Обзоры
Главная  /  Обзоры  /  ОКТИС-2. Со своим пистолетом

ОКТИС-2.
Со своим пистолетом

О качестве заливаемого в бак топлива мы зачастую задумываемся лишь при оценке стоимости преждевременного ремонта двигателя

В значительной части моторы сегодня сложные, современные и импортные. Что одновременно и хорошо, и плохо. Отличную динамику, экологичность и умеренный расход топлива запишем в актив, в пассиве же имеем трудоемкость ремонта и заоблачную стоимость запчастей. Иной ремонт двигателя обходится дороже остаточной стоимости автомобиля. Хорошо, если необходимость переборки возникает при пробеге в несколько сотен тысяч километров: автомобиль свое отслужил. Но часто проблемы возникают у достаточно, а иногда и абсолютно «свежих» машин. Причем у свое­временно и качественно обслуживаемых.

Причиной преждевременного выхода двигателя из строя чаще всего бывает не заводской брак, а низкое качество продаваемых у нас горюче-смазочных материалов. И «левое» масло, и «балованный» бензин могут одинаково эффективно превратить самый совершенный агрегат в груду металлолома. Самое обидное, что доказать в суде вину производителя или продавца ГСМ удается крайне редко. Торговля маслом и топливом — дело очень прибыльное, а за большие деньги можно найти и грамотных адвокатов, и нужных экспертов. Да и опыта судебных разбирательств у любой крупной компании побольше, чем у рядового потребителя. Как же «бедному крестьянину» защитить себя от излишних хлопот, расстройств и расходов?

До лучших времен отложим трудные разговоры о моторном масле и дизельном топливе. Пока остановимся на бензине. Если «прихватить» продавца суррогата малореально, остается только отказаться от его услуг. Опытный водитель на слух определит, что залитый в бак бензин мотору пришелся не по вкусу. Несоответствующее (низкое) октановое число топлива — самый страшный враг мотора — проявляется снижением мощности двигателя, его перегревом, увеличением расхода топлива и детонационными стуками. К сожалению, почувствовать эти изменения (особенно при хорошей аудиосистеме и приятных попутчиках) способен далеко не каждый. А процесс разрушения деталей ощутим только по его логическом завершении. То есть после определенного, если повезет — длительного, пробега, отделяющего событие заправки от факта необходимости ремонта. Можно, конечно, подстраховываться и при каждой заправке вливать в бак дозу «бустера» — препарата, повышающего октановое число. Но эти средства автохимии дороговаты и не слишком эффективны против действий волшебников с АЗС.

На манипуляции с какой-то трубкой работники заправки смотрят с подозрением
© Фото: Алексей Смирнов

К счастью, есть на земле русской ищущие и ответственные люди, задумавшиеся над проблемой. Во Владимире разработан и запущен в производство индикатор октанового числа автомобильных бензинов ОКТИС-2. Полным спасением от топливных бед этот прибор не назовешь, но то, что его создатели сделали шаг в правильном направлении, сомнения не вызывает. ОКТИС-2 представляет собой алюминиевую трубку переменного сечения длиной 28 см с прикрепленным к ней электронным блоком. С одного конца в нее вставляется штатный заправочный пистолет топливораздаточной колонки, другой конец входит в заправочную горловину. Достаточно пропустить через прибор 5—10 литров бензина, и на табло появятся цифры, соответствующие его реальному октановому числу. Если же для измерений использовать не проточный режим, а режим погружения, то потребуется всего 80 мл в соответствующей емкости. Получив соответствующий (точнее — несоответствующий) результат, качать права на АЗС не удастся: прибор является не средством измерения, а всего лишь индикатором. Но определенные защитные действия предпринять можно и нужно. Прежде всего, прекращаем заправку: 10 литров бодяги в баке это еще не 60. Если не удастся тут же долить под пробку качественного топлива, за день-два выкатаем его в щадящем режиме. К тому же немного поможет исправить ситуацию имевшийся в баке остаток бензина. Но главное, включаем эту АЗС в свой личный черный список. Постепенно накопятся статистические данные. Но расслабляться и прекращать контроль не стоит: волшебников у нас много. Береженого бог бережет.

На бумаге все гладко, на деле же получается несколько сложнее. Во-первых, фракционный состав бензинов разных производителей может отличаться. Прибор нуждается в предварительной калибровке, требующей времени и определенных навыков. Производитель прибора исходит из того, что в каждом регионе имеется доминирующий поставщик топлива, а как быть, если бензин везут из разных мест, включая заграницу?

На манипуляции с какой-то трубкой работники заправки смотрят с подозрением. По мнению ряда опрошенных нами юристов потребитель не имеет законного права вносить изменения в конструкцию не принадлежащего ему оборудования, т.е. сначала надо вставлять прибор в горловину бака и лишь затем вводить в него заправочный пистолет. Безупречным решением могло бы стать размещение прибора в самой горловине, но как объяснили разработчики, такое устройство не заинтересовало автопроизводителей, борющихся за снижение себестоимости серийной продукции. А жаль: если бы на заправках знали, что качество топлива контролируется большинством клиентов, колдуны бы вымерли. Остается надеяться на дилеров: они «нафаршировывать» машины любят. А подобный прибор полезнее многих других безделиц.

Цена ОКТИС-2 (в 2—3 полных бензобака) особенно не пугает. Любой ремонт двигателя обойдется многократно дороже, а прибор можно взять вскладчину и совместными с друзьями усилиями составить список неблагонадежных АЗС значительно быстрее.
 
Погрешность прибора, как показали независимые тесты наших коллег, для высокооктановых бензинов не превышает 2,4%. Следовательно, с его помощью можно гарантированно «поймать» отклонения октанового числа в 3 единицы и более. Для экспресс-анализа довольно точно, тем более что меньшие отклонения для двигателя не столь критичны.

Стоит ли приобретать прибор, решайте сами. Надо учитывать множество обстоятельств, начиная со стоимости автомобиля и работ по его ремонту и заканчивая остротой проблем с топливом в вашем регионе. Да и от везения вашего многое зависит...