Автопарк
Главная  /  Автопарк  /  Урал Next. Федот, да не тот

Урал Next.
Федот, да не тот

Внедорожный грузовик «Урал Next» готов встать на конвейер этой осенью. Насколько хороша новинка мы выяснили в условиях, максимально приближенных к реальной эксплуатации

После долгих исканий АЗ «Урал» нашел все же наиболее приемлемое решение по модернизации своих классических внедорожников Урал-375/-4320. Как всегда, камнем преткновения явилась кабина. Если учесть, что на долю кабины приходится более трети всех затрат при проектировании грузовика, то все встает на свои места.

Начало работ по поиску решений относительно замены кабины относится аж к 1978 году. Правда, тогда проект был больше ориентирован на военных, нежели на гражданский сектор, но тем не менее. За основу взяли кабину КАМАЗа, благо отрасль была единой.

Для «показательного выступления» был выбран самосвал. Короткая база и малые свесы служили тому порукой

Однако с проектом изначально не заладилось. А потом и вовсе время ушло — наступило безвременье. Только с появлением в распоряжении завода кабины Iveco серии Р производства СП «Iveco-УралАЗ» произошли небольшие подвижки. Принципиальное решение было принято лишь с приходом к управлению заводом выходцев из «Группы ГАЗ», куда предприятие входит с 2001 года.

Так вот, новым руководством в качестве окончательных решений принимаются те, в основе которых лежат экономически обоснованные выкладки. Кстати, впоследствии они будут довлеть над многими конструктивными решениями, принятыми в «Урал NEXT».

А так сразу и не скажешь, что вы находитесь в кабине тяжелого внедорожного грузовика. LCV — да и только

В качестве отступления стоит заметить, что, к примеру, подготавливавшийся на замену 375-му Урал-4322 создавался в одно время, нынешняя же ситуация диктует совсем другие условия. Если раньше машины делали многоцелевыми — практически одни и те же использовались как в народном хозяйстве, так и в армии, то сейчас ситуация в корне поменялась. Техника для армии пошла совершенно по иному пути — достаточно взглянуть на Урал-ВВ, «Торнадо-У» и «Тайфун-У», чтобы понять суть происходящего.

В соответствии с новыми веяниями, на АЗ «Урал» приняты следующие направления деятельности на ближайшую перспективу.

Военная техника сосредоточится под направлением «Бренд». Машины для гражданского использования — под направлением «Клиент», как раз сюда и будут входить новые грузовики «Урал NEXT». Наконец, направление «Прорыв» — техника для использования на дорогах общей сети с совершенно новой кабиной над двигателем.

Итак, «Урал NEXT». С целью экономии средств в новом грузовике использованы недавно модернизированное шасси от «Урал-М» и кабинный модуль от «ГАЗели NEXT / ГАЗона NEXT». Стилевое решение оперения и кабины придает облику машин новизну и современность, при этом сохраняются узнаваемые фирменные черты автомобиля «Урал»: крылья, выраженные вертикальные линии решетки радиатора, металлический передний бампер. Кабина позволяет комфортно разместиться в ней водителю и двум пассажирам, в то же время сохраняется свободное пространство над кабиной для монтажа стреловых конструкций при установке навесного оборудования.

Спору нет, налицо существенный прорыв в дизайне, эргономике и комфорте. Но. Сев в «Урал NEXT», вы не перестаете ощущать себя именно в «ГАЗели NEXT», но ни в коем случае не в тяжелом внедорожном грузовике. Да, все удобно, комфортно, но это LCV. Далее и вовсе начинают вылезать «элсивишные» вещи: чрезмерно малый руль, сильный наклон стоек ветрового стекла (поскольку у LCV иные условия аэродинамики), низковатый потолок из-за установки сиденья водителя на пневмоподвеске (при не отрегулированных ходах спокойно можно достать головой потолок). Все бы ничего, но руль не дает той информативности, которая обеспечивается в одноклассниках. Будь он немного больше, его бы и вращать было легче, да и обратная связь была бы адекватней. А так ощущение компьютерной игры.

Есть замечание и к обзорности, в части связки зеркала заднего вида и «заваленной» стойки ветрового стекла. При определенной посадке скрадывается существенная зона обзора. Успокаивает, что над этим будут еще думать, как сделать лучше.

В остальном это, конечно, классно — видеть в кабине «Урала» бортовой компьютер, многофункциональный руль, регулируемый по углу наклона (еще бы вылет добавить, цены бы не было), сервоприводы стеклоподъемников, обогрев зеркал, множество ниш и карманов, бокс для бумаг, и даже предусмотрена возможность подзарядки электронных приборов от розетки 12 В и USB-разъема.

Параметры проходимости «Урал NEXT» сохранены на прежнем уровне

В кабине размещены удобные широкие подножки для входа. Благодаря применению современных материалов обивок и качественных уплотнителей улучшена термошумоизоляция и герметичность. Заметно снижен уровень вибраций.

Конечно, и здесь есть над чем поработать. Были высказаны пожелания к информативности тахометра, индикации включенной передачи.

Удобство работы водителя в темное время суток повышается за счет применения современной светотехники (в т. ч. светодиодной) производства «Освар» и Hella.

Вот чем действительно понравился грузовик, так это своим мотором. Под капотом разместились двигатели семейства ЯМЗ-536 с отдачей от 240 до 312 л. с. Мощный, с приятным урчанием мотор, ко всему прочему, обладает еще и достаточным запасом тяги. Скорее всего, так и должно было быть, если учесть, что в разработке данного силового агрегата принимала участие известная инжиниринговая фирма AVL (Австрия).

