Top.Mail.Ru
А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории

20.06.2024
ВАЗ-2120 по имени «Надежда» оказался первым в истории завода минивэном. И — последним. Построили эту модель на базе «Нивы», что собственно и стало для нее приговором...

Редакция

С начала 80‑х однообъемными автомобилями — минивэнами увлекся весь мир. Вслед за французским Renault Espace и американским Chrysler Voyager нечто подобное стали делать и другие компании в Европе и в США. А в середине 1980‑х о минивэн забрезжил и в планах АВТОВАЗа...

В ПОГОНЕ ЗА ТРЕНДОМ

Вернее, речь об официальных планах пока не шла. Просто в это время затеяли рестайлинг классической «Нивы» ВАЗ-2121, и молодые дизайнеры решили заодно предложить начальству проект однообъемного семиместного автомобиля на узлах ВАЗ-2121.

Теоретически интерес к такому автомобилю был большой. Ведь семиместных машин, не считая дефицитной «Волги» ГАЗ-24‑02, в Союзе не продавали. А тут еще и полный привод! Ведь при всех достоинствах серийной «Нивы», вместимость не была ее сильной стороной. Многим хотелось машины побольше и попрактичней.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Первый макет перспективного минивэна ВАЗ, 1989 г.

НАУКА УПРОЩАТЬ

В 1989–1991 гг. молодые дизайнеры АВТОВАЗа сделали три макета однообъемника. Первый, как обычно и бывает, был наиболее авангардным и изящным. Каждый следующий выглядел проще, но и куда ближе к реальности. Ведь дизайнеры обязаны были ориентироваться на возможности сущестующего производства. Кстати, тогда машина носили заводской индекс ВАЗ-2114, который потом отдали одной из версий «Самары-2».

Вэн сохранял шасси «Нивы», но имел увеличенную на 500 мм, до — 2700 мм колесную базу. Но испытатели ВАЗ всегда говорили «чем длиннее «Нива», тем меньше ходит ее трансмиссия». Она и на стандартной-то машине работала меньше, чем хотелось бы. А нагрузка на узлы и агрегаты длинной машины, понятно, была заметно выше. Но руководство завода, все же, решилось на компромисс. Тем более что наступило время, когда для удержания спроса необходимо было расширять модельной ряд.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Макет ВАЗ-2114, созданный в 1990 г.

Сначала появились конструктивные аналоги будущего минивэна — «Нивы» с колесной базой 2700 мм. В 1993 году изготовили первые ВАЗ-2129. Эта машина с удлиненный кузовом, но «Нива» была еще трехдверной. Полноценная пятидверная версия ВАЗ-2131 стартовала в 1995‑м. 

Спрос на такую версию, пусть и небольшой, был, и в 1998‑м в Опытно-Промышленном Производстве (ОПП) развернули, наконец-то, выпуск минивэна ВАЗ-2120 «Надежда». В 1998‑м собрали 347 автомобиля, в следующем году уже 1182.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
В макете ВАЗ-2114 1991 года уже проглядывали черты будущей серийной машины. Но она получилась, все-таки, менее изящной

ДУМЫ И БЫЛОЕ 

Не только кузовные детали ВАЗ-2120, но даже лонжероны и панели пола сделали оригинальными, не такие, как у «Нивы». Дизайн, конечно, был самобытный. Но упрощение, в итоге, достигло уровня, когда вэн с четырьмя круглыми фарами (ближнего света — от «Нивы», дальнего — от «шестерки») в пластиковых «очках», выглядел простовато, немного походил на самоделку.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Серийный полноприводный вэн ВАЗ-2120 «Надежда»

Рестайлинг 2003 года, благодаря которому «Надежда» получила фары от ВАЗ-2110, иные решетку радиатора и бамперы, явно, пошли машине пользу. Но основные недостатки рестайлингом, конечно, не изжить. А они были заложены и в платформе, и в упрощенном дизайне.

Заднее сиденье было предельно тесным, а багажник в семиместной конфигурации — мизерным. Неудачное сочетание наклона массивных передних стоек и посадки водителя стали причиной посредственной обзорности. Что, понятно, особенно неудобно было в городе. Ко всему этому, система вентиляции явно не справлялась с вместительным автомобилем, у которого еще и не открывались задние боковые окна. Отчасти эту проблему решала врезка люка в крышу. Что многие владельцы ВАЗ-2120 и делали самостоятельно. 

