Если попытаться простым языком объяснить, что такое утилизационный сбор, то все сведется к одному слову: налог! Конечно, так говорить не совсем верно, зато понятно.
Редакция
Так все-таки, что такое утилизационный сбор? По сути это те деньги, которые впоследствии потребуются для переработки машины, когда ее жизни придет конец. Это разовый платеж, который государство получает от импортера, производителя или покупателя транспортного средства, которое выпускается в обращение в России.
Утилизационный сбор на автомобили в России ввели в 2021 году при вступлении нашей страны в ВТО. Поначалу его оплачивали только импортеры машин, но двумя годами позднее его стали выплачивать и российские автопроизводители. Правда, последним утильсбор возвращался через хитрые схемы госсубсидий, что давало преференции тем, кто вкладывался в развитие производства в России.
Величина утилизационного сбора в 2023 году году определяется как произведение базовой ставки на коэффициент – и то, и другое зависит от типа транспортного средства, его возраста и т.п. Основной документ по этому вопросу – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 № 2132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Документ вступил в силу 1 января 2023 года: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211250027 .
Тем, кого интересуют исключительно транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования (то есть обычными автовладельцами), рекомендуем заглянуть в последнюю строку нижеприведенной таблицы, где указана величина утилизационного сбора на автомобили:
Автомобиль | младше 3-х лет, ₽ | старше 3-х лет, ₽ |
Электромобили | 32 600 | 122 000 |
С двигателями до 1000 см3 | 48 200 | 123 000 |
С двигателями от 1000 до 2000 см3 | 178 400 | 313 800 |
С двигателями от 2000 до 3000 см3 | 281 600 | 480 200 |
С двигателями от 3000 до 3500 см3 | 259 600 | 570 000 |
С двигателями от 3500 см3 | 445 000 | 700 200 |
Транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 3400 | 5200 |
Базовая ставка утилизационного сбора для таких машин составляет 20 тыс. рублей, а коэффициент, в зависимости от возраста машины, меняется от 0,17 до 0,26. Таким образом, при ввозе автомобиля из-за границы для личного пользования утильсбор составит 3400 ₽ за новую машину и 5200 ₽ за автомобиль старше трех лет.
Для сравнения – несколько цифр по грузовым автомобилям:
Транспортное средство | Размер сбора до 1 января 2023 года (до 3-х лет / выше 3-х лет), ₽ | Размер сбора с 1 января 2023 года (до 3-х лет / выше 3-х лет), ₽ |
Грузовики от 20 до 50 тонн | 1 002 000 / 2 035 500 | 1 357 500 / 2 850 000 |
Самосвалы от 20 до 50 тонн | 945 000 / 2 035 500 | 1 276 500 / 2 850 000 |
Утилизационный сбор в 2023 году для грузовиков вырос на 35 - 40 %. В рублях же увеличение составило от 331 500 до 814 500 ₽. Поскольку размер утилизационного сбора закладывается в стоимости продажи автомобилей, следует ожидать, что именно на такие суммы подорожают грузовики.
В отдельных ситуациях утильсбор оплачивать не нужно – это относится к следующим транспортным средствам (ТС):
– ТС, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
– ТС, которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
– ТС, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
–ТС, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Напомним, что освобождение от уплаты утилизационного сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты.
Что еще почитать:
Купил подержанный автомобиль с запретом на регистрацию – что делать?
Чинить будете здесь – и точка! Что опять страховщики чудят с ОСАГО?
Ремонт фары: стоит ли заморачиваться или проще купить новую?
Доброго, можете подсказать таможню по Московскому району краснодарский край, у меня машина тайота тундра высокой проходимостью сколько будет утиль?
Объем 5,7 год 2010.