С коробками передач оказалось не все так гладко, как того бы хотелось. Пятиступенчатая КП ЯМЗ практически у всех вызвала нарекания к своей работе. Однако как «технологический» вариант ее следует признать приемлемой. Другое дело 9-ступенчатая ZF. Вместе с тем использование в переключении передач схемы двойного «Н» ставит под сомнение его адекватное восприятие молодым  водительским составом. В числе прочего есть претензии к включению первой передачи (слишком велик ход) и передачи заднего хода (требуется недюжинная сноровка). Казалось бы, решение на  поверхности — пневматика с «флажком». Но опять вмешалась экономическая целесообразность. Слишком затратно решение в данном конкретном случае.

К чему практически нет претензий, так это к самому шасси. Как уже было отмечено, в основе конструкции автомобилей — модернизированное шасси, в которое внесено около 50 изменений, существенно улучшивших основные параметры машины. Максимально допустимая нагрузка на передний мост автомобилей увеличена с 5,3 до 6,5 т, грузоподъемность шасси — с 12 до 13 т. Допустимая полная масса увеличена до 22,5 т, полная масса автопоезда — до 38 т. Благодаря модернизации раздаточной коробки входной крутящий момент вырос в 1,4 раза, средний расход топлива снижен на 8%.

«Вахтовку» отличало использование в ней газомоторного топлива

Повышение прочности шасси автомобиля достигнуто за счет применения усиленной рамы для длиннобазных версий. Модернизация мостов, направленная на повышение долговечности узлов, позволила увеличить их ресурс. Применение карданных валов новой конструкции (с торцевыми шлицами и рильсановым покрытием) позволила в два раза повысить передаваемый крутящий момент и значительно увеличить ресурс карданной передачи.

Значительно улучшена управляемость и безопасность автомобиля. Рулевой механизм RBL интегрального типа со встроенным гидроусилителем позволяет снизить усилие на рулевом колесе, повысить активную безопасность, сократить затраты на техническое обслуживание и ремонт. Пневмопривод раздаточной коробки и стояночной тормозной системы повышает легкость управления и надежность системы. На автомобилях внедрена полностью пневматическая высокоэффективная тормозная система с компонентами Wabco. Блокировка межколесного дифференциала среднего и заднего мостов с пневмоприводом позволяет преодолевать самое тяжелое бездорожье. В базовой комплектации предусмотрены подогреваемые топливные фильтры и топливозаборники, дополнительный топливный бак.

Знакомство с новыми грузовиками проходило в окрестностях Екатеринбурга, в знаковом  месте — «Чертово городище». Для начала возможности новой машины показали водители-испытатели, затем настал черед журналистов. Всего было предусмотрено два маршрута. Первый — «габаритка». На длиннобазном грузовике с бортовой платформой и КМУ предлагалось оценить маневренность автомобиля как при движении передним, так и задним ходом.

Далее в условиях пересеченной местности лесного массива предстояло пройти порядка 10 км на предельно возможной скорости.

Движение затрудняли колейность, наличие бродов и стесненность пространства лесных просек.

«Урал NEXT» с длинной базой, таким же неимоверным задним свесом и КМУ был выбран устроителями тест-драйва для прохождения «габаритки»

Если опустить уже высказанные замечания, то «Урал NEXT» показал себя весьма достойным внедорожным грузовиком. Забалластированные грузовики уверенно шли по трассе. При этом чувствовалось, что они способны на куда более сложные испытания.

В итоге. Внедренные технические решения позволили обеспечить гарантию на автомобиль продолжительностью 24 месяца или 100 тыс. км пробега, межсервисный интервал 15 тыс. км, высокие ресурс и остаточную стоимость.

Стоит заметить, что «Урал NEXT» является чисто гражданской продукцией завода и не предназначен для поставки в войска. Исключение составляют подразделения МВД и ФСО.

Промышленная сборка новых грузовиков началась еще в июле. Серийное производство на конвейере начнется в сентябре-октябре, о чем будет официально объявлено. До конца года предполагается собрать порядка 150–200 машин.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

ПРАКТИЧНО. АКБ надежно защищена кофром от непогоды и посторонних глаз.

УДОБНО. При входе в кабину предусмотрено достаточное количество поручней.

  • Комфорт и эргономика, сравнимые с LCV, отменные тяговые возможности и проходимость
  • Маленький руль, проблемы с обзорностью назад, избирательность при включении первой передачи и заднего хода
Технические характеристики
Полная масса, кг 22 500
Грузоподъемность, кг 12 500 (шасси)
Объем топливного бака, л 210+180
Двигатель
модель ЯМЗ-53602.10
тип дизельный, 6-цилиндр., с турбонад., Евро-4
рабочий объем, см3 8709
мощность, л. с. при мин-1 312 при 2300
крутящий момент, Нм 1225 при 1300–1600
Коробка передач мех., 9-ступенчатая
Раздаточная коробка мех., 2-ступ. с межосевым дифф.
Подвеска
передняя зависимая, рессорная
задняя зависимая, рессорная
Тормоза пневматические, барабанные
Шины 425/85R21
Сервис
Заводская гарантия 2 года или 100 000 км
Межсервисный пробег, км 15 000
Конкуренты
КАМАЗ-43118, КрАЗ-6322, МАЗ-6317, Mercedes-Benz Zetros