Top.Mail.Ru

Зачем прогревать вариатор и как грамотно это сделать?

Зачем прогревать вариатор и как грамотно это сделать?

16.11.2022
Многие автовладельцы искренно недоумевают: зачем греть мотор, который с ходу пустился и, вроде бы, уже готов тебя везти в любой мороз. Никакие умные публикации на подобные темы не рассеивают их скепсиса. А уж если речь заходит о коробке передач, то тут дела совсем плохи. Дескать, зачем греть какие-то шестеренки?

Редакция

Простую «ручную» коробку, может быть, особо жалеть и не стоит. Но если речь заходит о вариаторе, то ситуация резко меняется. Это уже не просто набор шестеренок, а целая коллекция деталей из различных материалов, от металлов до пластмасс и всяческих сплавов. А самое главное – это наличие уникальной рабочей жидкости, выполняющей, казалось бы, противоположные задачи – от борьбы с трением до создания устойчивого сцепления. Весь этот паноптикум в разной степени подвержен термическим воздействиям. Ухудшается текучесть жидкости, сужаются металлы, растет их хрупкость. Но если сталь, алюминий, пластмасса и резина даже на морозе за тридцать градусов остаются работоспособными, то упомянутая жидкость начинает показывать характер.

Конкретные проблемы следующие. При сильном охлаждении возрастает вязкость – загустевшая субстанция сильно нагружает насос. Тот отчаянно работает, создавая высокое давление, которое может повредить клапаны гидроблока и резиновые уплотнения. Но, даже если ничего не пострадает, холодная жидкость не сможет обеспечить трение, достаточное для передачи высокого крутящего момента – неизбежно проскальзывание. А где проскальзывание, там обязательно появятся задиры  на поверхностях конусов и ремня – это очень плохо. Для нормальной работы жидкость должна иметь температуру в диапазоне примерно 60 – 100 °С.

Все это хорошо, но каким образом можно прогреть вариатор зимой? Двигатель внутреннего сгорания всегда согреет сам себя даже на холостых, пусть и не очень быстро, но в вариаторе-то ничего не сгорает. Конечно, какая-то часть тепла от мотора ему перепадает за счет близкого соседства, но для прогрева до указанных градусов этого никак не достаточно. Конечно, прогреть коробку паяльной лампой или тепловой пушкой, как это делали и делают водители замерзших грузиков не получится при всем желании. Поэтому придется немножко похитрить.

Зачем прогревать вариатор и как грамотно это сделать?

Впрочем, все просто – тот же прием применяют владельцы автомобилей с гидромеханической коробкой передач. При прогреве двигателя на стоянке, насколько это возможно в жилой зоне с нервными соседями, нужно перевести селектор вариатора в положение D или R, удерживая машину тормозами. Если автомобиль припаркован так, что упирается колесами в высокий бордюр, то можно, в общем-то, обойтись и без тормозов, но лучше все-таки подержать тормозную педаль нажатой – так спокойнее. В этом случае рабочая жидкость начнет активно перемешиваться, вследствие чего вариатор начнет довольно интенсивно прогреваться. Поспособствует прогреву вариатора и то, что мотор получает нагрузку, а потому также прогревается быстрее.

Если уезжать с парковки нужно немедленно, то, опять-таки, действуем так же, как с гидромеханическим автоматом: плавно выбираемся со стоянки и, по возможности без «гонок на выживание», начинаем движение к намеченной цели, не нагружая ни мотор, ни коробку ездой типа «газ в пол». В таком спокойном режиме вариатор прогреется минут за 10 – 15. Такое обращение значительно продлит его ресурс.

Современные автомобили надежны, но их возможности все-таки не безграничны. Помните об этом и старайтесь хотя бы немного помогать технике человеческим отношением.

Редакция рекомендует:






(Пока оценок нет)
Загрузка...

Обсуждение

Ваш адрес email не будет опубликован.

Статьи по теме
Популярное