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
ВАЗ-2120 оборудовали лишь одной задней дверью, зато сдвижной

По двигателям и трансмиссии вэн унифицировали с длинными «Нивами». Базовым стал карбюраторный мотор ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л мощностью 82 л. с. Рекламировали и версию с впрысковым двигателем ВАЗ-21214, который ставили на обычную короткую «Ниву» Это агрегат при объеме 1,7 л развивал 80,5 л. с. Серийно такой двигатель не ставили. 

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Минивэн получил оригинальную панель приборов и руль от ВАЗ-2110

«Надежда» была тяжелее короткой «Нивы» на 240 кг (поэтому ее комплектовали усиленными пружинами и иными амортизаторами) и даже с 82‑сильным двигателем ехала не слишком резво. Паспортный разгон до 100 км/ч составлял 15 с, а максимальная скорость — 140 км/ч. Конечно, проходимость ВАЗ-2120 была вполне сравнима с той, что демонстрировала «Нива», но с шумами и вибрациями, характерными для ВАЗ-2121, стало еще хуже. Впрочем, кое в чем «Надежда» шла в авангарде отечественного автопрома: ВАЗ-2120 стал первым тольяттинским автомобилем, серийно оснащаемым усилителем руля, причем марки ZF. 

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Семиместный ВАЗ-2120 получился не очень просторным

ИЗ НЕСБЫВШИХСЯ «НАДЕЖД»

Дилеры брали ВАЗ-2120 крайне неохотно. Необычные минивэны застаивались в салонах. Многие просто не знали, что это за автомобиль. А стоил он, к тому же, заметно дороже длинной «Нивы». Кроме того, самые опытные покупатели справедливо сомневались в доступности оригинальных запчастей. А достать их, действительно, было не просто. 

Но производство, пусть и не великое по масштабам было налажено, и завод активно искал дополнительные ниши для не очень популярного продукта. Для выставки в Москве сделали люксовую версию «Лада-Менеджер» с высокой крышей, «офисной» планировкой салона, отделанного кожей. Но этот автомобиль предсказуемо попал в музей, а не в производство.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
ВАЗ-2120 «Надежда» после рестайлинга

Кузов с высокой крышей также использовали на версии ВАЗ-21208, которую на выставках показывали под именем «Лада-Утилитер». Такая модификация получила еще и удлиненный на 300 мм задний свес, что, разумеется, сделало машину куда просторней и удобней.

Такие автомобили «сватали», в том числе, и в такси, и в качестве фургона, но дело ограничилось десятком опытных образцов. К слову, планировали версию такси и с измененной планировкой: четыре места и просторная площадка для багажа справа от водителя. Но удлиненных прототипов всех вариантов построили лишь с десяток.

Для внутренних нужд ОПП только в качестве технологического транспорта сделали пикап. А вот грузовой вариант ВАЗ-2920 с полурамой, бортовым кузовом и рессорной задней подвеской в 2007 году всерьез планировали производить на заводе «Чеченавто» в Аргуне, где в скромных масштабах выпускали ВАЗ-2107. 

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Выставочный люксовый вэн «Лада-Менеджер» отправили в музей

Но в это время тольяттинская компания ВИС уже выпускала достаточно обширную гамму недорогих грузовиков на базе и моно- и полноприводных моделей ВАЗ. Проект грузовой «Надежды» так и остался проектом.

«НАДЕЖДА» НА КОЛЛЕКЦИЮ

Пик производства ВАЗ-2120 пришелся на 2001 год, когда собрали 1997 минивэнов. Последние 753 машины в ОПП выпустили в 2005‑м. Всего изготовили 8663 автомобиля.

У решения снять «Надежду» с производства на заводе были и противники. Но спрос так и остался низким. Сохранили выпуск ВАЗ-2131 — пятидверной «Нивы», куда больше унифицированной с базовой версией и, соответственно, более дешевой.

А ведь была «Надежда»: почему провалилась самая странная «Лада» в истории
Выставочный фургон «Лада-2120 Утилитер»

Найти детали — в первую очередь, конечно, кузовные, но и оригинальные элементы подвески для «Надежды» сегодня крайне непросто. Поэтому владение такой машиной нынче требует терпения, энергии, изобретательности и времени.

Зато первый и последний серийный минивэн ВАЗ сегодня уже раритет, который можно воспринимать и коллекционным автомобилем. А к таковым отношение, как известно, особое.

Редакция рекомендует:






(4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 комментария

  1. SerG:

    Оттого и не брали- что цену задрали. А для семейного авто она очень бы подошла И для мелкого бизнеса- если бы сделали позади дверки как на буханке или газели- распашные. И грузовой отсек как на Ларгусе .

  2. Сергей Иванович:

    Не до жиру — быть бы живу. Сейчас каждый день гибнут славяне в двух бывших братских республиках.

Статьи по теме
Популярное