спущенными на воду в 2016‑м Höegh Tracer, Höegh Trapper, Höegh Traveller и Höegh Trotter. Все — китайского (!) производства. Всего же флот Höegh Autoliners насчитывает 34 корабля, среди которых есть даже корабль под названием St. Petersburg. Он построен в 2009 году и чуть меньше по вместимости, всего-то 7850 автомобилей.
Эти суда ещё стали называть PCC, Pure Car Carrier, перевозчик только легковых автомобилей. Кроме того, существуют суда PCTC, Pure Car & Truck Carrier.



Крупным японским корпорациям оказалось выгоднее не фрахтовать суда, а обзавестись собственными флотами. В 1965 году фирма Nihon Sangyo, известная нам под телеграфным кодом Nissan, создала «Ниссан Сеньосен Кабусики-Гайся», судоходную компанию для своей продукции. В 1967‑м в Йокогаме была построена Ниссан Хонмоку Варф, сегодня верфей уже три. Флот Nissan Motor Car Carriers, Ltd. — таково английское название судоходной компании — насчитывает 9 кораблей. Названия всех заканчиваются на слово Spirit — «дух». По договорённости, автовозы Nissan Motor Car Carriers, Ltd. перевозят также машины Hyundai.


Toyota Motor Company спустила на воду свой первый автовоз Toyota Maru в сентябре 1968 года, обычный на вид сухогруз. Суффикс «Мару» в названии, созвучный русскому слову «море», указывает на цикличность действия, в том смысле, что предмет уходит и возвращается обратно. Только 10‑й по счёту Toyota Maru, спущенный на воду 9 июля 1970 года на верфях Kawasaki Heavy Industries, Ltd. в Кобе, стал настоящим специализированным автовозом PCC. Управляет тойотовским флотом входящая в ту же кейрецу, что и Toyota Motor Corporation судоходная компания «Кавасаки Гизен Гайся» (K-Line). Её флот насчитывает 70 автовозов в мировом океане и еще 11 — на прибрежных европейских сообщениях.

Как тут не вспомнить, что у московского Завода имени Сталина тоже был свой «флот», в составе единственного буксира, причём спроектированного на ЗИСе!
Глухие борта «автоносца» обеспечивают максимальную защиту груза от воздействия морской воды. Корабли такого типа напоминают огромные шкафы или ящики. Отсюда — повышенная (самая высокая среди кораблей) парусность. Ко всему, в отличие от тех же супертанкеров, автовозы ещё и очень лёгкие. 3 января 2015 года 180‑метровое судно Höegh Osaka водоизмещением 57 000 тонн, рассчитанное на 7850 автомобилей, «сдуло» на мель в проливе Ла Манш у острова Уайт. Снимки заваленного на 45 градусов гиганта заполонили интернет.

А ещё эти корабли (как, впрочем, и другие) горят. А с появлением электромобилей гореть стали только чаще. 26 июля 2023 года в 15 милях к северу от голландского острова Амеланд в Ваттовом море полыхнул принадлежащий компании K-Line автовоз Fremantle Highway с 3783 транспортными средствами на борту. Среди них были 498 электромобилей. Неисправность батареи одного из них и послужила, как считают, причиной пожара. Команду сняли с борта, возгорание ликвидировали. Погиб один человек.

Шумиха, поднятая вокруг вредных выбросов и парникового эффекта странным образом обошла стороной корабли. Хотя именно они, а не легковые автомобили, являются основными источниками загрязнения окружающей среды. А собственно, что странного? Начни бороться с кораблями, и рухнет бизнес транснациональных корпораций. Лучше уж сражаться с тем, что они везут. Впрочем, автовозы нового поколения переводят с мазута на более дружелюбные к природе сорта топлива: газ, биоэтанол и даже аммиак. Электрическими они пока не стали.
Что еще почитать: